Хам – персонаж библейского мифа. Он проявил непочтительность к своему старому отцу, за что был им проклят. Имя это стало нарицательным: хам – грубиян, хамить-грубить, хамоватый – склонный к хамству.
Как видим, в библейские времена расправа над хамами была суровой – проклятие. От проклятого родителями, общиной или церковью люди отворачивались, он становился изгоем. Прошли века, но хамство не исчезло, а в наше время оно даже процветает, часто остается безнаказанным.
Вот на эту тему я и хочу написать.
В начале октября я пришел на прием к главному врачу Володарской районной больницы. Встреча была заранее согласована. Я пришел к этому доктору, чтобы попросить помощи в защите прав моего знакомого. Его 2 октября врач-терапевт, а не психиатр (это очень важно) на «скорой помощи» этой больницы отправил в стационар областной психиатрической больницы. Был грубо нарушен федеральный закон «О психиатрической помощи и гарантиях при её оказании» (№3185-1 от 02.07.1992 г. в редакции от 08.12.2020 г.). Этот человек имеет отклонения в психике, но за свои двадцать четыре года и четыре месяца никогда не проявлял никакой агрессии. Отклонения выражались в том, что по уровню интеллектуального развития в свои годы он соответствовал уровню подростка 12-14 лет. Среди ребят этого возраста у него было много друзей. Окончил 9 классов спецшколы, свободно пользуется смартфоном, компьютером, несмотря на инвалидность (II группа).
Исходя их вышеназванного закона (ст. 28, 29; п. 3.15) госпитализировать взрослого человека можно только в двух случаях: 1. С письменного согласия лица, даже если лицо признано законом недееспособным, все равно необходимо его согласие. 2. С санкции суда (редакция этого закона от 25.11.2013 г. №317-ФЗ)
Но врач «скорой» (терапевт, а не психиатр!) без согласия парня отправил его в психиатрическую больницу.
Вот по этому поводу я и пришел на беседу к главному администратору районной больницы.
Наш пятиминутный диалог.
Я: Разрешите войти?
Он, читая бумаги, не подняв головы, не посмотрев на вошедшего, не сказал, а буркнул: Да.
Сесть меня не пригласил. Я сам отодвинул стул подальше, чтобы соблюсти дистанцию, хотя был в маске. Сел.
- Что у Вас, - не поднимая глаз, - спросил эскулап.
Я бегло обрисовал причину моего визита и попросил вызвать того терапевта, который нарушил права моего знакомого для выяснения причин и обстоятельств госпитализации Эльдара в психиатрическую больницу. Я, зная, что этот доктор рядом, в соседнем кабинете главврач, не глядя на меня, спросил:
- А Вы кто ему?
- Я сосед, знаю Эльдара с пятилетнего возраста. Это, во-первых. Во-вторых, вот мое удостоверение корреспондента газеты «Астраханская правда». В-третьих, по просьбе Эльдара, позвонившего мне 2 октября: «Дядя Слава, помоги, меня насильно хотят в «психушку».
Позже я узнал, что в доме произошел скандал. Эльдар запрещал своей ещё молодой матери приводить в дом случайный знакомых для распития спиртного. Мать позвонила в полицию, чтобы Эльдара забрали в стационар психиатрической больницы. Но он совершеннолетний. Распоряжаться тем, как ему лечиться (в стационаре или амбулаторно), он решает сам. Без его согласия, без санкции суда принудительно отправить в стационар можно «буйного» больного, представляющего угрозу для себя и окружающих. Эльдар под это определение не подпадал.
Кроме того, я действую на основании ст.46 ГПК РФ, в соответствии с которой я вправе даже без просьбы лица, неспособного лично защищать свои права, выступить в народного защитника.
Доктор, не повернув головы и чувств никаких не изведав:
- Вы мне тут не трясите своими корочками (это он об удостоверении корреспондента). Вы чужой человек для него, и на этом разговор окончен. Можете быть свободны. Понимать это над было так: пошел вон, старикашка.
Я, оскорбленный его беспардонностью, возмущенно сказал:
- Буду писать статью, донесу её до министра здравоохранения.
Он:
- Пишите, что хотите, куда хотите. Может, ещё и Президенту напишите.
Я:
- Можно и Президенту. К нему достучаться легче.
На этом закончилась моя встреча с человеком самой гуманной профессии.
Я не могу судить о его профессионализме как лечащего врача, но доверять таким людям руководство главным лечебным учреждением района считаю недопустимым. Равнодушие, пренебрежение к пожилому человеку, чванство было продемонстрировано Игорем Александровичем Ливинсоном очень откровенно. Эти качества он «транслирует» и на коллектив. От встречи с подобным человеком и здоровому становится плохо, а уж каково больным. Обращаться к совести подобных людей бесполезно, поэтому хочу напомнить, что есть ещё закон №59 от 02.05.2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». Он требует уважения достоинства заявителя и рассмотрения обращения по существу.
Единственная причина, по которой И.А. Ливинсон мог отказать мне в рассмотрении моей просьбы, - это врачебная тайна в отношении диагноза Эльдара. Но я этого и не требовал. Я хотел понять, по какому праву терапевт, а не психиатр отправляет человека без его согласия в психиатрическую больницу.
К сожалению, чванливых чинуш у нас хватает во всех сферах. Даже Президент в обращении по ТВ сказал, что и в Правительство РФ, и в Генпрокуратуру, и в администрацию Президента приходят многочисленные жалобы на бестактное поведение чиновников и их неспособность решать вопросы по существу. Президент выразил свою точку зрения по этому поводу так: «Высокомерие, хамство, всезнайство сидящих в управленческих структурах, которых ещё немало, пачкают авторитет руководителей всех сфер деятельности, этим подрывают доверие народа к верховной власти, ко всей системе госуправления, от таких лиц даже по единичному случаю надо избавляться». Слушают ли Президента чиновники на местах?
Уважаемые читатели!
Не будьте инертными. Откликнитесь на мою статью. Сообщите, встречались ли Вы с неуважением и равнодушием при общении с чиновниками.
Уважаемая редакция!
Не пора ли создать в «Астраханской правде» постоянную рубрику: «Бюрократы и хамы Волжского Понизовья». Бороться с зажравшимся чиновничеством нужно всем миром.
Я хорошо знаю прошлое Володарской ЦРБ. Многие и сегодня помнят доброжелательных, высококвалифицированных докторов: главврача Ольховского А.И., «рядового» Кужаева Р.Н., многих других. Они относились к людям по принципу: человек человеку – друг, товарищ и брат.
В заключение хочу всем пожелать:
В жизни не надо по многим причинам
Званьем кичиться и хвастаться чином
Следует помнить и старым, и юным,
И самым вознесшимся в этом числе:
Быть человеком в мире подлунном —
Высшая должность на грешной земле.
(Берды Кербабаев)