Конец декабря и почти весь январь население Земли, исповедующее христианство, отмечает череду очень значимых для него праздников и дат. В связи с этим во всех СМИ масса информации на религиозные темы.
Неоднократно упоминается имя Владимира Ильича Ленина. В ответ тем, кто навязывает образ вождя социалистической революции как фанатичного и жестокого безбожника, гонителя религии, позвольте привести только некоторые факты, которые свидетельствуют об истинном его отношении к религии.
Начнём с того, что отец Ленина Илья Николаевич Ульянов был верующим человеком, все его дети, в том числе и Володя, были крещены. Но отец оставлял за ними свободу выбора. И когда они поставили себя вне религии, он не возражал.
Владимир Ильич не был «безбожником» - человеком, который, совершенно не имея представления о религиозных учениях, отвергает Бога только потому, что «его нельзя потрогать руками и даже увидеть». Он был атеистом. Его отрицание всяких религиозных верований базировалось на данных естествознания и обществознания. Знал он и историю христианства, и его постулаты. При поступлении в гимназию сдавал экзамены по Закону Божию, умению читать по церковно-славянски, знанию общеупотребительных молитв, а также ветхозаветных и новозаветных текстов. Все вступительные испытания прошёл с высшими баллами. Блестяще сдал выпускные экзамены в гимназии по Закону Божию и университетский экзамен по церковному праву. О глубоком знании христианства свидетельствует обилие библейской фразеологии в его статьях и выступлениях.
Чтобы правильно понять отношение Ленина к религии, нужно учитывать сложность самого этого понятия. Владимир Ильич очень индивидуально подходил к различным составляющим религиозной жизни: духовенство и простые верующие; религиозные организации, религиозные учения. С большим уважением и доверием относился к церковным деятелям, преданным интересам народа. «… я считаю своим долгом сейчас же сказать, что социал-демократия борется за полную свободу совести и относится с полным уважением ко всякому искреннему убеждению в делах веры… Я тем более считаю обязанным подчеркнуть это, что намерен говорить о своих разногласиях со священником Тихвинским – депутатом от крестьян, достойным всякого уважения за его искреннюю преданность интересам крестьянства, интересам народа, которые он безбоязненно и решительно защищает» (ПСС, 5-е изд. Т.15, с.157).
И до Октября 1917-го года, и после Владимир Ильич открыто шёл на сотрудничество с искренним духовенством, искал возможности диалога и совместной работы со свободной Церковью, давая возможность священнослужителям самостоятельно определиться со своим отношением к Советской власти.
Многие священнослужители поддержали программу большевиков. На Соборе Православной церкви 1917-1918 гг. даже была создана комиссия о большевизме в церкви, на заседаниях которой признавалось: «Большевизм захватил немалое число священнослужителей» (Отечественная история. 1994 г. № 1, с.17).
Как известно, Пётр I упразднил патриаршество и сделал фактически главой Русской православной церкви императора. На протяжении двух столетий мечты о патриаршестве жили в церковной среде. С падением монархии появилась возможность их осуществить. 15 августа 1917 г. (при Временном правительстве) в Москве открылся Поместный собор Русской православной церкви, завершившийся избранием Патриарха Московского и всея Руси. Им стал митрополит Тихон, в миру – Василий Иванович Беллавин.
Выборы, проходившие 18 ноября 1917 г. в храме Христа Спасителя, интронизация (возведение на престол главы Церкви) в Успенском соборе Московского Кремля 4 декабря 1917 г., пришлись на период, когда во главе нашего государства уже был В.И. Ленин.
Известить Вселенского патриарха, находившегося в Константинополе (Стамбуле), об избрании на Руси своего российского патриарха поручили иеромонаху Питириму. Чтобы выехать из Москвы, потребовалось разрешение Ленина. Отец Питирима лично встретился с Владимиром Ильичом, который после дружеской беседы распорядился выдать все необходимые документы для выезда иеромонаха из Москвы.
О доброжелательном и доверительном отношении к верующим свидетельствуют многие факты. Порою иконы можно было видеть в сельсоветах, а их заседания начинались с молитвы. Открытие школ, сельхозкооперативов иногда сопровождалось молебном.
