Я, Реснянская Валентина Михайловна, родилась в январе 1940 г. в городе Невинномыске Ставропольского края. В 1943 году пропал на фронте отец, а в 1945 году умерла мать – нас осталось 4 детей от 2,6 года до 9 лет. Воспитывались мы сначала у бабушки, а в 5 лет в дошкольном детском доме г. Кисловодска. В 7 лет перевели в Благодарный Ставропольского края, где я до 7 класса училась и росла. Очень хороший был детский дом.
Я благодарна всему коллективу детского дома, там были четкие, отзывчивые воспитатели: они нас всему учили – вязать, шить, танцевать. Замечательная была самодеятельность – мы по Ставропольскому краю всегда 1-е место занимали – и ею, художественной самодеятельностью, зарабатывали –кинопередвижку, библиотеку, струнный оркестр (как премия за талант). Питались мы в то время лучше домашних детей, потому что имели подсобное хозяйство, сад, огород, куда ездили с удовольствием и работали там, свой виноград, свои бахчи, своё масло. Нам было легче в питании в отличие от других детских домов, были очень хорошие повара, которые нас баловали в праздники – пекли торт «Наполеон», сами делали мороженое, устраивали праздники с концертами самих детей – я очень довольна, что попала в детский дом, что не стала бродягой. Получила я специальность «почтово-телеграфный агент» в РУ-связи №13 в Пятигорске и проработала на телеграфе 37 лет.
Увлечение стихами у меня возникло после ухода на пенсию, в 58 лет. Сначала я писала стихи, потом на них стала писать музыку и получались песни – мне это очень нравилось. Все они на разные темы – и песни, и стихи, и загадки. Сейчас мне 82 года – появились болячки разные, и я почти не пишу, хотя хотела выпустить хотя бы одну книжку стихов. Стихи мои очень простые, так сказать, для народа – без всяких заоблачных слов.
Немного я помню о войне… Когда с Кавказа гнали немцев, они ночевали у нас в доме, нас выгнали, а с ними была наша бабушка. Мы три дня ночевали в глубокой яме (окопе) в саду, накрытой старыми спиленными деревьями. После того, как поели немцы, бабушка в яму нам переносила остатки еды – консервы, хлеб. В яме было сыро, и лягушек полно, мы на тряпках спали там. А немцы ходили по домам, воровали кур, коз и кричали: «Яйко, масло, молоко…». Вечером были пьяные и на веранде играли на губной гармошке песни. Бабушка приходила к яме и говорила матери, чтобы она не выходила днём, а то изнасилуют её немцы.
Близко от нас была железная дорога, часто летали самолеты и бомбили её. Я этого звука самолета боялась и до 9 лет, как только услышу - прячусь под кровать. Пленные немцы строили в Кисловодске дома, их возили с охраной, с собаками на объект, чтобы восстанавливали то, что разрушили в войну, а мы шли на прогулку и кричали им: «Немцы, вы наших папок убили». Они отворачивались от нас, а воспитатель говорила: «Дети, не трогайте их, они военнопленные и у них в Германии тоже остались семьи, дети… они, может, и не доживут, пока город построят, никогда не уедут на Родину».
Свои стихи на тему войны я писала по книгам, по фильмам, что-то от воспоминаний осталось – мне ведь уже 82 года (иногда память подводит).
Я очень обижаюсь, когда смотрю передачи по телевизору. Особенно «Мужское-женское», там людей пугают детдомами, как Бабой Ягой или Кощеем Бессмертным. Да спросите детей послевоенных детских домов, как они жили и кем они стали? Я очень благодарна, что воспитывалась в детском доме, там я встретила отличных, отзывчивых детей, до сих пор переписываюсь и, представьте, за какое время - 10-12 лет – эти же дети построили и возродили из руин всю страну. Работать стали в 16 лет – не испортились, многому научились, отличные семьи у всех – дети, внуки трудолюбивые, по характеру простые все, закаленные невзгодами. Вот это и есть дети войны.
