Много сегодня говорят, буквально кричат о патриотизме на каждом углу. Казалось бы, и в самом деле, недостатка в патриотизме нет. И «разговоры о важном» в школах ведутся, и государственный флаг торжественно поднимают перед началом занятий, даже о советской классике вдруг вспомнили. Но стоит чуть копнуть поглубже, и сама собой напрашивается мысль: а не поздно ли спохватились? И надолго ли хватит нынешнего патриотического порыва, особенно у тех, кто ещё недавно пропагандировал совсем иные ценности?
За пять последних лет я провёл немало патриотических уроков в школах, интересовался, знают ли учащиеся героев Второй мировой и Великой Отечественной войн, и всегда поправлял, когда они называли вымышленных героев американских фильмов и комиксов.
Совсем недавно я осознал, что моя старшая дочь в возрасте 6 лет считает персонажей комиксов самыми настоящими супергероями. Я у неё спрашиваю: «Люба, а как же мама и папа?». На что получаю простой детский ответ: «Но вы же настоящие и без суперспособностей». Выходит, что каждый раз, проводя урок для детей и подростков, наталкиваясь на стену голливудского кино, я старался её разрушить и дать небольшой урок отечественной истории. А дома меня поджидала маленькая бомба с детской наивностью и простотой.
Не раз я проводил опрос среди детей и задавал один тот же вопрос: «Скажите, кто такой супергерой?» Как выяснилось, самый популярный герой – это Человек-паук, потом идёт Супермен. Редко кто скажет: солдат, пожарный или родители. Мало кто знает героев Великой Отечественной войны или сможет назвать имя и фамилию своего воевавшего родственника, год его рождения и войска, в которых он служил.
Почему так происходит? Вопрос непростой, и ответ на него не столь очевиден. Тем не менее, попытаемся понять, кто виноват.
Самый частый «обвиняемый» — школа. Четыре часа на изучение Великой Отечественной войны - очень мало. Учитель за это время успевает объяснить, кто напал на Советский Союз, как коммунисты ставили заградительные отряды, какой Сталин и его генералы недалёкие, как они не умели воевать, про штрафные батальоны и лагеря, про одну винтовку на троих солдат и всё такое прочее.
У школьника, конечно, могут появиться сомнения, что возможно всё было не так, ну или не совсем так. Он помнит, как бабушка или дедушка рассказывали про своих отцов, про свою жизнь в Союзе, и это не сходится с текстом учебника или объяснениями учителя.
Тогда его ведут со всем классом в кинотеатр на просмотр отечественных фильмов про Великую Отечественную. А там - «Утомлённые солнцем», «Ржев», «Зоя», «Т-34», «Сталинград» и другие картины о том, как глупые, пьяные и злые коммунисты терроризируют честной народ и заставляют солдат с черенками от лопат бежать на вражеские пули, а чтобы лучше бежали - стреляют сзади из пулеметов.
И это я говорю про российских киноделов, которые тратят бюджетные деньги, полученные от наших с вами налогов. А ведь есть ещё целый фронт зарубежного кино, в котором чётко даётся понять: победили американцы.
Получается, и в школе говорят, и в кино показывают одно и то же.
Решил подросток отвлечься от реальности и поиграть в компьютерные игры: европейские и американские производители - мастера неординарных сюжетов и игровых решений. Например, в стратегии реального времени «Компания героев 2», чтобы пройти игровую миссию за Советский Союз, нужно на танках с огнемётами сжечь все свои деревни с живыми людьми! Не сжигаешь - не пройдешь миссию. Выбирай. Или в игре Call of Duty в битве за Сталинград ты играешь за рядового Зайцева. При штурме другого берега реки Волги твой батальон не имеет винтовок, поэтому на троих солдат даётся одна винтовка и 15 патронов. Чтобы пройти миссию, ты должен обирать трупы и пополнять свои запасы патронов. Отечественные игроделы производством игр про Великую Отечественную не занимаются вовсе.
