Всем известно, что зависть – одно из самых отвратительных чувств. С детства нас приучают: завидовать плохо, зависть унижает, уродует человека, завистник – омерзителен. И это действительно так. Нельзя завидовать более удачливому соседу или более симпатичному товарищу.
Но в последнее время в России завистью называют совершенно другие чувства. Появился миф, что все бедняки – либо неудачники, либо лодыри. Что они просто завидуют более удачливым россиянам, имеющим солидные капиталы. А поскольку зависть – это зло, необходимо осудить все проявления недовольства бедноты социальным неравенством, признать её завистником и осудить. Очень удобно уйти от ответственности тем, кто нажил свои несметные богатства путём махинаций и откровенного грабежа, пусть даже узаконенного.
На Западе тоже есть миллионеры. Но их состояния копились десятилетиями и даже столетиями. Из поколения в поколение приумножались их богатства. А начинались эти миллионы с небольшого. Некоторые, например, Билл Гейтс, разбогатели благодаря своему «ноу-хау».
Иное дело в России. Наши олигархи, входящие в списки богатейших людей планеты, ещё лет 20 назад были обычными советскими людьми без сверхдоходов и частной собственности на гигантские средства производства. Их материальное положение совершенно не отличалось от положения остальных россиян. Но вот грянула приватизация! Возможно, что кто-то уже забыл, что это такое. Я напомню.
В начале 90-х под разговоры о неэффективности производства, низкой производительности труда и качестве выпускаемой продукции при господстве общенародной собственности правительством новой России было принято решение о приватизации, т.е. передаче общей собственности в частные руки, причём сделать это планировалось по справедливости – каждый гражданин России имел свою долю в огромной совокупности производственных мощностей государства. Поэтому все основные фонды производств, подлежащих передаче в частные руки, были подсчитаны и разделены на количество граждан России. Получилась сумма в 10 000 рублей. Именно на эту сумму каждый мог бесплатно получить свою долю при акционировании любого предприятия. Можно было получить и больше, но заплатив уже по полной стоимости.
На предприятиях Госзнака были отпечатаны приватизационные чеки (ваучеры) номиналом в 10 000 рублей, организованы пункты их выдачи. Заплатив символическую сумму в 25 рублей, каждый гражданин России становился обладателем ценной бумаги, дававшей право на получение весьма солидной доли в приватизируемом государственном имуществе – средствах производства, недвижимости предприятий, создаваемых поколениями советских рабочих. В средствах массовой информации государственные мужи не уставали повторять: предприятиям нужен хозяин, только с полноправным собственником производство начнёт работать эффективно и на благо людей. Со всех каналов телевидения и радио звучали призывы поскорее вложить свой ваучер в дело. Появились «инвестиционные фонды», собиравшие ценные бумаги у населения, чтобы вложить их в разные предприятия, а дивиденды делить между вкладчиками («Первый ваучерный фонд», «Нефть-алмаз-инвест», «Хопёр-инвест» и др.). Вроде бы, всё правильно. Но…
Был маленький нюанс, на который никто не обратил внимания. Срок действия ваучеров (приватизационных чеков) заканчивался 31 декабря 1993 года, а на приватизационные торги до этого срока выставлялись только бесперспективные и убыточные предприятия. Одновременно нагнеталась истерия – скорее пристраивайте свои чеки, иначе они превратятся в пустую бумажку! И население торопилось вложить свои ваучеры в пустые предприятия или продать их перекупщикам за бесценок. И лишь в последние дни правительством было объявлено: поскольку на руках ещё остались не вложенные в дело ваучеры, то, по «просьбам трудящихся» (как в старые добрые советские времена), срок действия приватизационных чеков продлевается на полгода. И лишь после этого на приватизационные торги начали выставлять действительно прибыльные и перспективные предприятия. Но основная часть населения уже потратила свои ваучеры на «пустышки». Или продала их «знающим» людям. Поэтому работающие и приносящие огромную прибыль предприятия были приватизированы небольшой кучкой мошенников, ставших олигархами. За сравнительно небольшую (проще сказать – смешную) цену они приобрели в личную собственность огромные производственные фонды, предприятия стратегического масштаба! «Газпром», чёрная и особенно цветная металлургия, нефтедобыча и экспорт. Колоссальные богатства в виде станков, оборудования, движимого и недвижимого имущества, сырьевых запасов общегосударственного масштаба быстро и легко перешли из общенародной собственности в частную.
И всё это благодаря ма-а-а-а-аленькому нюансу. Всего лишь небольшой хитрости, в результате чего накопленная за десятилетия трудом всех советских рабочих собственность перераспределилась волшебным образом: одни получили то, что всегда было ни к чему негодно, другие – то, что всегда будет приносить немалый доход.
Вот откуда взялись олигархи. Прошло время, и обманутый народ возроптал – все мы были одинаковы в СССР, почему же теперь одни бедствуют, причём далеко не лодыри или алкоголики, совсем не глупые и вовсе не ленивые, очень даже не лишние люди, а другие – жируют, причём вызывающе. Почему те, чьим трудом создавались все эти предприятия, еле сводят концы с концами, а те, кто пришёл со стороны, имеет всё. Почему дети тех, кого буквально вынудили посредством пропаганды вложить свои ваучеры в отсталые предприятия страдают от голода, а дети олигархов – от того, что им «нечего больше хотеть»?
И вот, когда кто-то задумает возмутиться от такой несправедливости, у олигархов и их приспешников есть очень веская отговорка: это завистники, а зависть – низменное и уродующее человека чувство. Поэтому всех, кто вздумает посягнуть на итоги «прихватизации», следует объявить завистниками и осудить.