В последнее время я часто слышу от молодёжи:
- Пойдём в КБ.
- Они все в КБ.
И т.д., и т.п.
Обрадовался: наконец, мы всерьёз занялись разработкой новой, своей техники, ведь вся молодёжь поголовно потянулась в КБ-конструкторские бюро. Чёрта с два! Оказывается, КБ сегодня - это магазины вино-водочных изделий «Красное и Белое»! Опять приехали! Хотели как лучше, а получилось как всегда! А ведь создание новой техники - сложный творческий процесс, требует специалистов в разных областях знаний.
С кандачка ничего не создашь, разве что обмотание ручки древнейшего изобретения человечества – молотка - суперсовременной наноизолентой.
Вот одна занятная история, приключившаяся с нами, конструкторами-специалистами КБ.
Дело было перед самым началом «перестройки». Наш опытный образец новой машины должен был пройти производственные и приёмочные испытания в одной из союзных республик.
Тот период времени принято называть «застоем». Так вот, в самый разгар «застоя» полёт из нашего города до иноземного занимал всего 3 часа, и стоило это удовольствие космического масштаба всего 42 рубля, тогда как самая низкая зарплата начинающего конструктора составляла 145 рублей в месяц плюс премии.
Вот застой, так застой! Помню, что как-то я на нашем, теперь уже канувшем в Лету трамвае от Советского посёлка до центра города добирался полтора часа. Правда, всего за 3 копейки. Огромная страна свои глобальные проблемы решала масштабно, а до мелочей, как это часто бывает и с простыми людьми, руки не доходили.
Хочется поближе познакомиться с новым городом. Но мы приехали сюда в первую очередь работать, а впереди - два полных выходных дня - сможем основательнее изучить его достопримечательности.
Мы - это я, Олег и Константин, поселились в забронированном для нас номере гостиницы в центре столицы.
Константин сразу же разведал ситуацию по вопросам питания. Вернулся в гостиницу с дюжиной стеклянных бутылок чешского пива и приличным куском колбасы «Русская» по 2:10. Мне не понятно до сих пор, почему такой мясистый, вкусный продукт, больше похожий на сегодняшнюю дорогую ветчину, стоил ниже всякой варёной колбасы.
Имеющий приличный стаж по командировкам, бывший мореход Константин достал из своей дорожной сумки несколько воблин и три головки - по одной на брата - репчатого лука. Надо сказать, что астраханская вобла - самая подходящая закуска под пиво!
Хорошо поужинали. Бывалый Костя увлечённо рассказывал про своё первое посещение Канарских островов, закончив повествование так:
- Мужики! Девок на Канарах - море, а нашей воблы нет!
Улеглись спать пораньше - завтра начинаются испытания нашей техники.
После первых часов испытаний двухметровый Олег говорит:
- Смотри, Саныч, какую странную вещь я заметил: в машину входит больше банок, чем выходит! Часть из них куда-то пропадает.
- Олег! Чего ты мне про какие-то чудеса рассказываешь! Мы с тобой - коммунисты и в чудеса не верим. Наша задача - сказку сделать былью! Это в глобальном масштабе. А в данном конкретном случае открывай внутренности машины - будем смотреть.
Сняли боковой кожух и сразу увидели на полу под машиной кучу банок, которых недосчитывался Олег. Тяговый орган машины – металлический трос в месте сплетения - начал расходиться, стал провисать, и часть банок с него падала в свободное пространство между ограждающими кожухами.
- Олег! Надо ещё подтянуть трос! Вытяжку троса мы предвидели, поэтому предусмотрели натяжное устройство с повышенным запасом на регулировку.
Подтяжка троса дала результат, но только на короткое время: трос продолжал вытягиваться, и в месте сращивания концов уже начали выставляться отдельные пряди. Тут в цеху появился прилично одетый мужчина. Я узнал его - это председатель приёмочной комиссии. Из короткой прежней встречи с ним я понял, что он человек очень въедливый, и никакая лажа у него не пройдёт. В процессе разработки машины он как раз и интересовался, почему мы, конструктора, приняли в качестве тягового органа трос, а не традиционную цепь. В то время мне с трудом удалось убедить его в целесообразности такого проектного решения.
Теперь это надо доказывать на деле. А у нас такая незадача с тросом.
- Ребята! - вполголоса обращаюсь я к своим. - Вон тот мужчина - председатель приёмочной комиссии. Вида не подавайте, что у нас неполадки с тросом. Ведь машина пока работает, но через несколько минут она встанет, так как срощенные концы троса Константином… да, тобой, тобой Костя… окончательно разойдутся. Я попытаюсь отвлечь его от машины, а вы, пацаны, прикрывайте место сращивания троса своими телами, когда это место будет появляться на открытой части машины.
Внешне машина работала нормально - через машину проходит непрерывный поток банок, не нарушая общего ритма конвейера. Ничего не заметив, председатель комиссии скоро ушёл. До конца смены все упавшие с конвейера нашей машины банки пропустили через машину - спрятали концы в воду.
