В 2011 году в Казахстане запахло неофашизмом.
В мае 2011 года 15 тысяч рабочих нефтяной компании «Казмунайгаз» на западном Казахстане забастовали. Сопредседатель Социалистического Движения Казахстана Айнур Курманов в статье «Семь лет расстрелу рабочих Жанаозена!» рассказал, как «изнывали и продолжают изнывать рабочие под гнетом иностранного капитала, который варварски и хищнически выкачивает из недр никем не учтенные миллионы тонн нефти, газа и полезных ископаемых. При этом после многочисленных «оптимизаций» нормы выработки выросли в разы, а зарплата падала из-за штрафов и невыполненных планов, а сами рабочие вынуждены работать на устаревшем и изношенном советском или китайском оборудовании. Профзаболевания и гибель рабочих стали обыденной нормой».
Рабочие на забастовках стали требовать не только улучшения условий труда и свободы профсоюзов, но и национализации производства, рабочего контроля и отставки президента. Экономическая борьба поднялась на уровень политической борьбы. Начались преследования лидеров и их семей. В августе прямо на рабочем месте был зверски убит рабочий активист Жаксылык Турбаев, который должен был быть избранным председателем профкома. Были арестованы лидер рабочих Аржанат Аминов и юрист профсоюза Наталья Соколова, задержаны в первой же массовой демонстрации несколько сотен рабочих. Власти стали делать все, чтобы изолировать и дискредитировать забастовку нефтяников.
Айнур Курманов пишет, что «профсоюзным деятелям и активистам, поддержавшим забастовку, поджигали дома и били стекла в окнах, проводили обыски, избивали, стреляли, угрожали и возбуждали уголовные дела. Такими репрессиями и атаками террора власти и нефтебароны из числа родных и близких Назарбаева надеялись сбить накал движения, запугать часть передовых активистов и не дать возможность захватить остальные профсоюзные объединения».
Курманов подчеркивает, что начались массовые увольнения рабочих. Добыча месторождения на предприятии «ОзенМунайГаз» и «КаражанбасМунайГаз» упала в разы. Удар по прибыли правящей семьи был очень серьезным.
Увольнениями, измором и голодом сломить рабочих не удавалось. В атмосфере уже чувствовалось приближение восстания. Предприниматели и власть не шли на переговоры с рабочими. 16 декабря 2011 года на площади Жанаозена в честь 20-летия независимости Казахстана собралось около пяти тысяч бастующих нефтяников и поддерживающих их жителей. Полицейская машина наехала на толпу митингующих. Началось возмущение рабочих и стычки с полицией. Организованная властью провокация сработала. Начался расстрел безоружных рабочих и избиение жителей. Улицы города были залиты кровью. По данным Забастовочного комитета, были убиты более 70 рабочих и около 700 человек ранено. После расстрела забастовочного митинга волнения вспыхнули в разных частях города. Были сожжены 46 зданий и акимат (здание городской администрации). Волнения перекинулись и на другие города области. Власть установила чрезвычайное положение и комендантский час. Запретила собрания. Закрыла школы. Отключила сотовую связь.
Назарбаевской власти вспомнить бы, что расстрел царизмом питерских рабочих 9 января 1905 года и рабочих золотых приисков на Лене в 1912 году лишь революционизировали рабочих и приближали революцию 1917 года. Но надежда на разумные выводы капиталистов и их слуг во власти утопична. Карл Маркс не случайно приводит точные слова одного экономиста, что капитал боится отсутствия прибыли или слишком маленькой прибыли. Но раз имеется достаточно прибыли, капитал становится смелым. Обеспечьте 10 процентов, и капитал согласен на всякое применение, при 20 процентах он становится оживленным, при 50 процентах положительно готов сломать себе голову, при 100 процентах он попирает все человеческие законы, при 300 процентах нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы. Власть Казахстана стала наращивать репрессии в отношении активистов и лидеров рабочего движения. Был принят «Закон о профсоюзах», лишающий трудящихся права на объединения. И в 2014 г. было по суду ликвидировано свыше 600 профсоюзов. Власть Казахстана очень старалась перекрыть информацию о кровавых событиях, напоминающих зверства фашистов во Второй мировой войне. Но шила в мешке не утаишь. Митинги протеста, слова возмущения и солидарности с рабочими Казахстана прозвучали не только в Москве, но и в других странах. Даже в Тель-Авиве прошел митинг солидарности у посольства республики Казахстан.
Кровавые события много горя принесли казахскому народу. Но целых полгода рабочие Казахстана шли в авангарде мирового рабочего движения. И урок они, да и рабочие всей планеты, получили важный – с буржуазией языком петиций, просьб и митинговых требований говорить бесполезно. В столкновениях с вооруженными до зубов полицией, спецназом и армией безоружным рабочим не устоять. Чтобы победить, у Ленина и большевиков надо учиться. С буржуазией, классом эксплуататоров, нужно говорить только языком силы. Ибо материальная сила может быть свергнута только материальной силой! Рабочим есть над чем подумать.
Забастовщики Жанаозена потерпели поражение. Многие были брошены за решетку. Но они дали пример борьбы не только всем рабочим Казахстана, но и современной России и всему международному рабочему движению.
А сейчас мы говорим: Нет буржуазным хищникам Казахстана! Нет профашистской власти Назарбаева! Нет мировому империализму! Назарбаевский режим рано или поздно заплатит на рабочую кровь!