В Риме на 78-м году жизни скончался итальянский кинематографист Бернардо Бертолуччи - культовая фигура мирового кино. «Последнее танго в Париже», «Конформист», «Двадцатый век», «Последний император», «Мечтатели» - все эти фильмы прочно вошли в историю кино и стали знаковыми культурными событиями своего времени.
***
Эпическая картина Бернардо Бертолуччи «Двадцатый век» (1976) – один из «красных» его фильмов.
Действие разворачивается в Италии в первой половине прошлого века. В один из летних дней 1900 года рождаются два мальчика — Ольмо (Жерар Депардье) и Альфредо (Роберт де Ниро). Последний — сын богача — владельца имения Берлингьери, а первый рождается в крестьянской среде (его мать даже точно не знает, кто отец ребенка).
Крестьяне живут чем-то вроде общины и коммуны. Их барак даже запирают на ночь.
Тем не менее, мальчики из разных социальных классов со временем подружились и прошли через все перипетии того непростого времени: две мировых войны, борьба фашизма и социализма, немецкая оккупация Италии и её последующее освобождение.
Со временем Ольмо стал социалистом, Альфредо же, хотя и принадлежал к классу господ (да собственно и не хотел от него отрекаться), к фашистам не примкнул, но, тем не менее, вынужден был опираться на их поддержку. Личная дружба и классовая вражда характеризуют отношения героев.
Честно говоря, более проникновенного и более «красного» (коммунистического) фильма о данном периоде истории в западном кино я не видел. Красные знамена и полотнища, коммунистические лозунги и цитаты наполняют многочасовое действие картины. В самом неприглядном, отвратительном виде предстают фашисты. В начале фильма (апрель 1945) вооруженные вилами крестьяне, изгоняя фашистов и господ, кричат: «За Сталина!» Кстати, и сам Бертолуччи одно время состоял в итальянской компартии.
Но в России, как и ранее в СССР, фильм практически неизвестен. И причины, на мой взгляд, не только в откровенных эротических и просто натуралистических сценах, которыми изобилует фильм, но в самом понимании сущности коммунизма, его нравственных ценностей, отношении к свободе в самом широком смысле слова.
Сегодня запрета на фильм, конечно, нет. Но и популяризировать его никто не собирается — уж больно антибуржуазный. Как-то показывали «Двадцатый век» по телеящику, кажется, по «Культуре». Только было это ночь-заполночь — кто его будет смотреть?
Жерар Депардье смотрится в роли крестьянского вождя и коммунистического героя более чем правдоподобно. В конце концов, сам вышел из низов. Молодой и лощёный Роберт Де Ниро также хорош и убедителен. Блестяще сыграл омерзительного фашиста Аттилу Дональд Сазерленд.
Всем людям левых взглядов, чей взор не замусорен усиленно навязываемой голливудской кинопродукцией и отечественной сериальной жвачкой, а мышление и восприятие свободно и независимо, да и просто ценителям хорошего кино, фильм Бертолуччи «Двадцатый век» настоятельно рекомендую к просмотру. Испытаете настоящее эстетическое наслаждение.