По его данным, в 1998 году в стране было 22 миллиона школьников. «У нас часто забывают, что главный человек в школе - ученик, а не учитель. За последние десять лет число школьников уменьшилось на 40%, а учителей - лишь на 20%. Это значит, что школа начинает выполнять социальную роль не по отношению к детям, а по отношению к учителям. Сегодня попадание к хорошим педагогам в хорошую школу - залог удачной судьбы человека. Моя позиция до банальности проста: чтобы создавать хорошие школы, необходимо передавать их в руки хороших управленцев», - сказал глава Минобрнауки.
В Интернете появилась масса откликов педагогов в связи с этим заявлением.
Вот что пишут некоторые из них:
«А как же тогда постановление, которое указывает, что классы должны быть не менее 25 человек? У нас уже такие классы с 2008-2009 года. В нашем классе, например, 34 человека, парты с трудом помещаются. Давайте ещё сократим, чтобы в одном классе было не менее 50 учеников, а часть парт пусть стоит за дверью класса, в коридорчике!»
«В саду у нас 30 детей (2 группы). На каждой группе по 2 воспитателя плюс учитель-логопед, учитель-дефектолог, няня дневная, ночной воспитатель. Фурсенко, видимо, решил нас сделать педагогами-универсалами. Например, почему бы дефектологу не быть одновременно и воспитателем, и логопедом, и няней, и заодно медсестрой? Я - и жнец, и на дуде игрец! Только зарплата у меня - как у дворника. Ставки сокращают, а учитель должен получать зарплату за одну ставку, а работать на две. У простых людей, господин Фурсенко, да будет Вам известно, так же, как и у Вас, только 24 часа в сутках».
«У нас в классах по 33 ученика! Что еще придумают наши чиновники в год учителя? А себя они не хотят сократить на 90%?»
«Если сейчас уволить 200 000 учителей, то через несколько лет не удастся набрать такое же количество оных. На такую зарплату молодежь в школу не заманишь. А те, кого уволили, после продолжительного «отдыха» от школы, поймут, наконец, что жизнь за пределами «школа-дом» не менее интересна! И вряд ли они захотят и смогут вернуться в этот замкнутый круг, круг нищеты, лжи, бумаготворчества!»
«Сегодня собрание у нас было в школе. Господи, бедная учительница! До слёз её было жалко! При обсуждении количества сдаваемых родителями денег в родительский комитет она вышла за дверь и пребывала там до тех пор, пока мы её не позвали. В класс купили обогреватель, но учительница не вытаскивала его из шкафа до тех пор, пока мы, родители, не пришли на собрание и не сделали это сами. Пояснила нам, что мы можем прийти к ней после уроков и обсудить правомерность поставленной ею оценки нашим детям. Когда это такое было? То есть учитель зажат в угол и даже не имеет права самостоятельно оценить знания своих учеников! Любой родитель имеет право прийти к нему и утверждать, что его ребёнок гениален, а учитель просто его не любит, обижает и издевается. Кому не лень имеют право вытирать ноги об учителей! Некоторые родители возмущались, когда учительница сказала, что если ребёнок болеет, то ответственность за овладение знаниями, которые давались ему в период болезни, несёт родитель. Мир сошёл с ума! Что же, учитель должен ещё и на дом ходить? И в своё свободное время за здорово живёшь с ребёнком «догонять» остальных?»
«Ну, сократим учителей. Ну, достигнем кратковременной экономии на образовании, пока существует демографическая яма. А в статье сказано, что рост начнется к 2015- 1016 г . За эти 5-6 лет сокращенные учителя найдут себе другое занятие, дети будут сидеть в переполненных классах, а школы, которые не будут набирать необходимого количества учеников, всего лишь повторят судьбу детских садов, вокруг которых несколько лет назад была такая шумиха. Надо ли экономить сейчас, если потом придется выложить гораздо большую сумму для исправления положения?!»
«Вообще-то, Фурсенко министр ОБРАЗОВАНИЯ или ЭКОНОМИИ, уничтожающей ОБРАЗОВАНИЕ? У нас и так на образование - 3,5% бюджета страны, в Южной Корее – 20%. Зарплаты лучше не сравнивать…»
«Учителя, бюджетники! Не пора ли объединиться и сократить Фурсенко? У него одно заявление хлеще другого. То 100 тыс. преподавателей вузов сократить, то 200 тыс. учителей. Гораздо проще для страны сократить одного человека, позволяющего себе такие безответственные заявления».
«А чему тут удивляться? «Всюду деньги, деньги, деньги. Всюду деньги, господа!» 200 тысяч учителей, 150 тысяч офицеров брошено под каток «модернизации». Во какие деньжищи сэкономим! Государство с удовольствием стремится к освобождению от своих непрофильных активов -от людей, верой и правдой служащих ему».
Читаю я все эти горестные, ироничные, злые комментарии и отклики - и мыслю: может, пора уже и всеобщее среднее образование отменять? Зачем оно нужно? Выпендриваться перед заграницей? Достаточно всеобщего начального образования. Тогда учителей можно сократить ещё на 70%. Классы укрупнить до пятидесяти человек и даже больше. Высвободившиеся здания школ продать под супермаркеты и банки. А вырученные деньги пустить на строительство тюрем для несовершеннолетних бездельников и нарколечебницы для них же. Часть вырученных средств можно выделить на пропаганду образования, здорового образа жизни и применения презервативов…
В своё время с подачи «Единой России» были сокращены лесники - результаты все ощутили этим летом.
Соглашатели или молчальники из ЦК профсоюза как в рот воды набрали: призванные отстаивать социальные права учительства, они подобострастно заглядывают в рот правителям, а само учительство, униженное, зачумленное, ждёт, когда ему, учительству, кинут кость - подачку в размере 1000 рублей. Неужели даже эта, вполне реальная опасность, нависшая над учителями, не подвигнет их на протестные действия?
«Цинизм ситуации в том, что на протяжении последних лет подготовкой учителей и преподавателей никто всерьез не занимался. Думаю, что и сейчас ничего не будет сделано в вопросе трудоустройства такого огромного количества людей, что в условиях безработицы станет серьезной социальной проблемой, – заявил член-корреспондент Российской академии образования Александр Абрамов. – Когда дети в нашей стране практически остаются безнадзорными, когда цифры по сиротству достигли колоссальных величин, разбазаривать учительско-преподавательский ресурс просто нерационально, тем более, что сокращение учителей на практике повлечет за собой сокращение школ.
Я считаю, что экономия от отставки одного министра образования и его дальнейшего трудоустройства будет выше, нежели чем обойдется трудоустройство 200 тысяч сокращенных учителей».
Присоединяюсь к мнению академика. Но в одном ли Фурсенко всё дело?..
Геннадий РОСТОВСКИЙ