В детских домах по окончании 7 классов дети поступали в РУ (ремесленное училище), в техникумы или в ФЗО (школа фабрично-заводского обучения). А после получали специальность и были направлены во все концы СССР, где требовались молодые специалисты. Я окончила РУ-13 (связи) г. Пятигорска и сразу за 2 года получила 3 профессии: оператор почты, телеграфист, телефонист. Нам было 16 лет, и мы уже стали работать по профессии, я попала в Сибирь, в город Тара Омской области и отработала там 3 года. Для государства это было выгодно, в короткий срок за 2 года мы получили профессию и посвятили ей 37 лет. Как только появились мобильники, все наши предприятия закрыли – мне очень жаль, я очень любила свою работу, особенно на аппарате Морзе работать.
Если сейчас при живых матерях сдают детей в детский дом, то после войны там находились только дети-сироты, дети погибших фронтовиков, и несмотря на все трудности послевоенного времени, все дети получали образование и не зависели от государства. По словам СМИ, у нас в России сейчас пополняют демографию, но стоит посмотреть телевизор – ужасаешься. С 15 лет, не имея специальности, уже рожают по 3-5 человек, рассчитывая на государство, или сдают в детский дом. Я считаю, что прежде, чем создать семью, нужно подумать, сможет ли ребенка воспитать и обучить семья, ведь при нынешних запросах и ценах на все, думаю, и одного ребенка достаточно. Одеть, обучить, устроить на работу – сколько это стоит средств! В наше время это очень затратно, время требует новизны, а средств у родителей нет, и большинство рожает сейчас необразованные, не подготовленные к семейной жизни и вешают воспитание на бабушек (зачастую больных) или на государство (пожизненно). Я знаю людей, которые окончили 2 института и работают на базаре вместо своей профессии. Я считаю, было бы очень мудрым решением властей учить трудовым профессиям, которые пригодятся везде. Сейчас рабочий человек забыт – нет профсоюза, который отстаивал бы их права на предприятии. И это очень плохо, имеешь высшее образование, а работать негде.
Пересматривая свою жизнь, я думаю, сколько мы выдержали потрясений - война, восстановление разрушенной страны, поднятие целины, перестройка, реформы (бесконечные). Я страну свою не узнаю. Все названия по-английски – русское всё пропало, старикам тяжело с переходом на цифровые технологии – нас как бы вычеркивают от общения привычного, русского, родного. И за что тогда можно любить свою страну?
Что-то я сильно расфилософствовалась, но мне не всё нравится, я не во всем согласна с политикой – как-то это всё необычно и непривычно для нашего поколения людей, рожденных перед войной и после войны.
Нам всегда говорили, что деньги – не главное в жизни. Оказалось, в настоящее время, это главное, и в головы молодежи настойчиво вбивают эту мысль. Молодые люди, глядя передачи, стараются подражать – замуж, так за олигарха (пусть даже он на 20-40 лет старше), иметь сразу всё –машину, дом, богатого мужа, ездить за границу на отдых – это разве правильно? Рабочий человек, проработав по 37-40 лет на предприятии, не сможет никогда стать олигархом, честным путём ни один рабочий на виллу не заработает, согласитесь с этим – это возможно только преступным путем нажить, а они, богачи, множатся, их всё больше и больше.
И ещё хочу сказать об аптечных лекарствах. Эта аптека заменила ювелирный магазин по ценам – такие дорогие лекарства, дороже, чем в магазине «Золото». Сейчас все люди больные – и молодые, и пожилые, а цены – им предела нет, все повышаются и повышаются, когда же будет предел повышению этому – ведь пенсии не повышают, как можно так жить – тяжело ведь. Не всем я поделилась с вами, но что меня тяготило, кое о чём я высказалась. Мы, старики, только на патриотизме держались – та привычка у нас осталась от СССР, мы всегда верили в лучшее будущее, а пришло оно с этими результатами неудовлетворения.
ПАМЯТЬ
Помните дедов и прадедов,
Знайте, что это они,
Тяготы, горе, разруху –
Всё на себе пронесли.
Чёрное марево войн,
Взрывы, и кровь, и огонь.
Будь же его ты достоин.
