Драма южнокорейского режиссёра Пон Джун-хо «Паразиты» стала четырехкратным лауреатом премии «Оскар-2020»: картина одержала победу в номинациях «Лучший фильм», «Лучший иностранный фильм», «Лучший оригинальный сценарий» и «Лучший режиссер». Это первый случай в истории награды, когда картина выигрывала призы в главной и международной категориях.
По общему количеству побед «Паразиты» смогли повторить результат ленты Ингмара Бергмана «Фанни и Александр». На церемонии 1984 года она взяла призы в номинациях «Лучшая работа оператора», «Лучшие декорации», «Лучшие костюмы», «Лучший фильм на иностранном языке».
Режиссёр Пон Джун-хо, известный левак, член Рабочей партии Кореи показал в своём фильме непримиримый конфликт двух миров – бедности и богатства, ни один из которых никогда не станет частью другого. Богатство не захочет, бедность не сможет. Пон Джун-хо отчётливо показывает не осознанную борьбу угнетённых с угнетателями и даже не эксцессы классовой ненависти, а лишь обстоятельства непреодолимой силы, не позволяющие людям из мира отверженных вписаться в мир господ.
Приз за лучшую мужскую роль получил Хоакин Феникс – исполнитель главной роли в нашумевшем фильме Тодда Филлипса «Джокер» с его очевидным антикапиталистическим посылом. «Джокер» наглядно демонстрирует, что если имеющие деньги и власть станут открыто называть противников их благополучия клоунами, то эти «клоуны» устроят им «цирк», в котором справедливости начнут добиваться путем сжигания машин и разбивания витрин, лозунг «Kill The Rich!» станет новым трендом и руководством к действию, а по городу начнёт стремительно растекаться кровавый хаос, где добро и зло смешаются. А возглавит «цирк» тот же, кто его и создал, - человек, который смеётся.
Лучшим документальным фильмом стала «Американская фабрика» (режиссёры Стивен Богнар и Джулия Райхерт) – о реальном предприятии в Огайо, которое разорилось и перешло в собственность китайских предпринимателей. На вручении премии Джулия Райхерт говорила о несправедливом положении рабочих всего мира, необходимости изменения этого положения и закончила своё выступление известным лозунгом: «Рабочие всех стран, объединяйтесь!», чем вызвала взрыв аплодисментов в зале. Социалистические взгляды и пролетарские интересы Джулии Райхерт давно известны, она автор таких фильмов, как «Последний грузовик» (об истории закрытия конкретного завода «Дженерал Моторс») и «Выглядеть красным» (об истории Коммунистической партии США и её конкретных активистов).
Напомним, что в прошлом фильм «Паразиты» завоевал главный приз на Каннском кинофестивале. Кроме него в программе было представлено ещё два синемарксистских фильма. Это фильм известного британского режиссёра-социалиста Кена Лоуча «Извините, мы вас не застали» - о капиталистическом рабстве в транспортной компании, а также картина Мати Диоп «Атлантика» - мистическая драма, герои которой – обманутые сенегальские рабочие, трудившиеся на строительстве небоскрёба, пришедшие взыскивать долг с работодателя… после своей гибели.
Пон Джун-хо в одном из интервью так охарактеризовал своё отношение к происходящим в мире процессам. «Я старался отразить черты, присущие корейской культуре. Но, где бы я ни показывал фильм, отзывы были одинаковыми. Оказалось, мы все живём в одной стране. Стране под названием Капитализм».