Возможно, что кто-то сейчас удивлённо вскинул брови и воскликнул: «А разве не так?! Это же общеизвестно!» Нет! Истина рождается в познании! А в спорах рождается только вражда.
Как говорила моя бабушка: «Свои мозги не вынешь и другому не вставишь!» Чем дольше живу на свете, тем больше убеждаюсь в правоте этой народной мудрости! Заставить другого иметь точно такое же мнение, что и у тебя, практически невозможно! Для этого необходимо, чтобы он имел точно такой же «багаж знаний», что и ты! А это невозможно – каждый развивается по-своему!
«Зомбоящик» нас потчует так называемыми телевизионными ток-шоу, в которых приверженцы разных (порой, диаметрально противоположных) мнений пытаются доказать правоту своей точки зрения. Казалось бы, всё правильно, всё верно! Прямое следование принципу «в спорах рождается истина» …
Вот только истина в таких передачах не рождается. Ещё не было случая, чтобы одна сторона переубедила другую. Каждый раз противники расходятся, оставаясь при своём мнении. И у зрителей убеждения не меняются: у каждого из них есть свои представления в данном вопросе и, наблюдая схватку в прямом эфире, они (выслушивая доводы «своего») лишний раз убеждаются в правильности своего мнения. Уж так устроен человек: он легко воспринимает те доводы, которые считает истинными, и с огромным трудом – которые кажутся ему ложными.
В самом деле! Представьте, что перед вами спорят сторонники двух теорий: геоцентрической модели вселенной и гелиоцентрической. Каждый из них приводит свои доводы и доказательства. Если вы мало-мальски в курсе дела (помните об учении Коперника), то никакие доказательства геоцентристов вас не переубедят в обратном. И наоборот: если вы давно сомневаетесь в том, что Земля вращается вокруг Солнца, то доводы сторонников геоцентрической модели лишний раз убедят вас в вашей правоте.
Для чего же нужны такие ток-шоу? Чтобы развлекать зрителей! Как в Древнем Риме плебеям показывали гладиаторские бои, потакая их низменным потребностям наблюдать бой не на жизнь, а насмерть в обмен на лояльность существующей власти, так и современное телевидение «кормит» нас ток-шоу, в которых грызутся представители разных политических или морально-нравственных убеждений.
Как когда-то плебеи в Древнем Риме деградировали и огромная империя пришла в упадок, так и население современной России отупляется с помощью СМИ и прежде всего – телевидения! И что будет после того, когда огромная страна (некогда самая читающая в мире) превратится в сборище тупых потребителей телевизионных «шоу», думаю, объяснять не надо. Россия повторит судьбу древних римлян, но на другом, более современном уровне!
Впрочем, описание того, что ждёт Россию (да и весь мир), уже есть в романе известного американского писателя-фантаста Рэя Брэдбери «451о по Фаренгейту». Если кто не читал – очень советую прочесть или хотя бы посмотреть одноимённый фильм (Франция – Великобритания), снятый в 1966 году режиссёром Франсуа Трюффо.
Любой государственной системе необходима поддержка «снизу». Прогрессивные системы опираются на просвещённое население, поскольку именно оно является базой истинной демократии и народовластия. Для тоталитарной же системы просвещение является губительным – оно не даёт держать народ в повиновении. Просвещённые люди не только задаются неудобными вопросами, но и находят на них ответы. И не в пропагандистских роликах по продажным ТВ, а на основе научных знаний.
С точки зрения пропагандистов, величайшим достижением человечества является софистика (искусство использования софизмов – преднамеренного нарушения правил логики, для получения или оправдания ложных выводов). С помощью софизмов можно доказать (или опровергнуть) всё без исключения. Вплоть до того, что белое – это чёрное, и наоборот!
Софизмы очень популярны в современном мире. Именно сейчас, в так называемом постиндустриальном мире, проблема управления сознанием людей имеет особую важность.
Да, управление сознанием людей во все времена было наиглавнейшим приоритетом для правящих классов. Сначала этим занималась религия. Потом – книги и газеты. Затем появились кинематограф, радио, телевидение! Художественные и документальные фильмы, «аналитические» передачи и радиоспектакли, новостные программы с комментариями, ток-шоу – всё подчинялось (и продолжает подчиняться) одной цели: овладеть умами обывателя!
И вот, новое изобретение человечества – интернет! Новые возможности и новые горизонты в деле управления человеческим сознанием. Социальные сети, форумы и хостинги предоставили широкую трибуну всем – не только начинающим писателям, публицистам, актёрам, художникам, музыкантам… но и сплетникам, краснобаям и всякого рода недоумкам! Все получили огромную аудиторию для популяризации своих знаний, творчества и… различного рода «измышлений» на ту или иную тему.
Интернет полон лженаучных статей и видеороликов, в которых опровергается «официальная» наука. Их названия говорят сами за себя:
«Учёные нам врут! Египетские пирамиды построили инопланетяне!»
«5 фактов о Луне, которые заставят покраснеть учёных!»
«Что скрывает от нас наука? Факты, которые опровергают официальную историю!»
«Запрещённая история! Почему учёные скрывают от нас важные артефакты!»
