«Чернобыль» - мини-сериал НВО. США, Великобритания, реж. Йохан Ренк, сцен. Крэйг Мазин.
Фильм просто завораживает своей апокалипсической атмосферой.
Коль скоро слоган фильма «Узнай цену лжи», а действие начинается со сцены самоубийства одного из руководителей ликвидации аварии Валерия Легасова спустя два года после катастрофы (это реальный факт), значит «Чернобыль» претендует на нечто большее, чем проходной фильм-катастрофа.
Как бороться с небывалой до сей поры техногенной катастрофой, каковы её реальные масштабы и степень опасности, какие жертвы придётся принести, чтобы ликвидировать последствия аварии, - не сразу становится ясным. Решения приходится принимать молниеносно и действовать буквально наощупь.
Внешняя сторона советской действительности отражена более-менее правдоподобно (конечно, со всеми западными стереотипами на этот счёт). Натурализма столько, сколько необходимо для раскрытия темы.
Знакомые красные пожарные ЗИЛы, выезжающие на место аварии сразу после взрыва. Тысячи львовских автобусов, эвакуирующих жителей Припяти за несколько часов. Армейский ГАЗ-66, накрытый свинцом, в кабине которого советский генерал сам отправляется измерить уровень радиации в непосредственной близости от 4-го энергоблока. Груда использованной одежды пожарных, пропитанной радиоактивной смертью, которую медработники складывают в кучу, превращающаяся в страшный символ трагедии.
А вот отражение внутренней стороны действительности поздней советской эпохи грешит стереотипами: слишком частое обращение «товарищ», чрезмерно жёсткие и неуважительные отношения начальника с подчинёнными, какая-то нарочитая брутальность персонажей - высоких чинов и простых служивых советского Мордора. Партийные и государственные деятели выглядят как персонажи американских фильмов времён «холодной войны», настолько не похожи они на реальных.
В каком-то неправдоподобно гротескном, отталкивающем образе предстаёт в картине Анатолий Дятлов – заместитель главного инженера ЧАЭС, считающийся одним из главных виновников трагедии. Как и директор атомной станции Виктор Брюханов, похожий на Сантуцио Сальери из фильма «Спрут-4».
Несколько раз фильм прямо-таки рискует скатиться в «клюкву» (например, в сцене, где партийный чиновник Борис Щербина угрожает Легасову выбросить его из вертолёта, если тот не объяснит ему устройство атомного реактора здесь и сейчас), но, к счастью и к чести создателей картины, действие быстро выравнивается и вновь погружает зрителя в атмосферу пугающей напряжённости. По прибытии в Чернобыль Щербина всё больше проникается уважением к Легасову – настоящему профессионалу своего дела, взвалившему на себя груз ответственности за ликвидацию последствий аварии.
В определенной степени фильм, конечно, является пропагандой (что-то вроде «СССР чуть не угробил всю Европу, да ещё и пытался скрыть правду о катастрофе»). Но даже это не портит картину, которая держит зрителя в напряжении от первого кадра каждой серии до последнего и всякий раз интригует ожиданием дальнейшего развития действия. Ляпов, штампов, несоотвествий действительности при желании можно найти много. Только зачем, если от фильма оторваться невозможно?
«Чернобыль» потрясает именно как фильм-катастрофа, а не как расследование или драма. Остаётся пожалеть лишь о том, что историю Чернобыля пишут за нас англосаксы. Но сказать им за это спасибо.
***
На сегодняшний день доступны первые 3 серии из пяти. Новые серии появляются по вторникам в социальной сети Telegram. Далее – везде.
Следим за событиями и ждём продолжения.