(Не только театральные заметки)
Моё знакомство с саратовскими театрами началось с Театра русской комедии. Шла какая-то пошлая пьеса про Клаву. Дело было зимой. Театр не отапливался. Два часа в зимнем облачении в холодном зале не особенно приятно. С горечью узнала, что у Театра русской комедии нет своего помещения. Оказалось, что Театр арендует зал у Дворца культуры «Техстекло». Русский театр «Балаганчикъ» тоже оказался без нормального помещения.
После просмотра в Саратовском Театре драмы пьесы «Условные единицы» стало понятно, что это не «Таня» Алексея Арбузова. Артисты играли прекрасно. Особенно эмоциональна была актриса, исполнявшая роль Женщины. Возлюбленный Мужчина был очень импозантный. Вели себя артисты безупречно, даже оказавшись на большой кровати перед огромным залом зрителей. Очень этично и эстетично. Хотя, видимо, шорты главного героя как-то отдаленно напоминали семейные трусы. Но это детали. Все действо происходило на большой сцене.
А вот мое первое посещение Театра Драмы было несколько раньше. Мне очень хотелось как-то развеяться. Стресс за стрессом. И моя родственница, вероятно, хотела меня порадовать, подарив билет на спектакль «Танец Дели». Честно говоря, так как не успевала отбояриваться от жизненных оплеух, то меня больше тянуло на комедию «Вас вызывает Таймыр» или на подобную ей. Просмотрела аннотацию к «Танцу», мне расхотелось идти. Я с радостью сдала билет. Но не тут-то было. Мои родственники не собирались лишать меня радости и поставили ультиматум: если не посмотришь эту пьесу, забудь дорогу в наш дом! Вот как-то так. Пришлось идти. Снова приобрела билет. Пьеса шла на малой сцене. Подъезжая к району, где расположен саратовский драмтеатр, я обратила внимание, что рядом какой-то огромный цех.
- Надо же, в Астрахани театр в самом центе города, а здесь…, да еще завод какой-то рядом, - удивилась я.
Но оказалось, что это и есть Театр драмы, просто сбоку он мне показался похожим на завод. Я, конечно, ожидала увидеть театр, как в Астрахани. Но... Заходим в обычный подъезд и идем по узкой лестнице, как в многоэтажном жилом доме. Ни вестибюля, ни холла - тишина! (По-рабочему). Однако, когда я вошла в черный зал, то вообще оторопела: потолок черный, стены – черные. Сцены нет. На том месте, где она должна быть, какие-то вентиляторы стоят в целлофане. А на них спускается здоровая цепь с лестницей. «Хорошенькое начало», - подумала я невесело. Почему-то вспомнились страшилки про черную-черную перчатку. И вот спектакль начался! То, что живые с мертвыми беседовали, и наоборот, мне понравилось. Вначале некоторые герои умерли, а потом беседовали с живыми. Нормально. Хотя бы какие-то перспективы на жизнь после смерти. Артисты играли чудесно, с душой. Все почти были в хирургических костюмах и бахилах. Вентиляторы, накрытые целлофаном, периодически громко шуршали, умело поддавая тревожный колорит. Мне предстояло отдохнуть в черном зале от жизненных передряг часа два. Я с тоской вспоминала советский спектакль про Таймыр. Но уйти из зала было невозможно: в соседнем ряду сидела родственница родственников, подаривших мне билет. И она, несомненно, сообщила бы им про мое бегство из зала раньше времени. Но если эта дама была в наушниках, то у меня их не было. В пьесе утверждалось, что все сон. Ну, был Освенцим, и ладно. Так тому и быть. Может, кто-то на 9 Мая покажет этот «оптимистичный» спектакль подрастающему поколению, чтобы вызвать лояльное отношение к фашизму, в частности, к Освенциму. Кто знает, до чего еще додумаются архитекторы идеологического фронта с нашего возмутительного попустительства! Вот, известный бард Александр Городницкий (автор песни «Севастополь останется русским») не согласен, что Освенцим – это сон. И он, как и все нормальные люди, активно против чудовищной жестокости и беспредела фашизма. Послушайте его песню «По Освенциму ветер гуляет» на Ю-Тубе. И вы убедитесь, что нельзя оставаться равнодушными, бесчувственными к распространению зла, в частности, в виде расизма.
Когда же я посетила и другие театры, то поняла, что черный цвет – не только бренд Чешского театра, но и Саратовского. Не знаю, как в других городах насчет черного фона, но если и в других тоже превалирует черный, то это впечатляет! Тем более, что если ознакомиться с психологией цвета в интернете и влиянием цветовой гаммы на психику, то становится ясно, почему именно черный цвет стал доминирующим в театрах.
Небольшое отступление.
