Второй год идут ожесточённые споры о возможности возведения в Астрахани памятника Ивану Грозному. Православный олигарх посулил профинансировать проект, градоначальник, вроде, был не против. Потом глава администрации уволился, а богач поостыл. Но сотрясение воздуха пламенными речами сторонников и противников увековечения царя Ивана Васильевича продолжается. Однако теперь, после выхода на экраны ТВ сериала «Грозный», кажется, они канут в небытие. Потому что даже заикаться о памятнике лютому зверю и сумасшедшему душегубу, каким показан Грозный в кино, не то что неловко – неприлично!
Какие чувства рождает сериал, на который, не сомневаюсь, было потрачено столько казны, что хватило бы на сотни, а то и на тысячи памятников? Отвращение, в лучшем случае – брезгливую жалость, но уж никак не гордость к истории нашей многострадальной Родины! Если этого добивались создатели фильма, то они своей цели с блеском достигли!
Русского народа и его великих деяний в сериале попросту нет. Есть мятущееся стадо, покорно встающее на колени пред венценосным злодеем, алчущим власти и крови. Есть бояре, пекущиеся только о том, чтобы остаться царьками в своих вотчинах. Есть отребье человеческое, палачи, убийцы, разбойники, распутники, составившие опричное войско. Есть, вроде бы, и светлые образы. Но у них, по воле сценариста, свои скелеты в шкафу. «Страдалец» князь Владимир Старицкий предаёт доверившихся ему бояр, царица Анастасия по бабьей глупости толкает царя на бесконечную Ливонскую войну, её брат из мести фабрикует дело против советников царя Сильвестра и Адашева, князь Курбский – не просто беглец от опалы, но изменник, продающий полякам государственные секреты. Репрессированный поп Сильвестр, кстати, автор знаменитого «Домостроя», тоже грешен – ради благой цели – устремления Руси не на Запад, а на Восток, против Крымского ханства и Турции – пишет подмётное письмо, за которое головами расплачиваются невинные люди. Даже богатырь Лука, олицетворяющий по авторской фантазии русский народ, своей волей идёт в опричники и участвует в убийстве семейства Владимира Старицкого. Словом, у всех рыло в пуху.
За кадром остаются главные события эпохи – Стоглавый Собор, решения которого определили жизнь общества и церкви на 116 лет вперёд, присоединение к Русскому государству Казанского и Астраханского ханств, расширение и укрепление границ страны, возведение новых городов и крепостей. Ни слова, ни полслова в сериале и о нашествии объединённого турецко-татарского войска в 1569 году. А ведь целью этого похода было отнятие у Руси только что завоёванного Поволжья! Пресловутая толерантность, что ли, помешала сценаристу вспомнить о сокрушительном разгроме под Астраханью гигантской вражеской армии? Ну, как же – на государственном уровне мы то и дело сегодня расшаркиваемся перед Турцией: не дай бог обидится могучий сосед, и тогда сбитым над Сирией нашим самолётом дело не ограничится. А тут вдруг напомнить Стамбулу о его позорном поражении? Скандал! Но воистину «кому бесславье, а кому бессмертие»! Кто знает, как изменилась бы история России, если бы не остановили тогда агрессора в низовьях Волги. Гениальная военная операция, в которой был задействован гарнизон Астрахани, «наплавная рать», возглавляемая князем Серебряным, вольные казаки и Ногайские Орды, была разработана и осуществлена под руководством великого стратега, имя которому Грозный. Когда жалкие остатки турецкого войска подходили к своей базе – городу Азову, там взорвались пороховые погреба. Взрыв был такой силы, что крепостные стены «расселись»! Случайность или диверсия? А вы как полагаете?
Может показаться, что я далеко ушёл от темы разговора. Да ничуть! Потому что победа над турками – яркий пример мужества и героизма русского народа и мудрости его полководцев! На таких примерах и воспитываются гордость и уважение к истории Отечества! Точнее, должны воспитываться. А на деле миллионы тратятся на сериал «Грозный», преследующий совсем иные цели... Кстати, а почему «Грозный»? Не звали тогда так царя в народе! Прозвище это носил государь Московский Иван III. А Иван Васильевич с нелёгкой руки западных врагов именовался «Ужасным». Для них ужасным! Почему-то короля Карла IX, при котором во Франции вырезаны были десятки тысяч гугенотов, там так не называют. А русского царя, за пятидесятилетнее правление которого казнено было меньше людей, чем за одну Варфоломеевскую ночь, – пожалуйста! Те самые пресловутые двойные стандарты. Кстати, свершилось то злодеяние во Франции в августе 1572 года, как и битва при Молодях, которую, слава богу, не забыли показать в сериале. Правда, при современных-то возможностях могли бы показать и масштабнее, и красочнее. Ведь кровопролитное сражение, определившее судьбу России, длилось не один день. Но доблесть и героизм русского народа, видимо, меньше всего волновали создателей кинофильма. Как и правдивый образ царя. Да, многогрешен был Иван Васильевич, но и сделал для государства немало! Но о великих деяниях этих в фильме только невнятная скороговорка.
