В Волжско-Каспийском рыбохозяйственном бассейне Астраханская область считается ведущей территорией рыбодобывающей отрасли.
Однако уловы здесь из года в год падают: 2015-2021 гг. – 43 тысяч тонн, 2022 г. – 38 тысяч тонн, 2023 г. – 36,5 тысяч тонн – экстремально низкий результат.
В 2023 г. на промысле в нашей области было задействовано 65 рыбодобывающих организаций, осуществляющих свою деятельность в Волге, её водотоках и в авандельте Каспия. Рыбы в этом году добыто на 17% меньше установленной нашему региону квоты (квота – 50 тысяч тонн, выловлено – 36,5 тысяч т.) Это к тому же на 4% ниже, чем в 2022 г.
Наши результаты тем более унизительны, что, по данным Центра мониторинга рыболовства, за текущий год рыбы выловлено в Волге-Каспийском рыбохозяйственном бассейне на 1,5% больше, чем в 2022 г. – 80,2 тысячи т. Особенно отмечается объём добычи каспийской кильки. Получается, что многие подразделения в этом бассейне работали в плюс, а астраханцы – в минус.
На совещании по подведению итогов путины 2023 г. в Астраханской области, которое проходило в конце декабря, отмечалось, что причины столь провальных результатов не новы.
Непродолжительный паводок, который вызывает обмеление каналов-рыбоходов и неполное залитие нерестилищ, что ведёт к сокращению естественного воспроизводства рыбы из года в год. «Третий год рыбохозяйственная обстановка на Нижней Волге формируется на фоне пониженного попуска воды в период половодья, а в 2023 г. в течение дефицита воды в целом». (Р. Пашаев).
Весь 2023 г. уровень воды в Волге по водомерному посту в Астрахани был ниже среднего на 1/3 метра, максимально низкое значение (минус 150 см) отмечалось в июне, когда вода была особенно нужна для обеспечения естественного воспроизводства рыб.
Справедливости ради надо сказать, что не только параметры половодья и понижение уровня Каспия виноваты в столь низких результатах труда промрыбаков в 2023 г. Свою негативную роль сыграли и организационная неразбериха, и взаимоотношения рыбодобытчиков с различными ведомствами. Например, ловецких организаций и контролирующих органов. Многие местные предприятия ведут лов и в реке, и в авандельте, оформляют два разрешения на добычу для речной зоны и морской, хотя по сути облавливается единый промысловый запас. Зачастую рыбакам фиксируют нарушения, если по одному из разрешений объём вылова превышен, тогда как по второму квота может быть не выбрана. Контролёры такой нюанс не принимают во внимание. Арестовывают плавсредсва и улов до окончания разбирательства, нанося серьёзные экономические потери рыбодобытчикам» (А. Маркин, президент Союза рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих предприятий «Каспрыба»).
Или выставление на промысел неограниченного количества лодок после разрешения на вылов без использования судов в весеннюю путину. Отсутствие ограничения на время нахождения пользователей на промысле независимо от закреплённого за ними объёмами квот тоже вызывает опасения за рыбные запасы.
Очень отрицательно сказывается на ихтиофауне Нижней Волги рост популярности любительской рыбалки. Сотни тысяч граждан РФ устремляются в наш регион в сезон. Специалисты утверждают, что с весны до осени Астраханскую область посещают не менее 600 тысяч рыболовов. Даже если все они законопослушные граждане, ловят не более 10 кг в сутки, то за неделю их улов составляет 42 тысячи тонн. Квота для промрыбаков, напомним, 50 тысяч т.
«Безусловно, наша рыбодобывающая и рыбоперерабатывающие отрасли находятся под воздействием не одной проблемы, а целого комплекса негативных факторов. И здесь надо признать, что не всё может решаться только за счёт инициативности региональных властей. Наша отрасль сегодня не является инвестиционно привлекательной, так как у инвестора нет главного инструмента – горизонта планирования. С точки зрения капитала, инвестирование – ёмкий процесс, предусматривающий вложения поэтапно и по разным направлениям. Рыбодобытчик понимает, что ему нужно определённое время для возврата инвестированных средств во многих аспектах: законодательном, организационном, экономическом. А здесь такого нет» (Р. Пашаев, министр сельского хозяйства Астраханской области).
Трудно с министром не согласиться. И при социализме, и при капитализме для успешной работы необходимы действительная, а не декларируемая стабильность и чёткое понимание: не решив вопросов общих, т.е. не определив цель, к которой должна двигаться страна и не составив конкретный, понятный всем структурам план движения к этой цели, нельзя решить вопросов частных. Например, сохранение рыбных запасов дельты Волги и Каспия, обеспечение всех необходимых условий для успешного труда астраханских промрыбаков.
Однако вот уже четвёртый десяток лет с решением общих вопросов в России туго. А при решении частных… Кто успел, тот и съел. С осетрами и воблой «расправились». Вылавливаем последних щук, судаков, сазанов, сомов, жерехов, лещей, окуней…
Платим на рынке по 900 рублей за килограмм филе судака и по 6000 рублей за кг щучий икры.
Если это не варварство, то что?