Вечером 12-го застал по ТВ поющую Красную площадь. Пели гимн России даже молодые. Впечатление, что с таким же подъёмом могли бы исполнить «Боже, царя храни» и тут же «Вставай, проклятьем заклейменный». Молодость есть праздник жизни. Но… если бы молодость знала, а старость могла? Знала бы, что незадолго до Дня России к нам, независимым да свободным, приезжали с проверкой из МВФ. Старости остаётся тяжко вздохнуть: хорошо, если обманутое простодушие обратится не в цинизм, а в добродушие.
Сам-то узнал о незваных гостях из выступления академика Глазьева в июньском 22-м номере «Завтра»: «Экономика каннибализма». По мне, удручающий просто материал изложен автором с таким эконом-терминологическим смаком, что неэкономисту и не пересказать.
Между тем суть дела примерно такова. В верхах так и не могут договориться о «политэкономии» постсоветского «якобы капитализма»: как его строить и развивать (даже и так). При этом растёт не просто бедность, а нищета!.. Так вот, одни стоят на том, что во что бы то ни стало надо удерживать инфляцию на уровне 4%; другие – напротив, настаивают на большей эмиссии рубля, чтобы было чем (и с меньшими процентами) кредитовать реальное производство, а также спрос-потребление на его продукцию.
Первые пугает вторых тем, что вырастут цены, деньги обесценятся, внешние инвестиции в экономику прекратятся и т.д. Лучше, мол, медленный, но стабильный рост, а там видно будет. Вторые говорят о 8-10% роста, если появится массовый и работающий, так сказать, внутренний инвестор. Во всяком случае положение в экономике настолько аховое, что нужно бояться не роста инфляции (цены всё равно растут), а денежного малокровия и без того слабой российской экономики.
Ладно если бы первым (4%) побольше денежной массы было не нужно (тогда они были бы более убедительны), но они буквально высасывают кровь из оставшейся промышленности. Вот что, словами Глазьева, они творят в России, ссылаясь на рекомендации МВФ сохранять дефицит денежной массы ради удержания инфляции на уровне 4%. На самом деле, по мнению Глазьева, дефицит выгоден «той части нашей властвующей элиты, которая распоряжается деньгами государственной банковской системы». Распорядители дефицита «усиливают влияние и получают власть над теми, кому этот ресурс жизненно необходим». Иначе говоря, МВФ подсказывает финансово властвующей части элиты: как под видом «борьбы с инфляцией» стать и политически властвующей. Вместе они не просто уклоняются или саботируют президентские благие намерения («майские указы»), а используют их в качестве прикрытия своих далеко идущих замыслов.
Глазьев: «…Национальные проекты могут быть профинансированы только за счёт сокращения расходов по другим направлениям государственной политики. А эта операция с переменой мест слагаемых не даст никакого положительного эффекта для развития России…».
Но это слишком мягко сказано. Впечатление, что Глазьев тут же забыл о тех ужасах, которые обрисовал несколькими абзацами выше.
Без цитирования не обойтись (хотя и цитировать страшновато): «Ведь значительная часть оборотных средств промышленных предприятий формируется за счёт кредитов. И заёмщики, вынужденные привлекать кредиты под процент, превышающий рентабельность (окупаемость?) производства, расплачиваются за счёт занижения зарплаты и амортизации (обновления?), отказываясь от модернизации основных фондов. Все, кто занял деньги на финансирование инвестиций, по сути, оказались в долговой ловушке. Многим из них приходится отстаивать свои предприятия кредиторам за бесценок»… И это современный капитализм? Или какой-нибудь «финансовый феодализм»? При этом руководители госбанковской системы ощущают себя богами: ведь они управляют судьбами десятков тысяч предприятий, манипулируя условиями предоставления кредита и не неся никакой ответственности за это».
Но это ещё что, дальше – больше…
«Как только в 2014 году ЦБ взвинтил ключевую ставку (проценты за кредит?), резко выросло количество банкротств. При этом, в отличие от общемировой практики (с его «финансовым оздоровлением», санацией?), у нас идёт поголовное их уничтожение с присвоением заложенного имущества и активов юридическими и физическими лицами, аффилированными (сговорившимися?) с кредиторами».
Пошло-поехало «залоговое рейдерство», захват...
«Каждый банк обзавёлся специализированными структурами по управлению «проблемными активами», карманными судами и прикормленными сотрудниками правоохранительных органов (хоть вымарывай!), которые формируют сетевые сообщества по «легальному» отъёму активов у заёмщиков. Сейчас в их сетях находится около 50 тыс. предприятий с активами на 15 трлн. рублей. В настоящее время посредством криминализированных процедур (красиво!) банкротств они «переваривают» (отсюда и «каннибализм»?) уже снятое имущество на 5 трлн. рублей».
И зачем всё это варварство? Пройдя сквозь жернова залогового рейдерства, предприятия попадают в руки случайных людей, которые не умеют ими эффективно управлять. Резко падает конкурентоспособность экономики, которая, в конечном счёте, поглощается иностранным капиталом и приспособляется под его нужды. Сегодня уже около половины (встречаются и большие цифры) российских предприятий контролируются из-за рубежа».
«Советская Россия» (№62) статья С. Замлеловой: «…Когда в прошлом, 2018 году, правительство России вдруг объявило о повышении пенсионного возраста, граждане просто нашли в интернете Доклад персонала (Международного валютного фонда) для консультаций 2017 года в соответствии со статьей IV от 15.06.2017 и тут же сообразили, откуда выросли ноги пенсионной реформы. Кстати, оттуда же росли ноги повышения цен на бензин и коммунальные услуги, а также сокращения числа банков…». Молодой пользователь мог и выдать: «Банков? Что за хрень! О них-то что жалеть, с их комиссиями за каждый операционный тык?!» Ну теперь-то ясно: затруднить кредитование.
«Загадочно» другое. Россия заняла у МВФ с 1992 по 1999 г. спецплатёжных средств на 651, 540 млрд. рублей (по курсу 2005 года). В 2005 году этот долг плюс проценты 144, 300 млрд. рублей вернули, и с тех пор денег больше Россия у МВФ не занимала. Но периодически и регулярно РФ проводит консультации со специалистами МВФ по вопросам экономического положения и развития. И следует советам гостей! «Бюджетное правило»: все нефтегазовые доходы от цен на нефть выше 40 долларов используются для покупки валюты, что означает вывод России 7% своего ВВП за рубеж (если без подробностей). Оставили в покое «пенсионную реформу»?
Грядёт «проверка нуждаемости», а в связи с низкой рождаемостью «в скором времени пенсионный возраст придётся ещё чуть-чуть приподнять» - и тогда бедных останется ещё меньше, чем после проверки. «Сокращения неформальной занятости» за счёт налогообложения «самозанятых»…
Нашим «постсовкам» многое из советов МВФ и в голову не могло прийти? Тем страшнее уже за ближайшее будущее России. И тем больше познавательной зависти нынешним молодым: история им многое рассекретит…