Ленину – 150 лет. Я ещё помню, как моя страна отмечала столетий юбилей пролетарского вождя и основателя Советского государства. По-моему, тогда не было ни одной сферы в жизни страны, где бы эта дата не проходила красной чертой. Установление памятников и монументов, социалистические обязательства на предприятиях, производство новой продукции, перевыполнение плана, фильмы, спектакли, концерты, различные трудовые и спортивные рекорды, выпуск массы самых различных сувениров, я уже не говорю о неисчисляемых собраниях и митингах. Все это и многое другое было посвящено юбилейной дате.
Прошло 50 лет. Для истории совсем немного. Вот и новый юбилей вождя. Но кажется, что все эти чествования остались в той разделенной стране, занимавшей одну шестую часть мира. У большинства людей совсем другие заботы, другие праздничные даты, другие герои. На первый взгляд, имя Ленина постепенно отодвигается в прошлое, и чем дальше, тем больше, а со временем вообще может забыться. Но не торопитесь с такими выводами. Уж кто-кто, а Ильич за себя постоять сможет. Это было и раньше, это будет всегда.
О Ленине написано много, очень много. Целый гуманитарный институт с огромным бюджетом и лучшими умами десятилетиями занимался историей жизни Ленина и изданием его трудов. Сегодня трудно добавить что-то новое к этой теме. Но время идёт, история продолжается, и это дает возможность посмотреть на прошлое с иной стороны, с новым накопленным историческим опытом. И как же видится нам сквозь пройденные десятилетия Владимир Ильич Ленин сегодня?
В настоящее время, определяя основную историческую роль Ленина, как правило, мы рассматриваем ее с позиций государственного строительства, т.е. Ленин есть основатель великого государства. Противники Ленина, нападая на него, ставят ему в вину разрушение России. Это обвинение есть полная ложь и совершенно не соответствует исторической действительности. Другая часть населения считает главной заслугой Владимира Ильича победу в Гражданской войне над центробежными силами, которые просто разрывали государство, сплачивание российского общества и образование Советской страны. Так оно и было в действительности. И думается мне, что никто, кроме большевиков во главе с Лениным, не смог бы возродить наше Отечество, которое так бездарно и безответственно ввергли в кровавый хаос либеральные политики с их ненасытной буржуазией, с их озверелыми и недалекими генералами. Но я уверен, что сам Ленин совсем не подозревал, что его главной исторической заслугой в начале XXI века потомки признают создание на обломках Российской империи Советского Союза. Важнейшая задача, которую ставил для себя Ленин, совершая Октябрьскую революцию, была иная. Это совсем не значит, что Владимир Ильич был противником строительства нового государства, что он случайно и безотчетно основал Советский Союз. Вовсе нет. Именно Ленин, и прежде всего он, был основоположником создания Советской страны - страны, которая дала новое дыхание всем народам, живущим на ее территории. Без Ленина Союза бы не было. Но пролетарский вождь смотрел на исторический процесс намного шире. Вот об этом мне и хотелось поговорить в этой статье.
Безусловно, Ленин был настоящим типом русского человека. Это отмечали его современники, такие как Н. Бердяев или Н. Устрялов. Более близкой и родной страны, чем Россия, для него не было. При этом Ленин вобрал в себя культуру и дух других народов и стран. Он был подлинным интернационалистом. Его интересовала и волновала жизнь простого народа в любой стране мира. И эту несчастную жизнь угнетенных масс, эксплуатируемых или своими капиталистами, или чужими колониалистами, Ленин считал необходимым изменить. Для него одинаково близкими были беды русских пролетариев, китайских кули или итальянских батраков. И своей главной задачей он считал создание нового мира, где нет угнетателей и угнетенных. Мировая революция – вот квинтэссенция его стремлений. С этими стремлениями, окрыленный революционным движением на Родине, он приехал в Россию в апреле 1917 года. Партия большевиков, которую он возглавлял в то время, была настолько малочисленна, что никак не могла влиять на процессы, захлестнувшие страну. А процессы эти были просто губительные. Государство с каждым днем все меньше походило на государство, стремительно сыпались окраины, боеспособность армии уменьшалась с каждым днем, Временное правительство теряло контроль над страной ежеминутно.
К октябрю 1917 года власть в стране «лежала в грязи», и большевики во главе с Лениным со всей ответственностью эту власть подняли. Позднее на Западе Октябрьские события назовут «незамеченной революцией». Первоначально страна или то, что от неё осталось, взволновано читала «Декрет о мире» и «Декрет о земле». И эти два декрета уже сделали большевиков почти непобедимыми, а народу дали то, что он ожидал и требовал у власти. Последовали новые декреты и новые обращения к трудящимся и угнетенным народам земли. И здесь случилось то, чего ожидать никто не мог. Страна, почти нищая, проигравшая войну, раздираемая своей контрреволюцией и чужими интервентами, вдруг начала влиять на умы всего человечества, да так, что воздействие это было сопоставимо только с влиянием мировых религий. Ни одно государство в мире, со времен падения Римской империи, не оказывало такого огромного духовного воздействия на людей, как это смогла делать революционная Россия под руководством Ленина. И вновь происходит то, что предвидеть было невозможно. Формирования победоносной французской армии практически без прямого контакта с Красной Армией в апреле 1919 года, бросая военную технику, спешно эвакуируются из Севастополя и Одессы. Французская эскадра была на грани революционного восстания. Подобное произошло с английскими частями в сентябре на севере. В основном простые солдаты, которые тысячами бесстрашно отдавали свои жизни на Сомме и при Вердене, в России совсем не желали воевать с большевиками. А в их странах все больше поднималось протестное движение за солидарность с Советской Россией. Вспомните рассказ Аркадия Гайдара «Сказка о военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове». Что хотел выведать главный буржуину Мальчиша-Кибальчиша? А вот что: «Нет ли, Мальчиш, тайного хода из вашей страны во все другие страны, по которому как у вас кликнут, так у нас откликаются, как у вас запоют, так у нас подхватывают, что у вас скажут, над тем у нас задумаются?».
