Летом этого года прошли острые столкновения с властью в Москве и Питере. В качестве вождей - непримиримые либералы. Они призывали идти в борьбе с «кровавым режимом Путина» до конца. Власть тоже шла «до конца». Репрессии были жестокими.
Протесты сошли на нет, но либеральные идеологи не унимаются. Их пропагандисты вещают о том, что «летом восстал народ», что «подросла возвышенная бескорыстная молодёжь. Это в основном вполне обеспеченные люди, с властью они борются исключительно ради свободы и демократии, они не желают жить в сытости, но в рабстве. Не то, что «совки-голодранцы», которые восстают только тогда, когда у них отбирают пайку хлеба или несколько лет пенсионного отдыха».
Последнее утверждение - месть народу, который их яростную борьбу с «кланом Путина» за власть не поддержал.
Действительно, 20-40 тысяч человек в Москве и тысяч пять в Питере – это ещё не народ. Почему народ был глух к «повстанцам»? Потому что сами «повстанцы», прежде всего их верхушка, были глухи к народу. Их не интересовали рост цен, тарифов, пенсионная реформа. Они требовали свободных выборов, свободы слова и собраний, свободного рынка, восстановления отношений с Украиной и Западом (даже ценой капитуляции перед Западом по многим геополитическим проблемам), декоммунизации страны, смены власти.
Участвовали в столичных манифестациях не олигархи и сверхбогачи.
Одни сидели в своих особняках на Рублёвке, наблюдали за происходящим по интернету и не сочувствовали «восставшим». Своё богатство они получили, служа тем, кто отдаёт приказы разгонять демонстрантов.
Другие, чьи аппетиты власть недостаточно удовлетворяет, призывали «бороться с этой властью до конца» издалека. Это либо изгнанные за границу в начале 2000-х, когда «питерские» только ещё боролись за власть, либо «нарастившие мускулы» вроде Навального (в этом году его, не вышедшего из-под ареста, заменила Л. Соболь). Они мечтают о реванше.
Предположим, что им удастся свалить «клан Путина», они отберут у него «сырьевой пирог». Грабёж страны и народа продолжится, только другими лицами.
Большинство граждан России и трудовые мигранты это поняли. Потому почти не видели мы среди столичных протестующих рабочих московских предприятий, продавцов из «Пятёрочек» или «Магнита», мигрантов-дворников или грузчиков.
За вождями-неолибералами пошла столичная буржуазная молодёжь, офисный планктон московских фирм и фирмочек, даже некоторые их руководители и владельцы, богема – средний класс.
Средний класс в России – это те, кто кормится с рынка, турфирм, гостиниц, салонов, торговцы различными услугами и тому подобное.
Рестораны, турфирмы, салоны, бутики процветают тогда, когда большинство трудящихся получает за труд достаточно много, чтобы хватало не только на повседневные нужды, но и оставалось на удовольствия, развлечения, предметы роскоши.
В нулевые годы народу достались кое-какие объедки с олигархического стола. Это позволило ему ненадолго выбраться из нищеты 90-х. Люди понесли свои деньги в банки, турфирмы, салоны, бутики, рестораны. Средний класс рос и укреплялся.
Но это длилось недолго. После кризиса 2008 г. народ снова стал нищать, а после 2014 г., когда были введены антироссийские санкции, этот процесс усилился. Число бедняков растёт. Редеет и средний класс. По данным опроса Национального агентства финансового исследования (НАФИ), сегодня к этой категории относят себя 19% респондентов, годом ранее этот показатель составлял 25%. Центробанк отзывает лицензии у мелких банков, фирмы и фирмочки закрываются, рестораны прогорают, у выпускников даже элитарных вузов нет работы.
Нищают не только рабочие, крестьяне, учителя, врачи… Бедность замаячила и перед лицом тех, кто вчера мог свободно заплатить полмиллиона за обучение в ВШЭ, приобрести крутой смартфон или иномарку дорогущую, арендовать квартиру в центре города. А эти люди, особенно молодые, не привыкли считать копейки или питаться картошкой со своего огорода.
Неолиберальная пропаганда изо дня в день твердила и продолжает твердить: во всём виноват Путин, деньги ушли на Крым, уходят на оборону, на выплаты «нищебродам». Он милитарист, даже скрытый социалист. Ату его!Режим Путина, бесспорно, антинародный режим. Но беды среднего класса не из-за щедрости Владимира Владимировича к «нищебродам», а из-за щедрости к олигархам, которым он ещё на заре своего правления твёрдо пообещал: пересмотра приватизации не будет.Но средний класс поверил неолибералам и пошёл под антисоциалистическими лозунгами «таскать из огня каштаны» для тех, кто жаждет занять место «путинского клана».
Истинный же союзник среднего класса - трудящиеся и представляющие их интересы левые силы, прежде всего КПРФ, на знамени которых – социализм. Только социалистическое государство может обеспечить жизнь в достатке всем слоям общества.Пример тому –социалистический Китай, где сочетаются плановая экономика и рыночный сектор. Китайский средний класс в конце 80-х годов местные либералы тоже искушали прелестями свободного рынка. Но он сделал выбор в пользу социализма и не прогадал. В начале 2000-х доля среднего класса в КНР выросла более чем вдвое и превысила 37% населения (О. Соловьёва «Средний класс в Китае растёт, а в России сокращается», НГ, 22.12.2016г.).