Нас намеренно «пичкают» мифами. Один из таких мифов – порабощение человечества искусственным интеллектом.
Миф этот культивируется со всех сторон. Особенно старается кинематограф. Ежегодно выходят фильмы о том, как какой-нибудь суперкомпьютер пытается уничтожить человечество, и противостоят ему герои (из американцев), которые ценой неимоверных усилий срывают планы искусственного интеллекта.
Да и телевидение не отстаёт. На одном из известных телеканалов (не буду называть), ежедневно и ежечасно изливающих на зрителей антинаучные «помои», нет-нет, да и пройдут сюжеты о возможности порабощения цивилизации роботами и компьютерами.
Для чего понадобились такие «пугалки»? Что стоит за этой истерией? Ведь кому-то это выгодно. Но для начала давайте развеем миф о возможном «восстании» искусственного интеллекта.
Для непросвещённого обывателя всё кажется логичным и предсказуемым: искусственный интеллект становится всё более мощным, всё более глобальным, а возможности человеческого мозга уже давно не идут ни в какое сравнение с возможностью компьютера (даже бытового). Искусственный интеллект, который контролирует все процессы в мире (от финансовых потоков между государствами до расходов на продукты каждой отдельной семьи), который способен в доли секунды произвести миллиарды аналитических операций, просчитать последствия триллионов возможных решений, разве не воспользуется возможностью стать выше человека?
А вот не воспользуется! Мы пытаемся наделить искусственный интеллект теми чертами, которыми обладаем сами. В том числе – алчностью, жаждой власти, честолюбием, тщеславием и т.д.
Нет, друзья мои! Машина не страдает нашими недостатками. Она изначально создавалась не как наша копия, а как нечто более совершенное, как инструмент, позволяющий нам усилить наши возможности.
Искусственный интеллект – это инструмент для обрабатывания и анализа информации. В него изначально не заложены две вещи.
Во-первых, то, что конечная цель действий должна привести к определённому результату, субъективно определённому. Компьютеру неведомы эмоции и предпочтения. Он – слепая машина. Мощная, высокопроизводительная, но машина.
Во-вторых, в компьютер (искусственный интеллект) невозможно заложить как человеческие достоинства (чувство красоты, эмпатию, совесть и т.п.), так и недостатки (жажду власти, похоть, алчность и т.п.).
Понятно, что искусственный интеллект создавался не как копия человеческого мышления (со всеми его недостатками и проблемами), а как нечто более совершенное. Сами посудите: стоило ли создавать телегу, которая передвигалась бы по принципу человеческих ног? Нет! И это правильно.
А представьте, что некий «изобретатель» в конце XIX - начале XX века, уверенный, что иного принципа передвижения по земле, кроме как на двух ногах, быть не может, ратовал бы за создание автомобилей по принципу «шагохода»! Вам смешно? Но когда мы говорим о возможном порабощении компьютером человека, то это выглядит именно так!
Первое, что следует уяснить, так это то, что искусственный интеллект работает по совершенно иным принципам, чем человеческий мозг. В последние десятилетия нейробиология достигла огромного прогресса в изучении головного мозга, и выводы учёных однозначны: принципы работы человеческого мозга не имеют ничего общего с работой искусственного интеллекта.
Например, память. Компьютерная память – это набор сигналов, помещённых в определённые ячейки на носителе. Информация считывается с помощью программ, которые точно знают, где находится тот или иной файл и какими операциями обрабатывается. Память человека – это система импульсов, передаваемая от нейрона к нейрону по запутанной системе отростков (аксонов).
Представьте: компьютер запоминает изображение. Это набор сигналов (в двоичной кодировке), представляющий собой развёртку экрана. Записывается в виде последовательных импульсов в ячейки носителя. Каждый сигнал – информация об определённом месте (пикселе) изображения. При любом извлечении информации из памяти изображение воспроизводится полностью, в том качестве, в котором оно записано.
А как запоминает мозг? До конца это не ясно, но многое можно сказать уже сейчас. Мозг запоминает эмоции, которые возникли у него при оценке той или иной части изображения. И когда впоследствии мозг в своих недрах «воспроизводит» изображение, он восстанавливает те связи между нейронами, которые возникли у него тогда, когда он это «видел воочию».
Вот, например, я с детства помню один дом на нашей улице. Длинный одноэтажный барак. Иногда мне кажется, что я помню его в мельчайших подробностях. Во сне он мне часто снится, и стоит закрыть глаза, как он снова перед моими глазами… Но сосчитать по памяти, сколько в нём окон, я не могу! Я помню не «картинку», а эмоциональные образы, связанные с теми временами, когда я видел тот дом!
