То и дело вспоминаю, как молоды мы были, как искренне любили, как верили в то, во что верить нельзя. Например, в поголовную честность судебных приставов.
Не раз уж с той поры ответственные работники астраханской службы судебных приставов попадали в сети правоохранительных органов. Принимала Фемида в свои недружеские объятия и начальника районного и межрайонного отдела УФССП России по Астраханской области.
Но вот правоохранители изловчились и ухватили фигуру помасштабней — Главного судебного пристава Астраханской области — руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Астраханской области Андрея Немашкалова. Противоправные действия Немашкалова резко противоречили тем целям и задачам, для достижения которых он был наделен соответствующими должностными полномочиями.
ПРИСТАВЫ - ПЕРЕВЕРТЫШИ
Долго шел суд над Немашкаловым и подельниками, среди которых помощник руководителя УФССП РФ по АО Ахат Туктаров и заместитель руководителя УФССП РФ по АО Олеся Забудько.
Но, наконец, приговор Кировским районным судом Астрахани вынесен и вступил в законную силу. Немашкалов приговорен судом по ч.1 ст. 286 «Превышение должностных полномочий» и ч.1 ст.285 «Злоупотребление должностными полномочиями» к 1,5 года лишения свободы в колонии-поселении. Он также лишился права занимать определенные должности на государственной службе или в органах местного самоуправления сроком на 3 года. Пособники его отделались штрафами.
Очередное низвержение очередного крупного чина Федеральной службы судебных приставов. И я опасаюсь, что внутри службы создались условия для нравственной деградации личного состава. Иначе как объяснить, что год за годом то тот, то другой сотрудник ФССП нарушает права и законные интересы граждан, охраняемые законом интересы общества и государства. Цинично преступает должностные инструкции, забыв о своем изначальном предназначении.
ПЕСНИ И ПЛЯСКИ ДОВЕЛИ ДО ЦУГУНДЕРА
Сочи. Бархатный сезон. В эту чудную пору, в 2018 году, на побережье Черного моря съехались со всего света крупные специалисты по принудительному исполнению судебных актов.
66 делегаций из 38 государств. В работе IX Международной научно-практической конференции, посвященной вопросам принудительного исполнения судебных актов и актов иных уполномоченных органов, впервые приняли участие представители Боливии, Боснии и Герцеговины, Гвинеи, Замбии, Испании, Италии, Кипра, Македонии, Великобритании, США, Кубы, Чада, Объединенных Арабских Эмиратов.
Прибыла делегация Астраханского областного Управления ФССП во главе с Немашкаловым А.В.
Важность обсуждаемых вопросов, атмосфера плодотворного международного сотрудничества порождали невероятно высокий градус значимости мероприятия.
Директор Федеральной службы судебных приставов – главный судебный пристав РФ Дмитрий Аристов представил на форуме доклад на тему «Государственная и частная системы принудительного исполнения».
Андрей Немашкалов, недавно назначенный приказом министра юстиции руководителем УФССП РФ по Астраханской области, страстно желал выслужиться перед вышестоящим начальством. Стремился быть замеченным и обласканным федеральным руководством. Но чем провинциальному приставу блеснуть на форуме профессиональной элиты, если «и умом не Сократ, и лицом не Парис»! Как достичь желанной цели, если вверенное тебе подразделение плетется где-то в хвосте по показателям, если фактически исполненных судебных актов мало, а ты развернул в региональном управлении деятельность, направленную в основном на достижение собственных амбициозных целей.
Стремясь достичь карьерных высот, намереваясь угодить руководству ФССП и подчеркнуть свою значимость в глазах начальства, а также свою «способность решать любые, в том числе не служебные вопросы» (именно так сказано в приговоре Кировского районного суда) Немашкалов выписал из Астрахани профессиональных танцовщиц, танцовщиков и песняров — в полном составе ГАУК АО «Астраханский государственный ансамбль песни и танца», и в рамках проводимого международного мероприятия организовал представление с песнями и плясками.
Искрометное зрелище запомнилось вышестоящим, а Немашкалов стал героем дня!
Одно плохо — ансамблю песни и пляски пришлось заплатить. Дорога, пребывание, суточные — затраты на артистов и им подобных в бюджете Управления ФССП РФ по АО не запланированы. Немашкалов же нести самостоятельно издержки по организации шоу не желал.