Тема влияния цвета на психику хорошо исследована в культурологии, медицине и психологии. Ассоциацию цвета с эмоциями изучают все ведущие психологи по всему миру. Одни цвета у нас вызывают чувство удовольствия и неудержимую радость, а другие заставляют раздраженно морщиться. Яркая палитра цвета чрезвычайно влияет на наше настроение. У большинства людей ассоциации совпадают. Оранжевый цвет – жизнерадостность. Желтый заряжает энергией и оптимизмом. Зеленый – успокаивает, синий вызывает чувство умиротворения. Голубой ассоциируется с чистотой и прохладой. Черный цвет подавляет положительные эмоции и вызывает отчаяние, страх, это символ горя и скорби, влияет на психику тяжело и угнетающе. Черный цвет для многих - это упадок сил, уныние, означает злость, коварство. Интерьер с таким цветом вызывает меланхоличное и тоскливое настроение, носит разрушающий характер, способен вызывать протест и агрессию. Не поленилась, нашла таблицу «Цвет и эмоции». Из 100% исследуемых людей красный цвет олицетворял радость у 52%, грусть - у 4%, страх - у 4%, утомление- у 2%, гнев - у 56%. Желтый цвет олицетворял радость – у 24%, грусть- у 1%, страх - у 15%, утомление – у 1%, гнев – у 1%. При виде серого цвета радость испытали 4%, грусть- 27%, страх- 12%, утомление- 53%, гнев- 53%. Синий цвет вызвал радость у 4%, грусть- у 13%, страх - у 15%, утомление- у 3%, гнев - у 3%. Зеленый: радость – у 20%, грусть –у 13%, страх – у 10%, утомление –у 2%, гнев – у 8%. Коричневый: радость – у 2%, грусть – у 14%, страх – у 3%, утомление – у 23%, гнев – у 23%. Черный: радость – у 2%, грусть – у 22%, страх – у 43%, утомление - у 24%, гнев – у 38%.
Почему бы не учесть мнение психологов руководителям театров, окутывающих сцену в черный цвет и вообще в мрачные серо-коричневые унылые тона? Погружение зрителей в тоскливые цвета делается под видом того, что черный цвет, например, «не мешает» действию, и еще потому, что актеры на фоне черного цветы якобы ярче высвечиваются на сцене. Абсурд! Если все действие будет высвечиваться на черном фоне, что это может нести хорошего зрителю?
В Астрахани я как-то попала на татарскую комедию, которая шла в ТЮЗе, где были удивительные по нынешним временам чудесные декорации. Никакого черного цвета и в помине не было. Небо голубое, деревня вся в березках белоствольных. Колодец! Было ощущение радости и света! Сторонники мрака в театрах делают черный фон еще и потому, что он экономичен. Зачем тратиться на яркие краски солнца, неба, зелени? Сколько сейчас стоит одна только краска, чтобы все засияло в наших театрах « под небом голубым»!? А платить художникам за работу? Одно дело, если он замалюет все черным и серым и другое: цветовое творчество! И деревья замучаешься сооружать из картона. К тому же некоторые психологи считают, что черный цвет в театре способствует ощущению покоя. Еще считается, что он олицетворяет элегантность, богатство, власть. Но даже на заре революции в театре старались делать яркие декорации, используя все, что под рукой.
Театр, как и песня, формирует мировоззрение, врачует наши души. Так масштабно засадить людей всей страны в черные залы театров! Это явная диверсия в идеологическом плане. Еще Гёте сказал, что все живое стремится к цвету.
В интернете попалась статья Кристины Гампер «Театр мазохизма в Германии» от 21.08.2012 г. В ней говорится, «что театры, особенно получающие солидные бюджетные добавки, больше не ставят своей целью доставлять удовольствие зрителю или рассказать ему о чем-то новом, незнакомом». В некоторых театрах Германии пьесы идут 5-6 часов, даже несколько дней. «Сегодня думают, что театр должен быть инструментом пытки», - пишет автор статьи. В качестве пытки человека иногда помещают в абсолютно белую комнату. Но находиться в черных залах современных театров, думается, тоже несладко.
Из статьи Марии Давыдовой от 22 июня 2012 г. «Театр как зона риска» мы узнаем, что известный режиссер Вергард Винге поставил пьесу «Йун Габриэль Боркман» по мотивам пьесы Генрика Ибсена. Автор статьи просидела 5 часов в зрительном зале, все это время автор стоял на сцене и просто считал: «Один», «два» …» Когда ставятся авангардистские пьесы, то на сцене может быть что угодно, в том числе и модный унитаз с шумом смывающегося бачка. А может, и не промывать? Естественные запахи. Почему нет? Зато натурально. Можно показать на сцене, как клизму поставить. Унитазу –да! Дидактизму – нет! Такая установка у современного авангардного театра. На литературных студиях, особенно на молодежных, давно объявлен бой дидактизму. А это значит – принципам морали, нравственности.
Но вернусь к своим впечатлениям от саратовских театров.
- Пойду-ка в кукольный театр, - решила я. Уж там будет море света и радости! Вспомнила, как я водила свой класс в кукольный театр в Астрахани на «Сказку о попе и о работнике его Балде». На декорациях за ширмой море, солнце, деревня… Радостная атмосфера… Взяла билет на пьесу «Бременские музыканты». Конечно, я ожидала увидеть нечто подобное мультфильму «Бременские музыканты». Вот где зеленые поля, небо, свобода, простор, к которому так стремились герои мультфильма.
