Моя первая встреча с Алексеем Александровичем Фуриком произошла много лет назад. Тогда я еще служил, исполняя в газете «Испытатель» должность редактора. Естественное желание любого журналиста, когда он чувствует добычу (а власть и кто в ней находится, всегда таковыми кажутся) - расставить силки и в удобный момент затянуть потуже, чтобы достичь своей цели. У каждого она своя, но, как правило, это хорошая статья или острый репортаж на злободневную тему. Не скажу, что в то время таких поводов было много, но иногда и наша газета заряжала стволы солью.
После выхода очередного номера газеты меня пригласили в администрацию. Оказалось, что со мной хочет побеседовать глава района Фурик. «Сейчас начнётся», - мысленно я готовился перейти в контратаку, рассчитывая, что мои аргументы окажутся тем самым залпом из двустволки.
Но в кабинете приветливой улыбкой меня встретил человек, совсем не похожий на вышколенного чиновника. Поздоровавшись, мы сели за стол, и Алексей Александрович начал разговор... о футболе. О том, как играет наша «Искра», его увлечении футболом, попутно вспомнив, что в поселке Верхний Баскунчак, где он работал начальником локомотивного депо, тоже была команда, достаточно успешно в своё время выступавшая на областных соревнованиях. И только в самом конце разговора поинтересовался, почему, по мнению газеты, возникла та самая проблема, о которой мы написали.
Удивительная, присущая немногим черта, - тонко и деликатно сменить тему беседы, заострив внимание на самом главном, ради чего собственно и затевался разговор. Незаметно мой воинственный настрой, естественный, как прививка от столбняка, который порой охватывает в беседе с чиновником, куда-то исчез. Эта встреча не стала исключением, и я еще не раз убеждался, насколько он умеет расположить к себе, мягко поправить, а когда надо, и настоять на своём. При этом никогда не хотел обидеть человека.
Уже работая в администрации, я часто заходил в кабинет главы, чтобы уточнить некоторые вопросы и непременно наливал себе стакан минералки. Заметив это, Алексей Александрович что-то заподозрил. Но сказать открыто об этом не решился и завёл разговор о своем подчиненном - там, где он раньше работал, хорошем человеке, имевшем пагубное пристрастие к зеленому змию. От того и мучила его жажда по утрам. Пришлось и мне объясняться. Вот такая у меня здоровая физиологическая зависимость к минеральной воде, и к алкоголю это не имеет никакого отношения. Посмеялись мы тогда оба от души. Хорошее это качество у руководителя, когда он понимает чувство юмора.
Наверное, непросто было менять мундир железнодорожника на партикулярный костюм, спросил я его однажды. Где тут линия судьбы, а где кривая обстоятельств? Для Алексея Александровича это был действительно непростой выбор, и ответить на него вот так сразу не получится. Для начала надо вспомнить, как в детстве что-то мастерил, увлекался техникой. Это у всех пацанов так - кого тянуло к машинам, а кого к самолетам. Кстати, по этому поводу зашёл однажды у нас спор. Авиация - это геометрия в небе и точный расчёт во всем, а поезда следуют строго по расчерченному рельсами маршруту. Тут не может быть никакого сравнения. «Ничего подобного», - возразил Алексей Александрович. Вспомнил, как начинал свой путь в профессии машиниста тепловоза. Для начала требовалось пройти медкомиссию, профотбор, собеседование на психологическую устойчивость - всё, как в авиации. А без профессиональных навыков управление тяжёлым, многотонным составом невозможно и тут тоже нужна точность, согласованность действий, чтобы соизмерить движение с маршрутным графиком и безошибочно прибыть на стацию. Есть в этом своя романтика - встречать в пути рассветы и провожать закаты. Хотя случалось разное.
Он уже работал начальником депо в городе Пугачёве. После полуночи его срочно вызвали из дома. На перегоне тепловоз на полном ходу врезался в хвост груженного щебнем состава. Своевременно не сработала подача сигнала. Когда приехал на место аварии, увидел дымящийся, искорёженный локомотив. Требовалось вытащить ленту для расшифровки данных, что-то наподобие «черного ящика». Первым делом залез в кабину. Машинист погиб сразу. А помощника зажало в дизельном помещении. Стон, переходящий в крик. Срочно надо вытаскивать, иначе замерзнет. Мороз под тридцать. Хорошо, что вовремя подоспела бригада восстановительного поезда, вместе помогли спасти парня. Он после этого еще долго работал машинистом.
