Сегодня я ехал на работу в автобусе рядом с маленькой девочкой, которая безуспешно гоняла мультяшного персонажа в какой-то игре на миниатюрной раскладушке с двумя сенсорными экранами. В бессильной злобе она трясла гаджет и смешно выражалась, коверкая слова: «Бабуль, тут ё-бот в игле!». Через ряд, на другой стороне «Волгобаса», почтенного возраста бабушка лихо громила разноцветные столбики с «плюшками» на сотовом телефоне. Сторонница виртуальной выпечки мягко пожурила внучку и снова уткнулась в телефон. Я подсказал оставленной без присмотра крохе, как справиться с роботом и извлёк из своей сумки бледно-зелёную книжку «Совдетство: пионерская ночь». Девочка, увидев на обложке злосчастную букву в имени автора, предприняла попытку реабилитироваться. «Ю−лий?» − произнесла она по слогам. «Юрий» − поправил, открывая роман на закладке, и с гордостью приобщил: «Один из лучших современных писателей».
В этой книге компактно упаковано советское детство детей, не знавших виртуальной реальности. Полякову удалось передать дух той эпохи. Автор то берёт на себя роль мудрого учителя, рассказывая, как обходились пионеры без привычных для современников технологичных устройств, то раскрывает суть взаимоотношений и первых чувств к противоположному полу. Особое внимание писатель уделяет отношениям главных героев к родителям и животным. В романе можно найти много полезных советов и размышлений, и в этом, я считаю, его главная ценность. Но поймут ли это дети прогресса? Если будут проводить всё свободное время за видеоиграми – вряд ли…
Компьютер, телевизор и сотовый телефон давно стали своего рода виртуальными няньками, отобрав первоначальное право воспитания детей у родителей. Новое поколение сейчас так и называется – «экранное». У ребят, зависимых от современных развлекательных технологий, теряется интерес к творчеству и ролевым играм. У них не развивается воображение и способность сопереживать. До поры до времени матерей и отцов устраивает, что ребёнок тихо сидит у себя в комнате, смотрит мультфильмы или играет, не отвлекая их от домашней рутины. Но как только успеваемость в школе скатывается до критической отметки, а детская комната превращается в свалку игрушек, запускается череда карательных мер.
Самый простой способ оградить ребёнка от всего вышеперечисленного – запретить. Но это − крайняя мера, которую нельзя использовать часто. Лучше сослаться на перерасход электроэнергии. Задача родителей состоит в том, чтобы на добрых началах заложить основу гармоничного воспитания отпрысков. Особое внимание стоит уделять ролевым играм и прогулкам, во время которых нужно побыть немного «своим».
А теперь вернёмся в автобус и на минутку представим, что гаджеты вдруг превратились в интересные книги. Сразу видится паника и поиски портативных любимцев. Что до книг, их оставят, как билеты в салоне. Подобная картина – не редкость. Книги, потеряв свою силу, продаются в состоянии б/у за копейки. То, что не удаётся сбыть, отправляют в мусорный ящик. У моей работы, на рынке, добрые люди собирают их на прилавках и раздают забесплатно, как DVD-фильмы, одежду и обувь. Как правило, большая часть вещей родом из советского прошлого. Кроме фильмов, снятых в погоне за гонорарами.
Иногда я после посещения хлебного киоска, что находится как раз на том рынке, останавливаюсь возле картонной коробки и гадаю: зачем было снимать это кино? Скажем, новая экранизация бессмертной «Русалочки». Диск совсем новый, в плёнке демонстрирует на обложке афроамериканскую актрису.
− Забирай, – бормочет мне женщина с пренебрежением. − Я такое своей дочурке не понесу. Скоро все актёры станут чёрными и гендерно-нейтральными», − в сердцах добавляет она, намекая на фильм «Красавица и чудовище».
Этот диск распечатанный, но состояние неплохое. Смотрю на год. 2017-й. Женщина, по моему лицу прочитав недоумение, объясняет:
− Там сцены с гомосексуальными отношениями. Ещё есть четвёртая «История игрушек» с лесбийской парой, когда показывают детский садик. Отвратительно. Такой шикарный мультфильм испоганить.
Вторую коробку с играми заграбастал школьник, его привлекли какие-то гоблины. Хочется сказать ему: «Почитай лучше классику». Но у книг, выставленных тесным рядком около солдатской шинели и трёх пар летней обуви, удручающий вид. Да и кто я такой, чтобы давать советы? Моё поколение выбрало «Пепси», поколение парня – мистических существ. Но выбор этот был неосознанный. Старые советские мультфильмы с поучительным стержнем исчезли. Им на смену пришли переложения классических сказок на новый лад и семейные сериалы. Ну, и тупые боевички – куда же без них.
Самое страшное, что в минкульте не видят ужасного. Взять тех же «Букиных». В каждой сцене этого телевизионного комедийного сериала – тупость и лень. Герои все, как один, однотипные, и, если кто-то пытается выделиться, его с особым цинизмом высмеивают. Естественно, к этому герою возвращается здравый смысл, и он превращается в «нормального» до конца серии. А что значит быть нормальным сейчас? Иметь под рукой дорогой сотовый телефон, зарабатывать, не выходя из дома, снимая видеоролики, и играть до потери пульса за гоблинов? Если так – то я пас…
В конце 80-х – начале 90-х нас родители готовили к самостоятельности. Говорили: «Вот устроишься на завод, обзаведёшься семьёй, узнаешь, каково это − быть по-настоящему взрослым. Это тебе не во дворе с друзьями скакать». Но с развалом СССР большинство заводов закрылось. Пятидневка, которой пугали, сменилась раздольем. Позже я писал для газеты: «Вчерашние ребята, вооружённые палками-пистолетами и досками от ящиков – автоматами, перестали играть в войнушку. Ножички и лапта стали пережитками прошлого, а кулачные бои двор на двор переместились в видеоигровые салоны, где каждый смог виртуально наказать своего оппонента».
Реклама «Dendy – играют все» звучала из каждого «матюгальника». Эта телевизионная приставка подарила постсоветским детям и подросткам возможность познакомиться с восьмибитной классикой легендарных видеоигр, которые до сих пор в почёте у любителей ретро. В них не было рек крови и чрезмерного насилия. Это потом уже хлынула одуряющая волна дисков с возможностью поиграть за убийц, воров, насильников и маньяков.
Добрых нянек в одночасье отправили в бессрочный отпуск. Те, что пришли им на смену, высмеивали добродетели и воспевали порок. Волна людского негодования сошлась в простой и ёмкой формулировке: «Раньше было лучше». Я, как и многие мои одногодки, являемся её сторонниками. Может, со стороны это выглядит нелепо – цепляться за старое, зато честнее и праведнее. Новейшие достижения ускорили темп нашей жизни, сделали её более комфортной и автономной, но при этом мы утратили нечто более важное, человеческое.
Дочитывая книгу Юрия Полякова уже на работе, я с горечью подумал, что у нас, рождённых в 80-е, по сути, украли советское детство. Нас настиг слом двух эпох. Мы увидели перемены в культуре и технологиях. И каждый выбрал – гнаться за ними или притормозить, чтобы оставить в душе хотя бы крупицу святого наследия СССР.