Но не тут-то было! Занавес открылся. В зимнем сумраке на головы средневековых бомжей с чемоданами в мрачных коричневых нарядах падал снег. Кругом ночь! Затем эти товарищи выложили из чемоданов реквизиты: сомнительный замок из картона и т.д. И стали двигать лошадку и других персонажей по топчану ладошками. Как мне потом объяснили, это новая оригинальная постановка, без привычной кукольной ширмы. В конце пьесы зал чуть не плакал, так жалко было царя, которого бросила дочка. «Не бросайте, дети, своих родителей!»- вот новый смысл сказки среди зимней ночи. Нет! Мысль сама по себе, конечно, хорошая. Но! То, что богатая избалованная принцесса выбирает простого человека из народа и идет на зов любви, меняет богатство дворца на любовь и свободу – этого не прозвучало! Тем более – ни света вольного, ни простора – не было видно. Это очевидно.
Больше всего мне понравилась постановка в старом Саратовском ТЮЗе: «Сказка о потерянном времени». Чудесное жизнерадостное действо! С веселой музыкой, песнями, танцами в современной интерпретации. Дети в восторге здоровались с артистами, которые выходили к ним в зрительный зал. Все превосходно, кроме одного! Черный фон! Утром едет трамвай по сцене, а вокруг – ночь! Почему?! Где утро, небо, где солнце? Где деревья, улица? Одна школа мрачного вида. И ее, и часы, по задумке художника, создал, видимо, главный герой Петя. Такие дорогие материалы для декораций что ли? Все тона мрачные, унылые и серые. А сама постановка – чудо!
Ну, думаю, теперь в новый ТЮЗ надо сходить. Пьеса «Принц и нищий», конечно, поставлена хорошо. Артисты во всех саратовских театрах играют отлично! С полной самоотдачей. За это им огромное спасибо! Декорации и костюмы передали колорит царского дворца. Наверное, много было затрат! Но если бы я ставила этот спектакль, то упор бы сделала не на некультурное поведение нищих, а на то, что им нечего есть и нечего одеть! Народ на сцене представлял из себя толпу необузданных дикарей с нелепыми, примитивными движениями. И вряд ли беднота, представленная в таком виде, могла вызвать в детях сочувствие. Необходимо было ярче подчеркнуть доброту Нищего, старавшегося помочь бедным, сделав законы человечнее. Надо было заострить внимание зрителей на том, что Принц (а потом и король), испытав небывалые бедствия, стал добрее и искренне захотел помочь бедноте. В постановке этой же пьесы при социализме все перечисленное присутствовало. А что мы видим здесь? Сброд пьяниц, толпу дегенератов в одинаковых одноцветных костюмчиках, издающую временами злобные вопли. Может она вызвать жалость у детей? Конечно, нет. Вот здесь снег на рваные лохмотья вполне был бы уместен. Почему же Принц решил защищать людей, которые мучили его и издевались над ним? Совершенно не вырисовывается. В итоге сочувствие вызывает не беднота со своими муками, а Принц, благородный идальго, утонченный Король. Современная идеология налицо. Сразу понятно, что мы давно не в Советском Союзе.
И апофеозом моих посещений саратовских театров стал поход на пьесу «Путешествие Нильса». Когда начался спектакль, я уже не удивилась, увидев черноту вместо солнечного неба. Эта мудрая задумка присутствовала и здесь. Нильс начал хулиганить на сцене. Это и понятно: хулиган. Когда он подошел к вешалке, на которой висел плащ защитного цвета, один в один с армейской плащ-палаткой и стал со всей дури колотить по нему палкой, у меня все замерло в груди. У моего отца-офицера была такая же, точь-в-точь, и даже с внутренней стороны аналогичная клетка. Мы его долгое время как реликвию берегли. Верите ли, у меня слезы на глазах выступили. Когда скандинавский мальчик Нильс стал топтать этот плащ защитного цвета ногами, я не знаю, что со мной стало. («Вам плохо?» - вспомнилось мне из кинофильма «Москва слезам не верит». «Да», - мне плохо).
В антракте я не удержалась, нашла режиссера и спросила его:
- Как же так? Как Вы могли додуматься до этого?
Он делал вид, что не понимает меня:
- Плащ охотничий, тысячи человек прошли. И никто ничего не сказал.
- Видимо, все далеко от сцены сидели. И что, так с 2013 года (тогда состоялась премьера) скандинавский мальчик Нильс все колотит яростно этот плащ, один в один с армейским?
Через несколько дней я на Сенном рынке, где продается одежда защитного цвета, узнала, что охотничий плащ выглядит совсем по-другому, а то, что я видела на сцене, весьма напоминает натуральную армейскую плащ-палатку. Если же к ней приделать, например, подкладку, то это уже театральный реквизит. И потом… зачем Нильсу колотить свой охотничий плащ или… плащ своего отца? Тем более топтать ногами? С гномом он еще знаком не был, если сказать, что это плащ гнома, на которого обозлился Нильс. Мальчик вполне адекватный.