И т.д., и т.п.
Содержимое этих статей и видеороликов иначе как бредом сивой кобылы не назовёшь, но они имеют огромную аудиторию – миллионы человек, подавляющее большинство которых верят всей этой ахинее! Спорить с авторами, указывать на их логические ошибки в рассуждениях бесполезно! Переубедить тех, кто насмотрелся такого рода «познавательных» роликов, невозможно! И как вы думаете – в спорах с такими людьми родится истина?! Да нет, конечно!
Есть у меня один знакомый – большой любитель «непознанного» и «загадочного», активный потребитель соответствующих публикаций. Показал он мне как-то видеоролик о том, что американцы на самом деле никогда на Луну не летали, что все репортажи «лунной программы» США - это мистификация Голливуда! Я пытался ему объяснить, что все эти «доказательства» построены исключительно на незнании законов физики! Но тщетно! И вдруг я понял, что для того, чтобы его переубедить, мне надо сначала вбить в его мозги элементарные знания по законам физики, логики, астрономии… и лишь после этого он, возможно, поймёт, что его дурят! Но… как говорится: «Научить того, кто не стремится к знаниям – напрасное занятие!». А ему удобнее жить в мире «непознанного» - инопланетяне, привидения, загадочные исчезновения и шокирующие артефакты…
Эпоха Просвещения закончилась. Мы вступили в такую стадию развития цивилизации, когда знания перестали быть истинными. Если раньше научно-популярные журналы открывали нам реально существующий мир, то теперь «фейковые» новости и статьи забивают наши мозги ложью об окружающей действительности! И в этом есть свой смысл.
Дело в том, что после развала СССР человечество попало в окончательную кабалу к «торгашам». Для «торгашеской касты» главное – побольше продать! А просвещённый человек – очень плохой потребитель: его практически невозможно заставить покупать товары и услуги, которые ему в принципе не нужны, а зачастую вредны для здоровья - как физического, так и духовного.
Конечно, «по идее» - аргументированный спор по какому-либо вопросу должен привести к «торжеству истины». Но это при условии, что каждая сторона, имеет гибкую позицию, ведёт дискуссию в рамках законов логики и апеллирует только к проверенным фактам. А главное - не использует приёмы софистики (подмену понятий, логические ошибки, «фейковые» факты).
Но такого нет! То, что мы видим на телевидении или в интернете, что называют громким словом «дискуссия» (на ту или иную тему) – это «базар», главная цель которого – развлечение мещан-обывателей.
Кстати, несколько слов о «мещанах-обывателях». Мещанская идеология, основанная на ценностях потребительства, с развалом СССР и наступлением в России «времён реакции», приобрела статус основной – на ней построена государственная политика, на неё работает так называемая «массовая культура», а средства массовой информации в погоне за рейтингами (и, как следствие – финансированием) активно потакают мещанству. Ну, а рекламные и пиар-агентства, самым бессовестным образом эксплуатируют мещанство в своих целях! Если заметили, то все рекламные ролики (будь то торговая реклама или предвыборная) обращены именно к мещанам – к их насущным проблемам и чаяниям! А какие проблемы и чаяния у мещан? Побольше колбасы для желудка и поменьше работы для рук и ног, а главное – для головы!
В своё время великий немецкий философ Фридрих Ницше сказал: «Современный человек – это переходное звено между животным и сверхчеловеком!». Он понимал, что эволюция не закончилась, что современный человек несовершенен - он развивается и будет развиваться дальше. Каким будет человек будущего, мы даже не догадываемся. Мы можем фантазировать, строить предположения, но всё это – вилами на воде писано. Ясно одно: это не будет мещанин-обыватель, для которого главное в жизни – это джинсы, колбаса, «кока-кола» и другие «прелести» мира потребления. Всё будет у него другим: и жизненные приоритеты, и быт, и образ мышления! А, возможно, и само сознание у него будет другим – на новом, более высоком уровне!
Но… до этого далеко! А пока следует признать, что человек несовершенен! Как когда-то (примерно 4 миллиарда лет назад) в первичном океане, путём «проб и ошибок» зарождалась жизнь, так и сейчас формируется новая эпоха в истории живой материи – эпоха разумной жизни! И так же – методом «проб и ошибок»! И наш разум вполне можно считать «пробным».
Так что… если увидите по «зомбоящику» (или в интернете) очередное ток-шоу, в котором сталкиваются разные мнения, помните, что:
Во-первых, человек (пока ещё) несовершенен.
Во-вторых, переубедить оппонента невозможно («свои мозги не вынешь - другому не вставишь»)!
В-третьих, истина в спорах не рождается – она рождается в просвещении, в научном познании мира!
В-четвёртых, все эти ток-шоу имеют вполне определенную цель: развлекать мещан-обывателей, создавая видимость просвещения. А на самом деле – оболванивать их, превращать в тупое и послушное народонаселение!
И, наконец, в-пятых, нас ждут новые «тёмные времена», причём – похлеще, чем раннее средневековье в Западной Европе! Пережить их, сохранить культуру, науку и национальную идентичность можно, только опираясь на Просвещение!