Так как меня судьба свела с морским флотом СССР, с 1 сентября 1953 года и до сегодняшних дней работаю на флот. Флот дал мне образование, работу, должность, награды, жильё и самое главное - доверие и друзей.
А что же такое флот? Флот — это совокупность судов определённого характера (например, морской флот, речной флот, ВМФ, Балтийский флот и другие флоты).
Что такое судно, из суммы которых состоит флот? Судно – это объект, способный плавать и передвигаться по воде, перевозить на себе грузы и пассажиров, сохраняя непотопляемость и остойчивость (остойчивость – это способность судна возвращаться в первоначальное положение, которое может быть выведено внешними силами).
Человек плавает на судах, где есть вода, выполняя различные работы. В России всегда было много судов на 2-х морских бассейнах. Один из них Каспийское море - базовый порт Астрахани. В основном это были парусные небольшие суда, которые ловили рыбы и суда, перевозившие в бочках в Астрахань мазут и другое топливо.
Классы шкиперов находились в Астрахани на Царевке, рядом с церковью «Петра».
Второй бассейн находился в Архангельске, где также на небольших парусных судах ловили рыбы и били зверя, иногда уходили в Баренцево море и дальше открывали новые острова, добирались через другие моря и до Аляски.
В Европе уже существовал большой парусный флот. В конце XV века Колумб открыл Америку, да и по другим странам плавали, иногда выдавая себя за пиратов, особенно в районе Тихого океана.
В Архангельск приходили европейские купцы и скупали за бесценок шкуры и рыбу, и вдруг пришёл Пётр I, который заявил, что России без флота не может быть! И началось большое строительство судов в Архангельске и Воронеже, впоследствии и в Петербурге.
Как же ненавидела Европа русских и Петра I. Европа всегда мечтала завоевать и поделить Россию, а тут за Александром Невским появился Пётр I, который бил не только на земле, но и на морях. Пётр I открывает мореходные классы в том числе и в Астрахани. Раньше с вместе с днём мореходных училищ мы отмечали и морское образование, которому было 400 лет.
Шло время. Бурлаков на реке заменяли пароходами. Появились пароходы на Чёрном, Балтийском и Каспийском морях. Появились пассажирские суда, танкеры и другие. Были созданы судоходные компании и акционерные общества, в том числе и в России.
В развитии и становлении морского транспорта большую роль сыграло постановление от 18 июня 1924 года о создании, в целях наиболее целесообразной эксплуатации транспортных средств в СССР, акционерного общества «Советский торговый флот». В него вошли все средства морского транспорта. Создание Совторгфлота и явилась началом становления морского транспорта как отрасли народного хозяйства и заложили основу централизованного развития по единому государственному плану.
С первой пятилетки (1928-1932 гг.) торговый флот начал пополняться судами, в том числе и отечественный постройки. В последующие пятилетки было заложено развитие морского транспорта, морской науки и отечественного судостроения.
Моряки советского торгового флота, в том числе береговые работники вписали много героических страниц в историю нашей Родины. Много работников награждены орденами и медалями, об их подвигах написаны книги. Работники морского и речного флота были постановлением Совета министров СССР были признаны участниками Великой Отечественной войны.
Ни одно судно (корабль) погибая не спустил флаг. Морскому транспорту был нанесён огромный ущерб. На Каспии и Волге тоже шли жестокие бои. Фашистские стервятники делали всё, чтобы перекрыть водную дорогу из Баку и не пропускать суда (в основном танкеры с топливом и маслами для сражающегося Сталинграда). Бомбили суда на ходу. Особая бойня была на Астраханском рейде, где из танкеров перекачивали нефтепродукты, которые буксировали судами в баржах.
Для перехода в Астраханский морской рейд в морском канале Астрахань, где из морских барж перекачивали в речные баржи, суда подвергались как бомбёжкам, так и подрывались на ранее сброшенных минах.
Суда горели и получали повреждения, команды тушили огонь, заделывали пробоины и следовали в Астрахань. Многие из команд получали ожоги и ранения, но с постов не уходили. В этой борьбе погибли 2 капитана с буксиров – капитан Краснов и капитан Ветошников - работники государственного пароходства «Рейд-танкер»
После перекачки груза из нефтяных морских барж в речные, речные буксира буксировали баржи до Сталинграда, подвергаясь таким же бомбёжкам и старались обходить или уничтожать мины, если знали, куда они сброшены.
Основные ленд-лизовские перевозки осуществлялись на севере до Мурманска и Архангельска из Англии, так называемыми караванами, а что творилось на переходах, все из фильмов знают.
Вторые ленд-лизовские перевозки проходили на Тихом океане из США на Дальний Восток. Эти суда одиночки подстерегали немецкие подводные лодки.
Ещё шли жестокие бои на Курской дуге, а комиссия морфлота подготовила для И.В. Сталина записку о развитии морского флота, и Сталин утвердил её ввели в рамки закона через… Было принято решение о создании в СССР высших и средних учебных заведений разных профессий, мореходных школ и ПТУ.
Подготовка кадров квалифицированных морских специалистов является важным этапом в развитии флота. Образование велось по очной, заочной и вечерней формам. Студенты и аспиранты, а также приезжающие на курсы повышения, жили в общежитиях или гостиницах бесплатно, иногородним оплачивались проездные билеты. К концу 90-х годов большая часть капитанов имела высшее образование, не отставали от капитанов главные и старшие механики. Училища и школы были на полном государственном обеспечении. Высшие и средние мореходные училища имели военные кафедры и по специальностям готовили офицеров запаса. Это была большая помощь при необходимости ВМФ. Только в Астраханском морском училище до ликвидации подготовки было 18 000 специалистов для флота.