У каждого человека бывают минуты, когда он начинает что-то переосмысливать в своей жизни. Всё идет вроде бы нормально, как и должно быть, но наступает момент, когда тебе приходится делать выбор - оставаться в прежней реальности или принять новый вызов. Таким для Алексея Александровича Фурика - начальника одного из крупнейших депо на Приволжской железной дороге - стало предложение руководства переехать из Пугачёва в поселок Верхний Баскунчак. Решение непростое, с каким трудом давалось известно, наверное, только самым близким. Но оно было принято, изменив ту самую, линию судьбы.
На вопрос: «Там что, застой?» «Нет, - ответили ему наверху. - Там болото». Ушло время первопроходцев, осваивавших целину и комсомольцев - энтузиастов строителей БАМа, начиналась эпоха ударников кооперативного труда, как-никак за окном перестройка, а он оставался всё такой же, что в юности, веривший в идеалы, как Павка Корчагин, и готовый осушить даже болото.
Это сейчас кому-то кажется, что Фурик был всегда непреклонным стоиком, этакой символической личностью, на самом деле в нём жил романтик. В детстве он мечтал стать геологом, отправляться в экспедиции за новыми открытиями, затем журналистом, ездить в командировки, встречаться с интересными людьми и сдавать готовый материал в очередной номер газеты. Но в какой-то момент понравились тепловозы, мощь и сила, заключённые в них, и одновременно поэтическое, почти по Блоку: летит, летит стальная колесница...
Затянувшийся конфликт между прежним начальником локомотивного депо и главным инженером, дезорганизовывавшим всю работу на транспорте, пришлось разрубать самым радикальным методом. Предыдущий опыт позволил быстро навести порядок. А затем наступило время, когда надо было строить. В поселок Верхний Баскунчак стали приезжать специалисты со всей страны, которые прежде уезжали. Для этого необходимо было жилье и детские садики. Он смог мобилизовать ресурсы и каждый год в поселке появлялись новые дома, совместно с органами местного самоуправления благоустраивалась социальная сфера. За несколько лет локомотивное депо превзошло все производственные показатели.
Время больших перемен для страны совпадает с назначением Алексея Александровича Фурика заместителем начальника Астраханского отделения Приволжской железной дороги по железнодорожному узлу станции Верхний Баскунчак. Но для него лично всё остается по-прежнему. Не в его характере сидеть в кабинете. Он постоянно в цехах, среди рабочих, обсуждает, как усовершенствовать технологию профилактического и капитального ремонта тепловозов, добивается внедрения рационализаторских предложений, убеждает начальство выделить дополнительные лимиты. С такими же одержимыми идеями специалистами совсем близко они подошли к получению патента на важнейшее изобретение, позволившее сэкономить миллионы рублей. Но начиналась новая эра. Советский Союз распадался на части, и уже сама страна, как нуждавшийся в срочном ремонте локомотив, застрянет на полустанке.
Думал ли он тогда, что линия судьбы ещё раз очертит замысловатый изгиб, и он станет главой Ахтубинского района. Вызов, который он принял, потому что буксующий где-то в пути локомотив кому-то надо было двигать вперед, пусть не по главной магистрали, и путь тот заранее не был намечен, зато машинист на нём точно знает, на какую следующую станцию прибыть.
Многие из нас жили в то время, и также, оказавшись на перепутье, соизмеряли свою гражданскую позицию с дальнейшей судьбой страны. Для Фурика важно, прежде всего, доверие людей, и та ответственность, которую он взял на себя, была осознана им намного раньше, когда он вступил в ряды Коммунистической партии.