Знай! Он герой, этот воин.
Он не вернулся домой!
В радостный день победы
Будь же причастен и ты,
К памятнику героя.
Положи полевые цветы.
Знай! Он солдат-победитель,
Нам он свободу добыл.
Знай, что он чей-то родитель,
Мир его не забыл.
Плачут и вдовы, и жены
К памятнику подойдя,
Воины! Дети готовы
Мир сохранить навсегда!
ДЕРЕВНЯ
Деревня ты, деревня, я на тебя гляжу
Особенное что-то в тебе не нахожу.
Таких, как ты, так много в России деревень
Такой же скот на выгоне, такой же вот плетень.
На улице колодец, и гуси на прогулке,
И ребятишки босые гуляют в переулке.
А днем в деревне тихо – ни стада, ни людей,
На речке за деревней купают лошадей.
За городом в кузнице кузнец задует мех,
Ребята в речке моются, их слышен громкий смех.
Мычание и блеянье я слышу на заре,
И петушиный звонкий крик на нашем на дворе.
Рябинка здесь посажена у каждого окошка.
А во дворах почти у всех живёт, конечно, кошка.
А вечером в ночное уходит детвора,
И у костра мы слушаем рассказы до утра.
Здесь по весне распустятся шиповник и сирень.
Цветочный запах чувствовать готов я целый день.
К нам вечером на лавочку соседи сядут в ряд,
О всех своих заботах со мной поговорят.
Особенно мне нравится деревня по весне,
Уехав, не могу забыть, ты снишься мне во сне.
Живу теперь я в городе, готов себя убить,
Покинутая родина – тебя как не любить!
И в этой вот деревне живет моя семья.
Деревню на свой город не променяю я!
О ВОЙНЕ
Были войны, тяжелые войны,
Отстояли страну мы достойно.
Проливали мы кровь и теряли любовь,
Чтобы мир был, и жили спокойно.
Так давайте зажжем костерок,
Вспомним всех, кто там выжить не смог,
Кто от ран погибал, кто от пуль умирал,
Защищая родной уголок.
Оторвала война их от дел,
Да и это ещё не предел.
Их одели в гранит, только память хранит.
Каждый май сердце стонет, болит.
Молодые солдаты войны,
Наши братья, отцы и сыны,
Ваши дети взросли, внуки все подросли,
Но не видим конца мы войны!
Да и после вас гибнут сыны
Необъявленной этой войны.
Успокоились рано, скажу вам, друзья,
Всю жизнь в страхе ведь жить нам нельзя!
И один для меня лишь ответ,
Скажем громко войне слово «нет»!
Чтобы всем миром на ней не страдать,
Нужно землю свою охранять.
Я ЖИВОЙ, Я ЖИВОЙ
Я вернулся домой, я вернулся с войны.
Ждал я встречи с тобой, я искал тишины.
Но нельзя мне забыть – эти взрывы и кровь.
Я в боях воевал за страну и любовь.
Я вернулся домой, сколько боли в глазах
Не могу я забыть этот ужас и страх.
Я не должен забыть всех убитых ребят.
Тех, кто в братских могилах сегодня лежат.
Я вернулся домой и не верю себе,
Как я выжил тогда – благодарен судьбе.
Вы, простите, солдаты, я остался живой,
Я лишился семьи, потерял дом родной.
Я вернулся домой, я живой, уцелел,
Хоть контуженный был и от ран я болел.
Много видел я там – смерть и стоны, и вой,
Я вернулся домой, я живой, я живой.
Рядом с нами в атаке погибали друзья.
Смельчаков молодых позабыть нам нельзя,
А ведь тоже мечтали вы увидеть рассвет,
А теперь ничего впереди у вас нет.
Я вернулся домой, я вернулся с войны,
От войны я устал и хочу тишины.
Но нельзя позабыть свист и взрывы, и кровь.
Я в боях воевал за страну и любовь.
Всех вас помню, друзья, что погибли в бою,
Вы за Родину нашу жизнь отдали свою.
В каждый праздник победы к обелиску хожу
И все больше погибших в списках тех нахожу.