Затраты решено было погасить за счет сотрудников УФССП РФ по АО. Под угрозою увольнения деньги требовали у начальника Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам (МОСП по ОИП). Активно пособничал Немашкалову в его преступном замысле Ахат Туктаров, помощник Главного астраханского пристава.
В обеденный перерыв на задворках управления Немашкалов дал указание Туктарову требовать под угрозой увольнения деньги с начальника Межрайонного отдела. Туктаров направился к начальнику МОСПа, выполняя роль связного. В туалете подразделения на улице Шаумяна (опытный конспиратор опасался прослушивающих устройств в кабинетах и коридорах МОСПа) озвучил Туктаров требования руководителя УФССП.
Вскоре половину требуемой суммы Туктаров получил, принес Немашкалову в кабинет и деликатно положил на край стола. Второй транш от коллеги из МОСПа Туктаров получил в авто, припаркованном возле Театра Кукол. Завернул в бумагу и принес Немашкалову. Начальник Управления велел положить сверток в тумбочку под телевизором, стоящую у двери в его кабинете. Через четверть часа к Туктарову в кабинет вошли сотрудники УФСБ и объявили, что его противоправная деятельность зафиксирована на аудио-видео.
ОПЕРАТИВНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТАТОРЫ
Туктаров вину свою признал. Но Немашкалов, в отличие от подчиненного, упорно и в следствии, и в судебном процессе старался себя обелить. Утверждал, что передача денежных средств являлась провокацией УФСБ России по Астраханской области, сотрудниками которого он оказался задержан. Однако обилие доказательств (аудио, видео) свидетельствовало об обратном. Ведь в целях проверки полученной оперативной информации в кабинете руководителя УФССП РФ по АО «были проведены оперативные технические мероприятия». В квартире же по месту жительства Немашкалова при обыске нашли купюры, которые начальник МОСПа сфотографировал еще до передачи Туктарову.
Начальник МОСПа, когда получил ультиматум Немашкалова, обратился в ФСБ и в дальнейшем действовал под контролем спецслужбы. Он согласился участвовать в передаче второй части денег, помеченных специальным составом. В его машине, в рамках оперативно-розыскного мероприятия «Оперативный эксперимент», установили аудио-видеозаписывающую аппаратуру.
Суду предъявили достаточно неопровержимых доказательств.
ЕЩЕ И ЕЩЕ
После задержания Немашкалова обнаружилось, что он реализовал в стенах Управления масштабную схему получения государственных денежных средств незаконным путем.
Из федерального фонда оплаты труда по его приказу дополнительно премировались двумя должностными окладами сотрудники, с которыми его пособница Олеся Забудько, начальница отдела организационно-контрольной работы и взаимодействия со СМИ, условилась, что половину премии они отдадут «на нужды Управления».
Таких нашлось немало. Забудько составила список и подала шефу. По приказам Немашкалова этим сотрудникам выписывались дополнительные премии. Половину премии они отдавали Забудько, которая хранила «черную кассу». Деньгами по своему усмотрению распоряжался Немашкалов. Вскоре он предложил Забудько должность заместителя руководителя УФССП РФ по АО. Вполне заслужила, как он считал.
Оправдывая себя, Немашкалов поведал суду, что, заступив на должность начальника Управления, он определил — Управление в плачевном состоянии. Поскольку финансирование Управления с каждым годом ухудшалось, он нес личные траты на деятельность Управления. Когда понял, что только на своих личных денежных средствах деятельность Управления не поднять на должный уровень, выяснил у своих заместителей, что ранее деятельность Управления поддерживали денежными средствами, которые собирали из премий, начисляемых сотрудникам. Решили продолжить в этом направлении, начислять сотрудникам премии, часть из которых те должны были передавать на нужды Управления. Он пригласил Забудько О.В., с которой их взгляды по работе совпадали, предложив ей поговорить с сотрудниками вверенного ей отдела о передаче части начисленных им премий на нужды Управления.
