В условиях, когда в стране введена военная цензура, наши взоры обращаются к мировой классике – романам и фильмам, в которых так или иначе осмысливается война и её влияние на человека и общество. Читаем и смотрим, пока не запретили.
«НА ЗАПАДНОМ ФРОНТЕ БЕЗ ПЕРЕМЕН» (1928), автор Эрих Мария Ремарк
Лучшие книги о войне - антивоенные. Особенно, если написаны непосредственными участниками событий. Даже если они где-то проигрывают в плане художественности, то выигрывают в плане достоверности, в них есть живой нерв истории.
Впрочем, в классическом романе Ремарка «На Западном фронте без перемен» хватает и художественности, и достоверности. А ещё есть правда - правда «поколения, которое погубила война... тех, кто стал её жертвой, даже если спасся от снарядов».
Как и всякая классика, роман будет актуальным всегда. В своё время (1930 год!) был блестяще экранизирован, хотя сегодня этот фильм смотрят всё больше любители истории кино или поклонники романа. Был ещё фильм 1979 года, но он откровенно слаб. В 2022-м должна выйти ещё одна экранизация, надеюсь, достойная самого произведения. Но сначала лучше всё-таки прочитать книгу. Сделанные устами главного героя высказывания о разнице восприятия действительности двух поколений актуальны, как никогда:
«Признавая их авторитет, мы мысленно связывали с этим понятием знание жизни и дальновидность. Но как только мы увидели первого убитого, это убеждение развеялось в прах. Мы поняли, что их поколение не так честно, как наше; их превосходство заключалось лишь в том, что они умели красиво говорить и обладали известной ловкостью. Первый же артиллерийский обстрел раскрыл перед нами наше заблуждение, и под этим огнём рухнуло то мировоззрение, которое они нам прививали.
Они всё ещё писали статьи и произносили речи, а мы уже видели лазареты и умирающих; они всё ещё твердили, что нет ничего выше, чем служение государству, а мы уже знали, что страх смерти сильнее. От этого никто из нас не стал ни бунтовщиком, ни дезертиром, ни трусом (они ведь так легко бросались этими словами): мы любили родину не меньше, чем они, и ни разу не дрогнули, идя в атаку; но теперь мы кое-что поняли, мы словно вдруг прозрели. И мы увидели, что от их мира ничего не осталось. Мы неожиданно очутились в ужасающем одиночестве, и выход из этого одиночества нам предстояло найти самим».
На фото кадр из фильма «На Западном фронте без перемен» (1930), реж. Льюис Майлстоун
«РОЖДЁННЫЙ ЧЕТВЕРТОГО ИЮЛЯ» (1989), реж. Оливер Стоун
Лучший, на мой взгляд, фильм Оливера Стоуна с Томом Крузом в главной роли.
История американского парня, с патриотическим воодушевлением отправившегося во Вьетнам бороться с «коммунистической заразой» и ставшего в результате инвалидом, прикованным к коляске.
В начале герой искренне заявляет: «Любите Америку такой, какая она есть». И возвращается на Родину героем. Но со временем понимает, что война - лишь инструмент в руках нечистоплотных политиков, которым наплевать на жизни и судьбы солдат, отправляемых ими на убой. Герой срывается, пускается во все тяжкие. Но в конце концов справляется со своей драмой и становится антивоенным активистом, швыряющим боевые награды в своих противников - представителей власти.
Сильный, местами тяжёлый, но очень искренний и проникновенный фильм, показывающий, что и Родина бывает неправа.
«ДЖОННИ ВЗЯЛ РУЖЬЁ» (1971), реж. Далтон Трамбо.
Пожалуй, самый страшный и беспощадный фильм о войне, несмотря на то, что собственно военных сцен там минимум. Герой, получивший тяжелое ранение в последний день первой мировой войны, лежит в госпитале и вспоминает своё прошлое. Самое страшное, что от него практически нечего не осталось - ни лица, ни конечностей, ничего кроме разума. Он не может даже покончить с собой и прекратить весь этот ужас. Его сделали объектом эксперимента.
Фильм поставлен по книге самого Далтона Трамбо - сценариста, во времена разгула маккартизма попавшего в санкционный список и отсидевшего срок в тюрьме за свои коммунистические убеждения, о чём есть другой хороший фильм, который так и называется – «Трамбо» (2015). А в 1989 году был снят клип «One» группы «Metallica» со сценами из фильма.
В картине много заслуживающих внимания цитат:
— Видишь те скалы? Когда-то там поймали индейцев-охотников. Знаешь, что с ними сделали? Привязали им к ногам камни и бросили в озеро. Вот в это самое. С тех пор здесь всегда хорошо клюёт.
— А что такое демократия? — Этого я никогда не понимал… Разновидность правительства. И как-то связано с тем, что молодые убивают друг друга
Финальные титры можно привести без комментариев:
«С 1914 года погибших на войне больше 80 миллионов.
Пропавших без вести и покалеченных больше 150 миллионов.
«Dulce et decorum est pro patria mori («Сладка и прекрасна за Родину смерть»).
Душераздирающее кино. Смотреть тяжело, но надо.