Не раз сталкивался «на лавочке» с любопытством уже совсем стареньких сухощавеньких мужичков по поводу моего уже и внешне пожилого возраста. И каждый раз досадливая грусть в их глазах: и даже я для них не сверстник, чтобы поговорить-повспоминать?
Ирония в том, что не приходится и надеяться дожить до их ещё более одиноких лет. При всём при том поражаешься нашему общему нездоровью, а ведь все мы – якобы крепкой крестьянской породы, уходящей в якобы экологически чистые, прости господи, хлебные дореволюционные времена. Да и психологически: даже я, послевоенный, не сразу и понял прощальной лирики одного из моих мимолётных знакомцев: «Уже и не поют…» Но как метко и ёмко!
К чему это я? Да прочитал большую интересную статью минчанина Олега Степаненко «Козырная карта капитализма» (в 96-м номере «Правды»). По мне, автор просто взывает в постсоветской духовной пустыне: ругайте раскулачивание, фыркайте на колхозы и совхозы – коммунисты ещё и ещё раз вам всё разъяснят; но сколько можно обманываться и кивать на царские времена, когда крестьян – наших с вами прямых предков – и за людей-то не считали!?
Один из указов Николая II звучал так: «О приготовлении хлеба из барды и соломенной муки, как могущего заменить употребление обычного ржаного хлеба». Ничего из нынешнего «исторического наследия» не напоминает? «Но Столыпин же хотел…»
Автор: «В 1901-1902 годах голод охватил 49 губерний, в 1905-м, 1906-м, 1907-и и 1908-м – от 19 до 29 и в 1911-1912 годах (пик Столыпинской реформы) – 60 губерний». Автор приводит и другую, царскую же, статистику и оценки царских же министров. Сам же царь забавлялся «яйцами Фаберже». И дозабавлялся. Прошло ко времени революции (третьей) 56 лет с отмены крепостного права…
… Через примерно таких же 56 лет после революции, «зажравшись», стали говорить о «застое». Между тем СССР по сравнению со Штатами в 1980 году имел ВНП уже больше 80 процентов. А дальше… И ведь с детства наши русские сказки – о Козлёночке, Царевне-лягушке, Золотой рыбке и т.д. «Перестроечным» поколениям – как о стену горох!
Автор, едва скрывая досаду, в не менее русской традиции «ай, да ухнем!» предпринимает попытку «взять быка (агитпропа) за рога» с несколько иного «боку»… Раз мы сами в буржуазном постсоветском пушку, то посмотрим на «развитой» капитализм с точки зрения его экспансии вовне, в том числе и в нынешнюю, кусающую социалистические локти «путинскую» Россию.
Начинает автор не из такого уж более чем столетнего «великого» британского «далёка». Одного из тогдашних финансовых королей, посетившего собрание лондонских безработных, впечатлили «дикие речи, бывшие сплошным криком: хлеба, хлеба!» После чего этот Сесиль Родс прославился изречением: «Империя есть вопрос желудка».
О. Степаненко пишет: «Верхи осознали, что после революционных потрясений XIX века, особенно после восстания лионский ткачей и «просветления» пролетариата, когда по Европе, как справедливо отмечали в «Манифесте Коммунистической партии Карл Маркс и Фридрих Энгельс, уже бродит призрак коммунизма, капитализм, исчерпавший свои возможности, вступает одной ногой в могилу и спасти его можно только «делом вне страны».
«Дело вне страны» раскрыл и глубоко проанализировал В.И. Ленин: «Самая обычная вещь: условием займа становится расходование части его на покупку продуктов кредитующей страны, особенно на предметы вооружения, на суда и т.д.». Штатовская прибыль к началу 1990-х увеличилась в десятки раз. Для сравнения: в результате «дела вне страны» за 33 года – с 1865-го по 1898-й доход Англии от внутренней экономки возрос приблизительно вдвое, а доход «от заграницы» - в 9 раз. «Наш паровоз вперёд летит…»
Во второй половине прошлого века сбытом мяса Франция и Германия надолго подорвали животноводство Сомали и ряда других африканских стран. А затем начали продавать продукцию собственных фермеров уже по дорогой цене. Временный демпинг, расчищавший дорогу своим товарам и помогавший расширить своё производство, успешно применили на территории латиноамериканских стран США. И это, разумеется, лишь отдельные примеры паразитического «развития» капитализма.
Далее О. Степаненко суммирует финансовый паразитизм в XX веке (об этом мы достаточно подробно писали в «Астраханской Правде»): с середины века США начали стремительно в возрастающих масштабах печатать доллары и уже к концу 1960 годов всего золотого запаса не хватило. Спасая свою финансовую систему, Белый Дом 15 августа 1971 года отменил золотое обеспечение доллара – и тот превратился в пустую бумажку, «обеспеченную» военной силой США. Слаборазвитые страны были вынуждены провести «сжатие» их национальных денег, чтобы был увеличен спрос на долларовые кредиты. Кроме того, вдвое, а то и втрое были занижены показательные способности местных валют (внешнеторговый обмен стал неэквивалентным). Ещё в 2012 году Валерий Байнёв заклеймил этот произвол: «финансовый фашизм!»
Выступая в сентябре 1960 года на юбилейной сессии Генеральной Ассамблеи ООН Фидель Кастро привёл леденящие душу цифры: по вине капитализма из-за голода и вызванных им болезней в отсталых и зависимых странах каждые десять лет умирает людей больше, чем было убито во всём мире за все войны, которые вело человечество (уже 2017 год – не доходит до «картёжников»!)
«Империя есть вопрос желудка», «Человек человеку волк», «Волки не едят волков» (Капица), «Человек человеку корм» (Байнёв)…
Сама рефлексия о паразитическом капитализме вызывает рвотную реакцию… Но нас продолжают тащить в некий «цивилизованный» капитализм, которого никогда не было и не будет… Но для чего тащат? В том числе и для того (и это, пожалуй, самое страшное), чтобы обратить российский пролетариат в подобие западного, который, словами к.ф.н. Олега Титова, «может ли быть революционным, если добрая половина его заработка, как у среднего американца, вынута из туземного кармана и эта половина в 3-4 раза превосходит средний заработок туземца»?
Диалектика в том, что от этой позорной участи российский пролетариат избавляет нынешний российский капиталист, имеющий 9,5 рублей дохода на 1 рубль зарплаты наёмного работника (согласно В. Трушкова).
В заключение О. Степаненко пишет: «И сейчас две трети россиян, желавших бы, по спросам социологов, жить в Советском Союзе и при социализме, в то же время поддерживают Путина – главную нынешнюю опору капитализаторов. Общество дезориентировано. Значит, те, кто поставил целью своей вывести Россию из исторического тупика, сделали далеко не всё, чтобы раскрыть народу козырную карту капитализма».