Две статьи об обычном астраханском селе: 50 лет назад и сегодня.
БАРАНОВКА – СЕЛО РЫБАКОВ
Здесь в каждом дворе непременно найдёшь рыбацкие атрибуты: развешенные для просушки сети, прорезиненную одежду, болотные сапоги. В селе живут мужественные люди, на всю жизнь влюбленные в романтику рыбацкого промысла. Только особые обстоятельства могут кого-то из них заставить осесть на берегу, сменить профессию. Занимаются в колхозе «Волга» и овощеводством, и животноводством, но предпочтение отдаётся рыбе. Ежегодно восемь звеньев добывают 15-20 тысяч центнеров рыбы ценнейших пород.
В километрах двадцати от Барановки, вверх по Волге, в живописном месте расположена тоня «Мужичья». Промышляет на ней звено Бориса Федоровича Васильева.
Был день, отмеченный в календаре красным числом. Но с рассветом рыбаки собрались на берегу, чтобы начать лов. Мотобаркас, спаренный с неводником, отвалил от берега. Описав дугу, стал спускаться вниз по реке. С неводника равномерно падает 650-метровый невод. По воде гуськом потянулись балберы. Поворот на крюк. Смыкается полукольцо невода. Судно причаливает к берегу. Выметывание идет довольно быстро. Куда дольше вытягивать невод. Полтора часа томительного ожидания. Пока урезчик Я. М. Баранов принимает урез со шкивов лебедки и складывает бухтой у ног, остальные сидят рядком на лавке, покуривают, изредка перебрасываются скупой, но меткой фразой. (Рыбаки за словом в карман не лезут). Ждут. Стучит мотор. В такт ему – рыбацкие сердца. Напряжен урез, напряжены нервы… Каков будет урожай с водных полей? Вот подтянут кляч. Рыбаки одевают прорезиненную робу, сапоги, становятся вдоль берега. Четки, быстры без суетливости движения пятчика Михаила Сафрыгина. Пошёл невод. Цепкие руки выхватывают то разжиревшую сазаниху, то тупорылого усача – сома, то представителя рыбьей аристократии – осетра или севрюгу. Но главное впереди. Приближается мотня. Все сгрудились вокруг нее, взялись за кольцо. В бударку вываливают частик. В прорезь шлепаются осетровые. На лицах разочарование: улов невелик. Десятка два севрюг и стерлядей, да частика – лишь дно прикрыто. Такова она, рыбацкая фортуна, часто стороной обходит.
Начали следующий замет. С утра ласковая, улыбчивая, погода к полудню испортилась. Небо посуровело. Холодный ветер бросился трепать на рыбаках одежду. Волны захлестывали судно. Только рыбакам не привыкать. Не такое видели.
Рыбаки васильевского звена озабочены. План им дан самый большой по колхозу. Около тысячи центнеров они сдали, но до выполнения ещё далеко. Однако присутствующий при замете председатель колхоза А.С. Горюнов выразил уверенность, что они с заданием справятся. Такого ещё не было, чтобы звено посрамило свою честь. В прошлом году на его счету было 8070 центнеров рыбы.
Сам звеньевой (на снимке) – опытнейший рыбак. Рыбачить Васильев стал с двенадцати лет, а сейчас ему за пятьдесят. Что, своенравная Волга? Он с самого Тихого океана не один год дань собирал. На звено тоже положиться может, как на самого себя. И опыта, и умения, и слаженности достаточно. Не то чтобы с полуслова, со взгляда понимают друг друга. У многих за плечами 20-30-40 лет рыбацкого стажа. На всю жизнь верны любимому делу старейший коммунист Яков Михайлович Баранов и Андрей Ефимович Соколов, Леонид Петрович Купецков и Андрей Дмитриевич Соколов.
Как ни в какой другой профессии, здесь особенно сильна преемственность. Уходят на покой отцы и деды, на смену становится молодёжь. Так почетного пенсионера Павла Яковлевича Власова заменил его сын, тоже Павел. По семейной традиции пошли рыбачить Слава Тихонравов, Петя Мартынов, Миша Беляков. Кто знает, какую специальность изберут они в дальнейшем. А пока им это дело по душе: с горделивостью облачаются в рыбацкую робу, ловят каждое слово звеньевого, весело и расторопно выполняют поручения.
Тоня «Мужичья» - экспериментальная. На ней научные сотрудники ЦНИОРХа ведут работу по изучению биологии осетровых пород. Рыбакам здесь жить до осени. И от того, в каких условиях они живут, в значительной мере зависит производительность труда. Пока живут в неприглядном браке. Рядом СМУ АРКСа воздвигает новое общежитие. В просторном кирпичном здании разместились восемь комнат, каждая на четыре человека, столовая с кухней, комната отдыха, в которой рыбаки смогут почитать, посмотреть телепередачи и кинофильмы. В довершении ко всему – водяное отопление. Осталось немного: завершить отделочные работы. И вот с ними СМУ что-то замешкалось. А ведь обещали сдать в эксплуатацию общежитие в апреле. Потом срок сдачи перенесли на май. Но прошел и май, а на стройке по-прежнему тишина. А рыбакам очень бы хотелось справить новоселье в эту путину.
М. Гурьянова,
фото автора.
«Коммунист Приволжья» № 64 (5131)
31 мая 1969 года
ТАК ЖИТЬ НЕЛЬЗЯ
Молодые активисты ЛКСМ и КПРФ Максим Юдин, Александр Шеин, Николай Бобровский и секретарь обкома Илья Репин посетили в октябре этого года сёла Барановка и Петропавловка Наримановского района Астраханской области.
Пообщавшись с местными жителями, узнали о проблемах Барановки, главная из которых - отсутствие работы.
Вот что говорит один из жителей села:
- Колхоз распался, поэтому сейчас все разлетелись по разным углам, Родина-то большая. Кто в Санкт-Петербурге работает, кто в Москве, кто в Сибирь уехал. Одни пенсионеры остались.
Из разговора сельчан прояснилось, что колхоз «Волга» был обанкрочен и разрушен, но в своё время он был миллионером, в нём трудилось всё население Барановки и Петропавловки, а продукцию колхоза потребляла вся Астраханская область, да и не только.
В селе Петропавловка каждый год происходят паводки, что заставляет сельчан буквально переплывать село. Нужно укреплять берег, но проблема не решается:
- Какой год мы этим занимаемся, какой год мы говорим, нам обещают, приезжает комиссия, делегация. Особенно перед выборами кандидаты обещают нам золотые горы. Выборы заканчиваются, и про обещания забывают. Спасибо, в этом году воды маловато. Если бы воды было много, мы бы здесь плавали, а не ходили.
Не лучше положение с транспортом:
- Очень плохо, в этом году одна «Газель» с Петропавловки до города. Старым людям вообще очень тяжело добираться. Ездим на перекладных. Это наша беда – нет транспорта. На нас не обращает никто внимания почему-то. Если с Петропавловки едет полный маршрут, то люди из Барановки остаются ни с чем. Когда паром закрывается, приходится ехать в объезд по степям.
Из этой проблемы вытекает другая. В селе не осталось нормального медицинского обслуживания. В субботу и воскресенье фельдшер на все село один, приходится вызывать «скорую», а пока машина будет ехать по тем дорогам, человек может преждевременно скончаться.
Конечно, жители села не отчаиваются, изо всех сил борются за существование. Только надолго ли хватит у них терпения?