Немашкалову вторила Забудько, также не признавшая своей вины. Она перечислила траты, на которые уходили собранные деньги. Вот часть перечня: кофе-машина, пылесос, ковер в кабинет руководителя, цветок в приемную Управления, товары в период ремонта в Управлении, изготовление и монтаж оконных жалюзи в кабинет руководителя, реставрация и изготовление флагштоков, изготовление наконечников на флагштоки, реставрация, замена стекол, оформление в багет и монтаж трех стендов, расположенных в холле на втором этаже Управления, оформление карты в багет, организация и проведение мероприятия, посвященного Дню Победы, проведение мероприятия, связанного с поездкой в Республику Калмыкию на раскопки, приобретение поздравительных папок, оплата съемки и монтажа фильма про профессию дознавателя, на пошив рубашки главной героине фильма, приобретение нагрудной ленты знаменной группы Управления, приобретение ограничителей для кабинетных дверей на втором этаже Управления, оплата работы мастера за укладку плитки при входе в здание Управления, изготовление сметы, оформление информационных стендов в холле Управления на втором этаже и их монтаж, покупка краски для перил, приобретение подарочных карт магазинов победителям фотоконкурса Управления, аренда зала для проведения официального мероприятия, посвященного Дню судебного пристава России, оплата услуг художников по свету и звуку, работа администратора, выступление творческих коллективов на указанном официальном мероприятии, выступление Астраханского государственного ансамбля песни и танца на указанном мероприятии, изготовление и оформление работ для фотовыставки на указанном мероприятии, фуршет, приобретение спиртного на фуршет, оплата услуг ведущему, приобретение кубков для вручения детям, оформление сцены цветами флористами, оплата проведения фотосъемки мероприятия, оплата монтажа фильма под гимн службы на открытии указанного мероприятия, оплата проведения видеосъемки указанного мероприятия, приобретение подарочных карт магазина героям фильма про профессию дознавателя.
По вышеприведенному перечню видно, что склонного к внешним эффектам Немашкалова занесло далеко в сторону от насущных задач ФССП, первейшая из которых - своевременное исполнение решений судов, а не потребление спиртного на фуршете по случаю фотовыставки собственных портретов.
Не понимаю, зачем в кабинет Главного пристава АО стелить дорогой ковер, это же не будуар восточной принцессы! В кабинете судебного пристава всегда должна царить суровая простота. А кофе судебному приставу лучше пить из термоса, принесенного из дома, а не из гламурной кофе-машины. На концерте по случаю профессионального праздника прекрасно могли бы выступить не приглашенные артисты с заоблачными ценниками, а бесплатно свои же коллеги – участники художественной самодеятельности. Что, никто из астраханских приставов не бренчит на гитаре, не пляшет и не поет на досуге?
Фильмы же о дознавателях должны снимать кинокомпании, раскопки проводить археологи, а финансировать культурно значимые проекты — соответствующие ведомства или меценаты.
Немашкалов и Забудько оправдывали себя тем, что стремились поднять престиж организации, которую они представляли. На деле же они нанесли репутации УФССП по Астраханской области непоправимый урон.
Кроме того, декларируемые финансовые вливания ради родного Управления вряд ли требовались и вряд ли имели место в действительности.
Центральный аппарат ФССП России финансирует астраханское подразделение в достаточном размере.
НЕ ЗАБУДЕМ «СПИСОК ЗАБУДЬКО»!
Так называемые потерпевшие — это сотрудники из «Списка Забудько», регулярно пополнявшие «черную кассу». Они просили суд не наказывать обвиняемых. Какая трогательная солидарность потерпевших и обвиняемых! Для них Немашкалов, похоже, благодетель!
Так называемые потерпевшие говорили о том, что, сознавая незаконность требований начальства, все равно платили, так как опасались санкций. Опасались увольнения, притеснений, а также того, что их больше не премируют. Напоминаю, что половину премии они оставляли себе.
Дополнительные премиальные выплаты выплачиваются за особые заслуги и достижения в службе, при этом учитывается вклад сотрудника в деятельность Управления. А были ли особые заслуги у личностей из «Списка Забудько»? Какой вклад внесли они в деятельность ФССП? Каковы их достижения?
Разве особая заслуга то, что, видя нарушение закона, ты безропотно молчишь и участвуешь в сомнительной схеме, опасаясь за свое благополучие! Вот так вклад в деятельность ФССП — деньгами ФССП пополнить преступную мошну! Самое крупное достижение — это закрыть глаза на правонарушения в стенах родного Управления?
Судебный пристав, для которого незаконное распоряжение начальника-преступника важнее закона, должен покинуть службу. Правильно? Или я ошибаюсь, товарищ новый руководитель УФССП РФ по Астраханской области?