Рецензия на фильм Павла Лунгина «Братство».
Нынешние первомайские праздники обернулись предательством ветеранов локальных войн – к такому неутешительному выводу я пришёл, посмотрев фильм Павла Лунгина «Братство» и ознакомившись с открытыми письмами ветеранов Владимиру Путину.
В одном из них Общественный экспертный совет при Межрегиональной общественной организации Ветеранов специальной разведки «Спецназ-АС» недоумевает: «После просмотра нового кинофильма господина Лунгина «Братство», организованного Комитетом по культуре Совета Федерации, мы выражаем крайнее возмущение этим грязным пасквилем, сработанным за государственные средства. Указанный фильм демонстрирует скопище военных преступников, мародеров и убийц, а не защитников Отечества, которые честно исполняли свой долг в Афганистане, обеспечивая безопасность Родины…». Ветераны афганской войны, среди которых немало заслуженных генералов и офицеров, были поражены трактовкой событий войны. Президент Московского международного кинофестиваля (ММКФ) Никита Михалков заявил, что «Братство» не является художественным произведением, а потому он не собирается брать на себя ответственность за демонстрацию картины на праздничной встрече любителей киноискусства. «Мы получили большую, серьёзную просьбу от ветеранов афганской войны… Это был крик души, их эта картина оскорбила», – признался Михалков. Член комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Игорь Морозов призвал не пускать фильм «Братство» в прокат, запланированный к 9 мая. С подобной инициативой он выступил, возмущаясь искажением исторических фактов. «Хорошая профессиональная работа, прекрасный подбор актёров просто растворились в показанных воинских преступлениях. И объяснить это творческим подходом невозможно. На этом фильме нельзя воспитывать молодёжь, чувство патриотизма», – пояснил свою инициативу Морозов. Спикер Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации Валентина Матвиенко, в свою очередь, с предложением Морозова не согласилась.
Лунгин, раздосадованный таким резонансом, назвал требование Морозова «мракобесием» и подчеркнул, что на предпоказ ленты пришли люди, «изначально заряженные негативно».
Честно говоря, мракобесием я бы назвал то, что творилось на экране под песни «Гражданской обороны» и акустической кавер-версии «Мамы-Анархии». В своё время они частенько звучали в Астрахани, в сквере имени Кирова в 90-е. Я застал это славное время и отлично помню, как неформальная молодёжь, распивая спиртное, буквально бесилась у памятника. Среди них присутствовало немало ребят допризывного возраста в военной форме. Тогда это не считалось противоестественным. «Ну одолжил форму у старшего брата, украсил её цепями и матерщинными нашивками – что с того?» – отвечали на мои вопросы отпетые металлисты и рокеры. Отчасти я их понимал – мне тоже хотелось протеста, освобождения от массы неудобных законов и понимания в кругу отвергнутых обществом сверстников. С другой стороны многое из тогдашних обычаев казалось кощунственным. Сейчас, переосмысливая то время, я прихожу к неутешительному выводу – я был не на той стороне, крайне враждебной и опасной. Песни Егора Летова ещё тогда, в 90-е казались противоестественными, аморальными. Сам исполнитель говорил о них так: «Я не думаю, что мои песни – взрослого человека. Мои песни – животного. Это песни… ребёнка, которого довели до состояния, когда он автомат в руки взял, скажем, так…» Собственно, здесь он попал в самую точку, потому что в фильме «Братство» почти все герои ведут себя как дети, только оружие у них настоящее. Вот вам пример: солдаты грабят афганцев, а прапорщик помогает им в покупке магнитофона на краденные деньги и сначала обманывает дуканщика, а потом, уже в своих интересах, обводит вокруг пальца моджахедов, обещая продать автоматический гранатомет. И хотя я не застал Афган, а только окончание второй компании Чеченской войны, мне прекрасно известно, что ничего незаконного оттуда вывезти было нельзя, на границе работали таможенники, пограничники и офицеры из особого отдела. Ещё немаловажный момент. Остановленный некой разведротой караван с наркотиками спокойно отпускают. Спрашивается – почему?! Захват партии наркотиков – такой же результат успешных действий разведчиков, как и захват партии оружия или боеприпасов. Но автору фильма это невдомёк. Он бросает своих героев во все тяжкие, даже не заботясь о мотивах их поступков. Да, Виталий Кищенко – генерал-лейтенант Советской армии, Кирилл Пирогов – полковник Первого главного управления КГБ СССР, Фёдор Лавров – резидент КГБ в Афганистане, Ян Цапник – прапорщик разведроты, оказавшийся в плену, Александр Кузнецов – опытный разведчик и Кирилл Ермичёв – мельник, боец разведроты играют убедительно, сильно. Но отведённая им сценаристами участь (по-другому не скажешь) задевает так, что зубы скрипят от негодования. Может быть это и хорошо: эмоциональное, цепляющее за живое кино воспринимается как холодный душ после того же «Балканского рубежа», являющегося, кстати, весьма добротным, и как сейчас принято называть, «бронебойным» фильмом, но слабая режиссура и непроработанный сценарий «Братства» сводят на нет всю работу актёров.
Во время просмотра складывается впечатление, что советские воины предоставлены сами себе и поэтому запросто шарахаются по насёленному пункту, посещают дуканы, устраивают драки и грабят местных жителей. Основным посылом фильма является стремление награбить и накупить заграничного барахла. Именно варварами и барахольщиками предстают советские войны перед неискушённым зрителем. Фильм является мощнейшей идеологической диверсией, направленной против нашей страны, против её армии и народа. Я бы даже назвал её идеологической бомбой, приготовленной для закладки в сознание подрастающего поколения. В кинозале во время просмотра стояла тягостная тишина. Молодёжь, сидящая в зале, не знала, как реагировать на то, что творилось на экране. Я с трудом сдерживался от крепких высказываний и надеялся увидеть хоть что-то светлое, не очернённое Лунгиным.
И, представьте себе, таковое нашлось! Сцену попытки побега сына генерала можно назвать одной из самых сильных. Мальчик-афганец, который нашёл его в начале фильма, и, можно сказать, тем самым спас, случайно стреляет и убивает лётчика. А дальше генерал, узнав о гибели сына, напивается до чёртиков и приказывает разбомбить кишлак, где живёт ребёнок, убивший его сына. Страшная и бессмысленная месть приводит к гибели всех жителей кишлака, кроме наших заложников, их по воле сценаристов, оставили в живых. Как впрочем, и мальчика, которого случайно убивает Антон Момот, отлично сыгравший выпускника военного училища. На его фоне крепко сбитый Фёдор Лавров смотрится неубедительно, особенно в сцене, где он неохотно признаётся Кириллу Пирогову, больше всего известного по роли в фильме «Брат – 2», в своей трусости.
Кстати, эта сцена признания могла вылиться у создателей фильма в живое сердце картины, но вышло иное – на наших бойцов ко всему прочему навесили ярлык трусов. Поэтому всё их геройство кажется показным, не более чем бравадой. Отсутствие какой-либо цензуры и идеологии приводит к утрате жизненно важных ценностей. Без них все сцены фильма распадаются, как карточный домик. Приходится согласиться с Никитой Михалковым, оценившим ленту, как «довольно среднее, сотканное из клише произведение», направленное на то, чтобы похоронить и родину и тех, кто за неё проливал – не киношную – настоящую кровь…