«Найти у нас в деревне коммуниста, у которого не висела в избе икона, – большая редкость. Религия и коммунизм отлично уживаются в деревне. Вот факты. Женится в одной деревне коммунист. В церковь идёт полный свадебный кортеж. Впереди красное знамя с надписью: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь», потом иконы, потом жених с красным бантом во всю грудь и т.д. Такие «красные свадьбы» не редкость в деревне. Мужики по-своему поняли коммунизм и советскую власть. Считая её своей, родной, они даже молят за неё Бога». Это репортаж 1922 г. (Революция и церковь. 1922 г. № 1-3, с.65).
Духовенство самостоятельно и свободно выбирало «с кем быть»: с Советской властью или против. Одни поддерживали Советы и даже вступали в Красную Армию для их защиты, служили торжественные молебны при вступлении красных частей. Многие поставили себя вне политической борьбы, ограничиваясь отправлением религиозных обрядов. Но немало представителей духовенства встало на путь открытой или подпольной борьбы с Советской властью. С ними поступали по законам военного времени. Бывали эксцессы, ошибочные, несправедливые аресты. Сохранилось множество документов, когда лично Ленин поручал разобраться с жалобами верующих уполномоченным лицам и проверял правильность решения. (Владимир Ильич Ленин. Биографическая хроника. Т.6, М, 1975 г. С. 312-313, 332, 426-427, 507; и др.).
Патриарх Тихон был во главе Церкви с 1917 по 1925 гг. На время его патриаршества пришлись первые большевистские преобразования в церковной сфере, ожесточённая гражданская война, голод, разруха, затем постепенное возвращение жизни в нормальное русло. Сегодня часто вспоминают послание Тихона от 19 января 1918 г., в котором он возмущался политикой большевиков. (Акты Святейшего Тихона, М, 1994 г., С. 82-85). Но уже в начале сентября 1918 г. патриарх ясно понимал, на чьей стороне симпатии трудящихся, а осенью 1919 г. обратился к православному клиру и мирянам с призывом не вмешиваться в политическую борьбу и подчиниться Советской власти. В последующих обращениях и указах он признавал народный характер Советской власти, отмежевывался от её внутренних и внешних врагов.
«… Не погрешая против нашей веры и церкви, не допуская никаких компромиссов или уступок в области веры, в гражданском отношении мы должны быть искренними по отношению к Советской власти и работе СССР на общее благо, сообразуя распорядок внешней церковной жизни и деятельности с новым государственным строем, осуждая всякое сообщество с врагами Советской власти и явную или тайную агитацию против неё» (Известия. 1925 г. 15 апреля № 86).
По случаю смерти Владимира Ильича Ленина он писал: «… Владимир Ильич не был отлучён от православной церкви высшей церковной властью, поэтому всякий верующий имеет право и возможность поминать его. Идейно мы с Владимиром Ильичом Лениным, конечно, расходились, но я имею сведения о нём, как о человеке добрейшем и поистине христианской души». (Вечерняя Москва. № 20 1924 г. 25 января, с.3).
Для тех, кто во что бы то не стало жаждет избавиться от Мавзолея Ленина на Красной площади, уместно напомнить заявление Священного Синода - руководящего органа Русской Православной Церкви по случаю кончины Владимира Ильича: «…Да живёт непрерывно в сердцах оставшийся светлый образ великого борца и страдальца за свободу угнетённых, за идеи подлинного всеобщего братства и ярко светит всем в борьбе за достижение полного счастья людей на Земле. Мы знаем, что его крепко любил народ. Пусть могила эта родит ещё миллионы новых Ленинов и соединит всех в единую великую братскую, никем не одолимую семью. И грядущие века да не загладят из памяти народную дорогу к этой могиле, колыбели свободы всего человечества.
Великие покойники часто в течение веков говорят уму и сердцу оставшихся больше, чем живые. Да будет же и эта отныне безмолвная могила неумолкаемой трибуной из рода в род для всех, кто желает себе счастья…»
Во время прощания с Лениным проходили не только траурные митинги, но и богослужения в церквях.
Сердечное отношение связывало миллионы простых тружеников с человеком, который все силы отдал борьбе за их освобождение от эксплуатации.