Возвращались в гостиницу невесёлыми, но Константин, не изменяя своей традиции, завернул в шоп (уже в то время в этой советской республике стали так называть обычные магазины). Вернулся с полной авоськой пива и батоном «Русской колбасы».
За ужином стали обсуждать сложившуюся ситуацию:
- Завтра - пятница. У нас в запасе ещё суббота и воскресенье. К понедельнику надо отремонтировать машину... Костя! - обратился я к спокойно разливающему пиво моряку. - Как ты, змей, заплетал трос, что он у тебя разошёлся? Ты ведь это делал по специальной технологии. Кстати, Константин, ты не взял с собой ту книжку?.. Не взял. Плохо! Среди нас ты лучше всех разбираешься в заплётке канатов. Объясни нам, в чём дело? Если председатель комиссии узнает про такую, Константинову, заплётку - съест с костями и не поперхнётся!
- Это тот щёголь, что ли, председатель комиссии?
- Да, тот! Он и есть самый главный представитель заказчика. Без его подписи все испытания недействительны. А почему ты его так называешь?
- Пришёл в рыбцех, а вырядился как на концерт! А нам, сам видишь, не до спектаклей, - научно резюмировал диалог пока что не сложившийся специалист по тросам.
Дальнейшая перепалка ни к чему не привела. Решили: в местной библиотеке найти книжку по заплётке тросов.
Со своим «молоткастым, серпастым» паспортом на следующее утро я без волокиты прошёл в чужеземную библиотеку, но нужной книжки не нашёл. Дальше ноги меня сами потащили на берег залива. Мучительно ища решение проблемы, я замер в позе А.С. Пушкина, изображённого на известной картине. С морских волн мой блуждающий взгляд перешёл к береговым строениям. Блеснула золотистая вывеска на какой-то проходной. Подошёл ближе, читаю: «МРХ СССР. Судоремонтный завод». Достаю свой пропуск в красной обложке и, не раскрывая его, молча прохожу через проходную на территорию завода.
Озираясь по сторонам, автоматически шагаю к заводоуправлению. Но по пути, рядом с берегом, увидел мужчину в засаленном комбинезоне, который возился с промасленными канатами около какой-то лебёдки. Я обратился к нему:
- Товарищ! Вы, я вижу, специалист по тросам, - и поведал ему свою проблему.
- Вы неправильно заплетали трос, - ответил он на ломаном русском.
- А Вы сможете этот трос переплести по-новому, по-вашему?
- Да. Без проблем. Только договоритесь с начальством.
- Хорошо! Я сейчас этим займусь и вернусь к Вам.
Окрылённый, я буквально влетел в кабинет главного инженера завода, объяснил коллеге свою непростую ситуацию и попросил помощи.
Главный инженер, не спрашивая с меня никаких документов, дал разрешение использовать своего работника для решения моей проблемы и сказал:
- Хамиду (так звали специалиста по канатам) скажите, чтобы взял со склада кусок нового троса и бросил его в печку, чтобы снять лишнюю смазку.
Тепло распрощавшись с главным инженером, я вернулся к Хамиду, который предложил:
- Сейчас найди такси - съездим к вашей машине, я посмотрю, какой трос взять и точно померим, сколько надо отрезать от бухты. Здесь, как и в заплётке, ошибаться нельзя.
Я быстро нашёл такси. Хамид в той же промасленной робе стоял у проходной. Таксист, видя такого грязного пассажира, невозмутимо открыл багажник, достал большой лист крафт-бумаги и положил на заднее сиденье, добродушно проворчав:
- А то он мне весь салон вымажет!
Назад я Хамида отвёз на этом же такси. Не два же такси пачкать!
Прощаясь, Хамид дал мне команду:
- Завтра, в субботу, утром к 9-00 приезжай за мной на это же место.
В гостинице Константину я сказал:
- Завтра местный специалист будет по-новому заплетать канат. Костя! Смотри в три глаза, всё запоминай! Может, на старости лет это будет твоим куском хлеба!
Наша тайная субботняя операция («тайная вечеря», так сказать,) была завершена успешно. На прощание я предложил своему новому знакомому-спасителю бутылку коньяку, но он наотрез отказался:
- В одной системе работаем, общее дело делаем! Мы помогли русским! Мы же братья!
Тогда я предложил, поскольку был нерабочий день, отобедать всем вместе в уже известном нам ресторане.
С хорошим настроением мы посидели в превосходном заморском ресторане в компании единомышленников-технарей.
На следующей неделе наш опытный образец успешно прошел все испытания и его оставили на постоянную эксплуатацию в производстве.
Председатель комиссии, ничего не знавший о нашей подпольной работе, все документы подписал и напоследок всё же высказал мне:
- А всё-таки, я сомневаюсь в вашем тросе! Но сейчас у меня к Вам претензий нет!
Впоследствии выставочный образец этой машины экспонировался на одной из международных выставок «Инрыбпром» в Санкт-Петербурге.
Рядовые посетители выставки даже не представляют, с каким трудом пробивают себе дорогу в производство инновационные технологии!