Помню, на совещании писателей, пишущих на историко-православные темы, которое проходило в 1998 году в Свято-Даниловом монастыре, Владимир Крупин упрекнул коллег в вольном обращении с бытовой стороной жизни великих людей: мол, есть их канонические «Жития», и нечего домысливать и фантазировать, как они ели, пили, любили. Дмитрий Балашов резонно возразил, что это касается бездарных сочинителей, стараниями которых порой создаются не образы, а пародии на исторических деятелей прошлого. Не раз вспомнились мне мудрые слова обоих писателей, когда смотрел «Грозного». Что добавляют к образу царя откровенные постельные сцены с его жёнами? А уж когда на охоте он распахивает одежды на будущей супруге Марии Темрюковне, так и хочется крикнуть: «Не верю!» Потому что к девичьей чести на Руси тогда относились не так, как сегодня…
К слову, о жёнах. Когда Иван Васильевич женился в первый раз, ему едва исполнилось 17. А невеста была и того младше. В фильме же счастливого новобрачного изображает актёр возрастом под сорок, и партнёрше его явно не 15. Конечно, люди в те времена жили меньше и старели раньше, но не настолько же! По воле авторов сериала его герои говорят на языке, нисколько не отличающемся от современного. Сценарист Тимур Эгзугбая не стал заморачиваться со старинной лексикой. Зачем? Так понятнее! Редкая, кстати, фамилия у сценариста. Редкая для России. Мне дела нет до его национальной принадлежности. Но уверен, что никогда литератор Иван Иванов не станет сценаристом сериала для грузинского телевидения, скажем, о царе Вахтанге VI, похороненном, между прочим, у нас в Астрахани!
Резонный вопрос: а почему для кинофильма был выбран именно этот сценарий? Что, у нас мало исторических романов на эту тему? Да хоть бы классический трёхтомник Валентина Костылева «Иван Грозный». Разве трудно превратить его в добротный сценарий? Как, впрочем, и сделать литературной основой многих будущих фильмов произведения Дмитрия Балашова, Валентина Иванова, Василия Яна, Эдуарда Зорина, Сергея Бородина, Николая Задорнова, Валентина Пикуля, Валерия Замыслова, Михаила Рапова, Владислава Бахревского? В их романах – подлинная история Отечества, история подвига и славы, самопожертвования и веры. Какой мощный заряд настоящего, а не показного патриотизма, гордости за великое прошлое Родины могла бы получить молодёжь от достойной экранизации произведений мастеров! Да, впрочем, о чём это я? Именно потому и шарахаются, как чёрт от ладана, киношники от замечательных русских исторических романов, что они – настоящие. Потому и появляются на экранах низкопробные поделки, вроде сериала «Грозный».
Столкнулись в битве за родимый город
У стен его старинных – рать на рать –
Непримиримо и жестоко споры:
Здесь Грозному стоять иль не стоять?
Ломаются речей мечи и копья
На поле интернетовских обид.
Но тихо над солончаковой топью,
Где нынче площадь Ленина лежит.
Отсюда вместе с наплавною ратью,
Что из московской прянула руки,
Разжав турецкой армии объятья,
Ударили стрельцы и казаки!
О, Астрахань, забвения туманы
Отринь! Гляди, вот правды берега:
В ночную степь надменные османы
Испуганно ударились в бега!
Историю российскую ругая,
Сегодня вспомни той победы жар,
Когда по полю дикому ногаи
К Азову гнали грозных янычар!
Пусть в божий свет пришедшая из мрака,
Опять былая слава оживёт.
Не зря в Стамбуле был посажен на кол
Касим-паша за тот худой поход!
А кто был головою общей силе,
Что сделала всю Волгу Русью встарь?
Не Иоанн ли Грозный свет Василий,
Великий православный государь!
О чём же спорить, дорогие люди,
Зачем метать обидные слова?
Что памятник? Хоть будет, хоть не будет,
Была бы память общая жива!
Святая понизовская столица,
Храни её без лести и стыда,
Чтоб астраханцу каждому гордиться
Тобою, вечной родиной, всегда!