Этот пример я привёл для того, чтобы проиллюстрировать ту гигантскую пропасть, которая отделяет машинное «мышление» от человеческого.
Второе, на что следует обратить внимание – это задачи, которые стоят перед человеком и искусственным интеллектом. Задача человеческого мозга – познавать мир. Задача машины – вычислять, анализировать, делать выводы и управлять системами через имеющиеся инструменты.
Искусственный интеллект – это не замена человеческого мозга, а «усилитель» его возможностей. Как гидравлический манипулятор многократно усиливает силу мышц машиниста, который им управляет через рычаги, так и компьютер усиливает интеллектуальные способности оператора в миллионы раз. Анализ огромного потока информации, выведение статистических закономерностей, поиск наиболее рационального решения - всё то, над чем целые коллективы учёных и инженеров будут работать годами, машина делает за доли секунды!
Возможности компьютеров первыми оценили инженеры. И неудивительно: ушли в прошлое логарифмические линейки, таблицы Брадиса, огромные кульманы. Чертежи создаются на экране монитора лёгкими движениями мыши, расчёты выполняются сразу после заполнения таблиц. Всё автоматически, всё легко и просто. Время сжимается – то, что раньше требовало месяцев кропотливых вычислений, теперь занимает несколько часов!
Да, компьютер намного производительнее, чем человеческий мозг! Но в этом он не конкурент человеку, а только его помощник. Прогресс требует от человека решать проблемы всё быстрее и эффективнее, и искусственный интеллект помогает ему в этом.
И третье, что необходимо уяснить всем тем, кого пугают «восстанием машин», - компьютер, обладая огромными мощностями, в принципе не способен давать свою личную оценку той информации, которая проходит через его «нутро». Так же, как гидравлическому манипулятору не ведомо, что именно он творит, так и компьютеру не свойственно иметь свою оценку выполняемой работы.
Это люди разные, а машины - все одинаковые и выполняют свои задачи одинаково. Разные компьютеры при решении одной и той же задачи при одних и тех же данных, выдадут одинаковый результат. А с людьми это в корне не так. Вроде бы все получают одинаковую информацию, но оценивают по-разному и приходят к разным мнениям, порой диаметрально противоположным.
Итак, человеческий мозг и искусственный интеллект – это разные вещи. Человек не может даже близко приблизиться к возможностям компьютера, а в компьютере нет и не может быть алчности, честолюбия, жажды власти. Этих понятий для машины просто не существует, так же, как для скрипки не существует нот! Но чтобы скрипка зазвучала как надо, нужен человек, который умеет играть по данным нотам. Сама скрипка способна только издавать звуки и не более! Так же и с искусственным интеллектом: человек ставит задачу, а компьютер решает. И не более!
Поэтому понятно, что ни о каком «мятеже» искусственного интеллекта против человека, «порабощении» цивилизации «машинным разумом» не может быть и речи! И возникает вопрос: а для чего понадобилась эта истерия про «восстание машин»? Ведь «если звёзды зажигают – значит, это кому-то нужно!»
Кто-нибудь помнит истерию с «озоновыми дырами» в 90-е годы? Сейчас никто и не скрывает, для чего именно она была нужна: компании, производящие заменители фреона, таким способом избавлялись от конкурента. Они своего добились, и кто сейчас говорит об озоновых дырах? Другой пример – так называемый Киотский протокол, которым сейчас «дурят» головы мировой общественности.
Напугать население мнимой угрозой – это способ отвлечь от реальных и серьёзных проблем. Запуганным населением легче управлять, а мифический враг – хорошая ширма для теневых амбициозных проектов. Тем более сейчас, когда цивилизация находится на изломе своей истории, когда для дальнейшего развития требуются новые формы существования, идущие вразрез с интересами уже сложившихся мировых элит. Называйте их как хотите («мировой финансовый олигархат», «мировое закулисье», «масонство», «корпоратократия»), смысл от этого не меняется – это ростовщические кланы, зародившиеся ещё в Средние века в Венеции и Ломбардии, ставшие мировой «элитой» и претендующие на мировое господство.
Но в настоящее время, когда возможность для «власти по всей земле» для них более чем реальна, они превратились в «тормоз прогресса»! И цивилизации необходимо от них избавляться, чтобы развиваться дальше. А возможно ли, чтобы они добровольно отказались от своих планов? Конечно же, нет! Имея в своих руках финансовые ресурсы мирового масштаба, они намерены биться за свои амбиции до конца.
Насаждение (прямое или косвенное) мифов о мнимых угрозах (в том числе и о «восстании машин») - это отвлечение мировой общественной мысли от реальной угрозы: порабощения цивилизации ростовщическим олигархатом.