Кроме электрификации промышленных предприятий Ленин уделял внимание восстановлению железных дорог. В 1920г. Ленин направляет за границу правительственную комиссию во главе с наркомом внешней торговли Красиным. В Стокгольме и Копенгагене Л.Б.Красин начал переговоры о постройке 1000 паровозов для России. Одновременно обсуждался вопрос о закупке 2000 паровозов в Германии. Заключив договор со шведской фирмой «Нидквист и Гольм» Красин телеграфировал в Москву о необходимости прислать специалистов для приемки паровозов.
Ленин не упускал из вида и научно- технический прогресс. «Без новейшей техники, без новых научных открытий мы коммунизм не построим. Одна хорошо работающая лаборатория важнее десятка наших советских учреждений» - говорил В.И.Ленин. Ленин вникал в конкретные дела.
Так, в конце 1922г. в директиве Наркомату путей сообщения Ленин писал: «Крайне желательно не упустить время…» и на сэкономленные деньги, отпущенные на закупку паровозов, заказать за границей изготовление тепловоза. И по распоряжению наркома путей сообщения Ф.Э.Дзержинского в 1923г. в Англию выехала группа советских инженеров, возглавляемая А.Н.Шелестом. На заводе фирмы «Армстронг-Витборг» она руководила постройкой первого советского тепловоза, изготовляемого по чертежам советских инженеров. В 1926г. тепловоз был построен и успешно прошел испытания. По распоряжению Ленина на петроградском государственном заводе «Красный путиловец» с 1923г. стали изготавливать тракторы марки «Форд - Путиловец», при этом Ленин ставил задачу обеспечить сельское хозяйство 100000 тракторов.
В октябре 1921г. Ленин присутствовал на испытаниях советского электроплуга. Большое значение Ленин придавал повышению производительности труда на государственных промышленных предприятиях. При содействии Ленина в институтах были организованы кафедры по разработке научной организации труда (НОТ), при этом Ленин рекомендовал использовать метод организации труда, существовавший на американских заводах фирмы Генри Форда - основателя американской автопромышленности. Таким образом, НЭП не разрушил крупные государственные предприятия, а лишь дополнил экономику СССР.
Второй аргумент, который приводят российские реформаторы, обосновывая уничтожение государственных промышленных предприятий, - это ссылка на то, что в промышленно- развитых странах малый бизнес производит 75% ВВП. Трудно сказать, чего больше в этом утверждении: неграмотности или обмана, ибо малый бизнес в России по существу резко отличается от малого бизнеса в промышленно-развитых странах.
В России - это торговля жареными семечками, редиской, парикмахерские, сапожные мастерские, частный извоз, изготовление рам, дверей и прочие услуги, востребованные непосредственно населением. В промышленно-развитых странах малый бизнес - это изготовление болтов, гаек, приборных панелей, отдельных узлов для механизмов и многих других изделий, требующих значительной доли ручного труда. Продукция малого бизнеса в промышленно-развитых странах востребована в автопромышленности, в авиационной промышленности, в судостроении, в стройиндустрии, во всех крупных промышленных и сельскохозяйственных предприятиях. Поэтому малый бизнес в промышленно- развитых странах во время экономического кризиса больше всего пострадал. А в России хоть бы хны, женщины как торговали жареными семечками, так и торгуют, и сапожники как ремонтировали изношенную обувь, так и ремонтируют…
Малый бизнес, который формирует партийная и финансовая элита России, законсервировал отставание России в промышленности, в экономике, в образовании, в здравоохранении. Россия сможет выбраться в передовые промышленные страны лишь при создании крупных государственных промышленных и сельскохозяйственных предприятий с передовой технологией. Это понимал еще ПетрI, когда в 1697г. по его указанию начали строить на казенные деньги доменные печи и пушечные литейные цехи на Урале. В следующем году в Невьянске был заложен первый металлургический завод. Уже через три года он дал первый чугун. Затем появились другие заводы и фабрики: металлургические, суконные, парусные, пороховые, канатные, кожевенные, всего до 40 предприятий. И все это за короткий срок. Эти предприятия были казенные, т.е. государственные.
Таким образом, и ПетрI, и Ленин, и Сталин понимали, что выбраться из отсталости можно, лишь создавая государственные крупные промышленные и сельскохозяйственные предприятия. Конечно, эксплуататорский класс с его прислугой в лице Президента РФ, правительства, губернаторов можно понять. Эксплуататоры с прислугой боятся концентрации рабочего класса, которому на крупных государственных предприятиях легче будет бороться за свои права. Но в таком случае нечего сетовать на отсталость России, как это сделал Президент РФ Медведев, сказав, что Россия в промышленном развитии находится на 120 месте из 183 государств. При отсутствии крупных государственных промышленных и сельскохозяйственных предприятий Россия и через 50 лет будет отсталым государством, правда, при одном условии, если Россия к тому времени сохранится.
С. Войцеховский ,
г.Астрахань