Другими «обвиняемыми» являются родители. Как отец троих детей могу смело сказать, что заниматься воспитанием почти некогда, хотя сильно хочется. Утром - садик, после садика - кружки, вечером - ужин, санузел, отбой. С ребёнком получается поговорить только в транспорте, да и то на отвлечённые темы. Из-за постоянных переработок, чтобы прокормить семью, иногда просто хочется включить мультики, сказать: «Смотрите» и лечь рядом на диван.
Вот и выходит, что в условиях, когда государство не хочет браться за воспитание подрастающего поколения, а родителям приходится целыми сутками вкалывать для того, чтобы выжить, мы получаем то, что имеем.
Народ, который не помнит свою историю, ждёт только забвение. Возьмём пример из недавнего прошлого. В 2011 году в братской Украине львовские фронтовики в День Победы, по традиции, направлялись к Холму Славы. Но путь к мемориалу преградили националисты. Сотни отморозков, вскидывая руки вверх и оскорбляя ветеранов, стали раскачивать автобусы. В стёкла полетели камни и палки. В ход шли даже дымовые шашки. Перед входом к мемориалу «свободовцы» заставляли всех снимать георгиевские ленточки. Кто отказывался - оранжево-чёрный символ Победы срывали силой. После этого националисты с криками: «Слава Украине!» демонстративно сожгли заранее заготовленные красные флаги.
Это пример того, что будет с целым поколением, если учить его по учебникам М.С. Грушевского, когда говорят, что есть только одна великая нация, а остальные - второстепенные. Это перерождается в самый обыкновенный фашизм.
Я надеюсь, российским властям не всё равно, какое будущее будет у нас и наших детей. Есть хорошие инициативы, которые поддерживает сейчас наше правительство. Есть различные президентские гранты на развитие патриотизма, укрепление дружбы народов, изучение истории нашей страны. Возвращаются в школьную программу произведения советских писателей. Но в то же время с экранов телевизоров нас постоянно делят: по национальностям, вероисповеданию, политическим взглядам и т.д. По-прежнему внушается, что победили мы не благодаря советскому строю, Коммунистической партии и Верховному Главнокомандующему, а вопреки всему этому. Хотелось бы верить, что в нынешней войне одержать победу удастся вопреки существующей в России системе. Но та страшная война, которую пережили наши деды и прадеды показала, что залог победы в единстве нации, сильной и независимой экономике, сплачивающей, а не разобщающей людей идеологии. Есть ли всё это в России сегодня? Вопрос риторический.
…В прошлом году мы отметили знаменательную дату – столетие со дня образования СССР. И хотя сегодня лишь ленивый не критикует национальную политику Советского Союза, считаю, что сама жизнь подтвердила правильность тех принципов, на которых строилось первое в мире социалистическое государство. Один из самых важных - это интернационализм и дружба народов. Неважно, кто ты по национальности: русский, белорус, казах, армянин, украинец. Самое главное - ты часть великой страны, ты советский гражданин. Классовая солидарность значила больше, чем национальные отличия. Вместе строили социализм и вместе защитили свою страну от внешнего врага. И как нацисты ни старались разрушить национальное единство народов СССР, как ни взращивали оголтелый этнический национализм и сепаратизм, ничего не вышло. Советский народ встал на защиту своей Родины и социалистического строя, отстояв тот выбор, что сделал в 1917-м.
Советский патриотизм не был абстрактным. Советского человека не надо было заставлять любить Родину силой или страхом, как это пытаются делать сегодня неумелые пропагандисты. Он и без того осознавал себя неотъемлемой частью своей Родины. Советский человек сам созидал своё настоящее и будущее, считал социалистическое государство своим домом и не только верил в светлое будущее, но и своими глазами видел, как с каждым днём жизнь меняется к лучшему. Потому и готов был защищать своё Отечество, не думая о том, кому достанутся лавры Победы. Ведь Победа – одна на всех. Потому молодые люди, родившиеся при советской власти, без колебаний шли на смерть и становились подлинными героями. Потому те, кто выжил, прекрасно знали их имена и судьбы.
Есть чему поучиться нынешним властям, постоянно находящимся в поисках национальной идеи, хотя сама история её подсказывает.