Через несколько лет случится дефолт. И если на Красной площади шахтеры могли отстаивать свои права, стуча касками по булыжной мостовой, то здесь главе района приходилось самостоятельно справляться с послекризисным синдромом. Именно в эти годы, когда любое строительство воспринималось как чудо господнее, в Ахтубинске сдаются сразу три многоквартирных дома. В брошенном военными строителями микрорайоне «Восточный» после реконструкции десятки семей отпраздновали новоселье. Район первым по стране внедряет систему капельного орошения и гордится объемами выращенного лука, прежде завозимого из других регионов. Несмотря на развал экономики в стране, удается сохранить гордость коренных речников – судоремонтно-судостроительный завод. Держатся-крепятся и другие промышленные предприятия. И то, что не все из них удаётся отстоять, Фурик воспринимает как свою личную неудачу.
Самый трудный, судьбоносный период пришелся на 2005 год, когда федеральный закон перекроил принципы местного самоуправления и возникла необходимость передачи части объектов соцкультбыта муниципальному образованию «Город Ахтубинск». Мне приходилось неоднократно присутствовать на совместных совещаниях с представителями городской администрации и ГЛИЦ имени В.П. Чкалова, на которых обсуждались и находились компромиссные решения по самым, казалось бы, проблемным вопросам. У Алексея Александровича хватало мудрости и терпения выслушать коллег, хотя не всегда мнения совпадали. И то, что прежде ведомственные детские сады безболезненно перешли на баланс районной администрации, а отопительный сезон не был сорван, при том, что городу было передано всё коммунальное хозяйство, мне видится профессиональный подход прежде всего главы района.
Каждый раз, выезжая на День села (а такие встречи проходили регулярно), все заместители и начальники отделов администрации хорошо знали, что придется отчитываться о своей работе и отвечать на неудобные вопросы. А потому готовились. И сам Фурик перед тем, как идти на сход, сначала заезжал на поле к кому-нибудь из фермеров, затем обходил все значимые объекты в селе, подолгу разговаривал с людьми, интересовался, сколько учеников в школе и обязательно заглядывал в котельную, чтобы лично убедиться в запасах угля. Это ли не пример нынешним руководителям.
Доставалось Алексею Александровичу тоже немало. Кто-то ругал, вспомнив старую обиду, кому-то просто не нравился глава района, это случается довольно часто с каждым, кто, так или иначе, имеет отношение к власти. Используя одну из оппозиционных тогда газет, пытались даже сводить политические счеты. Чуть позже её редактор в трудную минуту сама обратилась к нему за помощью. И он помог, без всяких оговорок.
Но вот что удивительно, сегодня Фурик по-прежнему один из самых известных политиков Астраханской области. Он трижды становился главой администрации г. Ахтубинска и Ахтубинского района, являлся главным советником-экспертом Губернатора Астраханской области и четырежды избирался депутатом регионального парламента. Своего рода многократный чемпион на политическом олимпе. Среди наград есть медаль ордена «За заслуги перед Астраханской областью» и знак «Почетный железнодорожник» Министерства путей сообщения СССР.
Всё чаще свободные дни Алексей Александрович проводит на даче. Говорит, что чувствует себя здесь, как в детстве, когда жил у деда. У него тоже был большой сад и этот воздух, наполненный запахом спелых яблок, когда дышится так хорошо, пение птиц и где-то недалеко, у соседей, звонкий, голосистый призыв петуха, так знакомо и дорого его сердцу. Приезжая к нему, всякий раз вижу, как он что-то перестраивает. Уже даже стал над ним подшучивать. То пристрой к дому, то смастерил беседку, объясняя мне, каким по сопромату должен быть уклон крыши. А теперь вот добрался до дачной мебели. Посиделки с кружкой чая, которыми обычно сопровождается сбор винограда, прервал лай собаки. «Это мои друзья пришли», - с теплотой в голосе поясняет он. Большой, белый, как полярный медведь, породы алабай пес сразу завилял хвостом, увидев хозяина дачи, другой, но чуть поменьше, стоял поодаль, ожидая своей порции ласки.
«Где-то еще гуляет компания, зимой я каждую неделю приезжаю сюда, подкармливаю бедолаг», - Алексей Александрович потрепал собаку по загривку. Мне ничего не оставалось, как молча наблюдать этот незатейливый сюжет, добрый и поучительный. И в этом, наверное, тоже заложен определенный смысл, когда человек так любит животных, дорожит каждой минутой общения с природой и понимает, насколько хрупка гармония жизни, в которой у каждого отражается своя линия судьбы.