Народы стран интервентов не хотели воевать в России. Не хотели потому, что те истины, которые вещал Ленин, были им близки. Никто из них не видел в новой России своего врага. Больше того, народные массы, особенно народы Востока, видели в России друга - того друга, который изначально дал им надежду, а затем и веру. Ту веру, которая, безусловно, должна быть у каждого человека, - веру в будущее.
Я приведу выдержку из газеты «Известия» от 24 января 1924 года, где автор заметки на смерть Ленина пишет: «Практические мероприятия рабоче-крестьянской власти по национальному вопросу ещё в более широком масштабе завоевали симпатии угнетенных народов всего мира. Сотни, миллионы трудящихся Востока отвернулись от Мекки и Медины и обратили свое лицо в сторону революционных Москвы и Питера». А вот другая заметка из той же газеты от 29 января 1924 года, где автор выражает волю российских крестьян: «От имени и по просьбе крестьян дер. Каменки и пос. Малины Калужской губернии выражаю искренне соболезнование по поводу неоценимой и незаменимой потери, понесенной не только рабочими, но и крестьянами. Мы просим, чтобы выпустили в свет книжку, вполне понятную для крестьян, о жизни и делах дорогого тов. Ленина и его заветы, чтобы эта книжка была бы нам заместо евангелия».
Конечно, Ленин не собирался уподобляться Христу и перенимать его учение, но хотел он этого или нет, фактически народы мира приняли его как нового мессию. Иисус хотел построить свое царствие справедливости без насилия и принуждения. Христианская церковь, проповедуя заветы Иисуса, на протяжении всей своей истории только и делала, что их нарушала. Христовы заповеди о равенстве и осуждении обогащения, церковь переиначила в служение «сильным мира сего» и накопление безмерных богатств. Это и многое другое, что совершенно расходилось с учением Христа, продолжалось веками. У бедного, почти нищего народа оказалось весьма богатое духовенство, которое напрочь забыло о своем главном предназначении – служить людям. В конце концов, ленинский лозунг «Кто не работает, тот не должен есть» - слова, которые впервые произнес апостол Павел, благодатным семенем упали в умы и сердца народов мира. Их надежда и вера стали связываться не с абстрактным «Царством божьим», а с принципом социальной справедливости, провозглашенным и осуществляемым в России Владимиром Лениным. Это был конец старого мира. Наступила новая эпоха. Ее предвестником и ее создателем был Ленин.
Смогли бы так разворачиваться события, если бы вождь всемирного пролетариата думал только исключительно об интересах своей страны. Наверняка, нет. Создателей государств много. Вождь всех угнетенных один. Порой «белых» с их известным лозунгом «За единую и неделимую!» называют «истинными патриотами». При этом мало кто задумывается, что под знамя этого лозунга никогда не встали бы народы окраин. Неужели бы украинские крестьяне помогали белым генералам установить их власть на Украине, скорее они бы поддержали Петлюру. А среднеазиатские бедняки, что прогнали бы своих беев, для появления здесь русской администрации? И так во всех регионах страны. Более того. Эти «патриоты» - Колчак, Деникин, Врангель и т.п., готовы были все отодрать от России, подписать любые обязательства (что они и делали на практике), лишь бы им, кто угодно, от японского императора до пана Пилсудского, помогли свалить Ленина. Только Красный международный революционный проект мог сплотить народы, населяющие Россию и возродить ее вновь. Да, мировая революция не случилась, хотя, по моему убеждению, Европа была к ней близка. Но именно лозунги и дела большевиков, направленные на свершение этой революции, на освобождение угнетенных народов, сделали возможным собрать страну, создать РСФСР, а затем и Советский Союз, который в будущем стал сверхдержавой.
Как вы думаете, кому, после Христа, в самом большом количестве установлены памятники в государствах мира? Правильно – Ленину. Они стоят на всех континентах. Ни один другой политик или общественный деятель за всю мировую историю не заслужил такого признания и уважения. Ленин был наш, он родился, вырос, созидал и умер в России. Люди со всего мира, как паломники, стекаются к его могиле. Никто не может сравниться с ним по тому влиянию, которое он оказал на развитие мировой истории. Нам надо гордиться таким гениальным соотечественником, а главное - не забывать те истины и то великое наследие, которое он оставил в назидании потомкам.