Основу морского флота СССР строили как на своих верфях, так и на заграничных. Большая часть европейских стран строили суда для Советского Союза, кроме атомных, которые строились на наших верфях «Морфлот», все типы судов – ледокольные и пассажирские, сухогрузы и танкеры, паромы и буксиры, контейнеровозы и т.д.
Это был могучий конкурентный флот на международном рынке. Американцы и англичане, японцы и французы ненавидели наш флот. Когда развалился СССР, в том числе и морфлот радость капиталистов была большая, ведь наши суда перевозили около 90% наших фрахтовых перевозок и около 50% иностранных.
С получением атомных ледоколов был открыт Северный путь из Мурманска на Дальний Восток и обратно с заходов в п. Игорка – Мурманск – Европа дизельных ледоколов «Москва», «Киев», «Ермак» и другие проводили не только суда, но караваны судов. В нескольких таких проводках повезло участвовать и мне.
18 июля 1974 г. работники Морфлота отметили 50 лет Морского транспорта СССР. В торжественной обстановке в кремлёвском Дворце Съездов на торжественном собрании по поручению ЦК КПСС и Президиума Верховного Совета СССР заместитель председателя Президиума Верховного Совета СССР М. Яснов вручил высшую государственную награду «орден Ленина» и прикрепил его к знамени Морфлота. С большой речью выступил министр морского флота СССР Т.Б. Гуженко. В этой награде огромный труд всех работников Морфлота и всех, кто ему помогал. Моряки с гордостью и радостью приняли высшую награду родины – орден Ленина.
В США не затихают споры, кто же на самом деле был первым на Северном полюсе.
Но и мы, и наши потомки будут знать, что под флагом СССР 17 августа 1977 года оказался в географической точке «Северный Полюс» наш советский ледокол «Арктика». Это зафиксировали все навигационные приборы ледоколы и спутники в космосе, о чём имеются соответствующие документы. Участников похода было 207 человек. Капитаном «Арктики» был назначен Юрий Сергеевич Кучиев, имевший большой опыт на других ледоколах в Арктике. Общее руководство походом было поручена министру морского флота Т.Б. Гуженко.
Переход был трудный и сложный, попадались льды, которые даже ледокол «Арктика» преодолевал с трудом. 17 августа 1977 г. в 4 часа 03 минуты капитан Ю.С. Кучиев попал ледоколом точно в яблочко, дал команду «СТОП» и доложил руководителю похода Гуженко: «Мы на полюсе!». Моряки вывесили транспарант «Мы пришли к тебе, полюс А/Л «Арктика», 17.08.77 г., Советские моряки первые».
В 8:30 по московскому времени состоялся митинг, подняли государственный флаг с прикреплённым куском флагштока экспедиции Георгия Седова, найденный спустя 20 лет после его гибели, и прикрепили капсулу с проектом новой конституции СССР и судовую роль ледокола.
18:00 – опустили на дно океана металлическую доску с гербом Советского Союза (СССР) и надписью «60-летие Октября а/л «Арктика» широта 90, август 1977 г. На полюсе пробыли 14,5 часов и снялись в обратный рейс»
Трудности обратного перехода, те же, что были, когда пробивались к полюсу земли.
23 августа в 09:00 прибыли в Мурманск, где была организованна торжественная встреча
В 13:30 Тимофей Борисович Гуженко вылетел в Москву для доклада руководству о прошедшем походе на полюс.
Экспериментальный рейс атомохода «Арктика» к Северному полюсу длился всего 297 часов, т.е. около 13 суток. Пройдено 7824 мили, из них более 1200 во льдах. Анализ этого рейса «Арктики» и его результат открыли продление навигации в Арктике, а для портов Дудинка, Игарка, Анадырь была объявлена круглогодичная навигация.
Все участники похода получили государственные награды, а несколько человек стали Героями Социалистического Труда, в том числе Т.Б. Гуженко и Ю.С. Кучиев.
Это особая страница ММФ СССР.
И последнее (всё не опишешь).
В канун распада СССР морского транспорта в своём составе мощного флот: грузовые, пассажирские, ледокольные, ледокольно-транспортные и служебные вспомогательные суда. Численность только транспортных судов на конец 1990 года составляло 1800 единиц общей грузоподъёмностью 22,3 млн. тонн. В составе морского транспорта было более 70 портов, оснащённых хорошим наземно-транспортным оборудованием и перегрузочными комплексами высокой производительности. Имелось 30 судоремонтных/судостроительных заводов и 17 баз технического обслуживания.
Подготовка и повышение квалификации велась в 5 высших и 15 средних хорошо оборудованных морских учебных заведениях. Морской транспорт имел собственную хорошо развитую инфраструктуру обеспечения производственных и социальных потребностей работников отрасли.
Перевозка морским транспортом в 1985 году составляли 239,7 млн. тонн, в том числе в заграничном плавании 155,3 млн. тонн. Грузооборот портов составил более 350 млн. тонн.
За большие достижения в развитии морского транспорта и его вклад в экономику страны и её внешнеторговые связи высоких государственных наград были удостоены 14 пароходов из 17. Более десятки портов и заводов, 8 учебных, научных учреждений и производственных объединений, 6 экипажей судов и более 2000 тыс. работников отрасли, более 30 из них были удостоены звания Героя Социалистического Труда.
Развал СССР привёл к тому, что сегодня не только флот, но и Россия отброшены на сотни лет назад. Следует помнить, что без морского флота Россия не может быть независимой от диктата Запада и США, а тем более – Великой Россией! Это завещал ещё Пётр I.