От звонка в ФСБ до тюрьмы дорога короткая
Борьба за справедливость в наше время – дело не только неблагодарное, но и чреватое печальными последствиями. Нередко сам борец из обвинителя становится обвиняемым, а то и подсудимым. Тем более, если он политически активный.
Подтверждение тому – история астраханца Константина Завалина, находящегося в настоящее время под стражей в СИЗО-1 в ожидании суда. Он обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ст. 318 УК – применение насилия в отношении представителя власти. Максимально строгое наказание по этой статье – лишение свободы до 10 лет.
Константин Завалин – человек неравнодушный к судьбе страны, города и области. Левый активист, никогда не боявшийся выражать свою политическую позицию. Будучи членом Территориальной избирательной комиссии Советского района, всегда противостоял каким-либо нарушениям законодательства.
Что же произошло?
Ещё октябре 2019 года Константин, работая на газоперерабатывающем заводе, выявил факты нарушений в хозяйственной деятельности ООО «Газпромпереработка» в части требований норм промышленной безопасности и охраны труда. По мнению Завалина, это представляло угрозу настолько серьёзную, что могло бы привести к техногенной катастрофе на территории Астраханской области.
24 октября 2019 года им было сообщено о данном факте и обстоятельствах в УФСБ России по Астраханской области. Запись разговора стала достоянием гласности и распространялась через соцсети. Отметим, что нарушения были устранены, и катастрофы, к счастью, не произошло. Но вот жизнь Константина с тех пор превратилась в сущий ад.
Его отстранили от работы, сделали всё, чтобы он не сдал экзамен по охране труда. Константин работает на АГПЗ с 2001 года – 20 лет! Имеет два высших образования, три года работал инженером по охране труда в РМЦ АГПЗ. Одним словом, специалист, имеющий и квалификацию, и необходимый опыт работы. Однако многочисленные попытки сдать данную проверку не увенчались успехом, многочисленные жалобы и судебные иски не привели к желаемому результату.
Зрители ютуб-канала «Сталинград» хорошо помнят интервью с Константином под названием «Прибыль на костях», в котором тот рассказал о ситуации на газоперерабатывающем заводе. О последствиях своего звонка в УФСБ Константин Завалин рассказывал и ведущему канала «Трудовая Россия» Эльмару Рустамову.
Да, внимание общественности привлечь удалось. Но положение самого Константина это не улучшило. Как раз наоборот.
Более двух лет ему не платят зарплату, но и не увольняют, не отдают трудовую книжку, — он не допущен к работе. А между тем у Константина на иждивении несовершеннолетняя дочь, которую надо содержать, кредиты и другие расходы, как у всех людей. Как выжить человеку в такой ситуации?
Новый поворот в истории Константина Завалина произошёл 9 января 2022 года.
В тот день Константин и ещё ряд левых активистов провели в разных районах Астрахани одиночные пикеты против ввода объединённых войск ОДКБ в Казахстан и в поддержку требований протестующих.
После окончания пикета к двоим участникам – Денису Савельеву и Константину - подошли полицейские: один в форме, двое в штатском. Они сообщили о якобы поступившей ориентировке по грабежам. В итоге активистов доставили в Кировский отдел МВД по Астрахани, но в итоге отпустили без составления протоколов и предъявления обвинений.
По словам ребят, разговор с полицейскими на улице продолжался 2 часа (!), приезжали одни сотрудники, потом другие, проверяли по одним основаниям, потом по другим, прямой связи с пикетом не имеющим. А позже в отделении полиции продержали до вечера, так ничего и не добившись.
Через несколько дней домой к Константину, по адресу прописки, пришли участковый и двое сотрудников полиции и предложили поехать с ними в суд. Константин попросил прислать повестку, пообещал прибыть по ней и закрыл дверь. После этого, по словам матери Константина Галины Константиновны Завалиной, сотрудники начали стучать в дверь подручными предметами, и продолжалось всё это ровно 2 часа. На следующий день снова приехали полицейские и стучали в дверь на протяжении нескольких часов (!), но мать Константина двери им не открыла.
2 марта Константин Завалин записался к уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, которая проводила приём в Астрахани, и хотел рассказать о своих проблемах. Но события развернулись иначе.
Константин собрал необходимые документы и поехал к себе в гараж, чтобы заняться ремонтом автомобиля и скоротать время до приёма. По словам самого Константина, неожиданно подъехали две машины, из которых вышло 8 человек: семеро - в штатском, и один, участковый Байрамов З.К., – в форме. Сам Константин в это время сидел в машине. В ответ на требование показать документы люди в штатском стали грубо вытаскивать Константина из автомобиля, повредив при этом ему руку. Полагая, что его собираются похитить, Константин стал кричать и звать на помощь. Мужчины, которые в это время были в соседних гаражах, вышли ему на помощь и увидели, как Константина вытаскивали из машины люди в штатском, а после положили его на землю, одели наручники и увезли, как позже выяснилось, в суд.
В суде Константина Завалина привлекли к административной ответственности за неповиновение законным требованиям сотрудников полиции и назначили наказание в виде ареста на 10 суток. Сам Завалин, в свою очередь, подал заявление на незаконные действия полицейских.
А дальше - предсказуемое для подобных дел развитие событий.
4 марта из спецприёмника Завалина доставляют в Следственный комитет, где предъявляют обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 318 УК РФ (применение насилия в отношении представителя власти). Потерпевшим выступает участковый Байрамов З.К., которому Константин Завалин якобы нанёс физическую травму (и оставил на теле синяк), оказывая сопротивление при задержании. Уже 6 марта Завалина переводят в СИЗО-1, где он и находится по сей день.
По словам матери, соседи Константина по гаражу отрицают факт применения насилия со стороны Константина, а сами сотрудники, из которых почти все были в штатском, просили не вмешиваться: «Не ходите сюда, это политический».
Усилиями адвоката в настоящее время обвинение было переквалифицировано с части 2-й (применение насилия, опасного для жизни или здоровья…) на часть 1-ю (применение насилия, не опасного для жизни или здоровья…) статьи 318 УК РФ. И это единственное послабление, которого пока удалось достичь.
Интересно, что к другим участникам акции 9 января (а их, напомним, было несколько) вопросов у правоохранителей не возникло. Что само по себе свидетельствует о том, что наказать хотели именно Константина Завалина.
Расплата за честность и принципиальность в России по-прежнему остаётся тяжёлой.
P.S. По обращению Завалиной Галины Константиновны от имени депутата Государственной Думы Н.В. Арефьева был направлен запрос Прокурору Астраханской области с просьбой дать оценку обоснованности и законности уголовного преследования Константина Завалина.