Как на полигоне ТКО в ЗАТО Знаменск горят ядовитые отходы.
15 мая в прокуратуре ЗАТО Знаменск состоялось совещание на котором присутствовал заместитель главы города по ЖКХ Алексей Лускатов. По его окончании на странице администрации в соцсетях появилась информация о том, что «Ситуация на полигоне ТКО остается напряженной. В связи с постоянными изменениями направлений ветра в городе периодически возникает запах гари».
Как можно предположить из этой публикации, виноват в том, что «в городе периодически возникает запах гари» именно ветер, постоянно меняющий свое направление... Ну прямо как у Пушкина: «Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч, ты волнуешь сине море, всюду веешь на просторе, не боишься никого, кроме Бога одного».
И ни слова о том, что напряженная ситуация на полигоне ТКО начала складываться еще в 2021 году, когда глава ЗАТО Знаменск не воспрепятствовал свозу мусора со всего Ахтубинского района на наш полигон ТКО, рассчитанный лишь на ограниченное количество жителей закрытого военного города. Похоже, что глава нашего города не боится даже Бога…
Повысили готовность к чему?
16 мая на новостных лентах СМИ, подхвативших информацию администрации города, появились сообщения о том, что на севере Астраханской области ввели «режим повышенной готовности». Однако, отправившись в тот же день на горящий полигон, не смогла найти там никаких признаков «повышенной готовности». Зато своими глазами увидела полное отсутствие какой-либо работы по так называемой «ликвидации тления мусора».
На полигоне встретила лишь представителей Роспотребнадзора Астраханской области, прибывших с плановой выездной проверкой МБУ «КХ», эксплуатирующего полигон ТКО. Они комиссионно установили, что возгорание и тление отходов регистрируется на всей площади полигона, составляющей 41 000 квадратных метров. Полигон не функционирует, мероприятия по ликвидации возгорания не проводятся.
Сделала фотографии не только замершей на полигоне неисправной техники из прошлого века (бульдозера 1989 г.в, и экскаватора 1999 г.в), но и новеньких мусоровозов, бодро заезжающих сначала на весы, а затем и на территорию старой свалки для разгрузки. На капотах мусоровозов красуются таблички, указывающие на то, что они везут ТКО 4 класса.
Привыкла верить документам
не поленившись проехать по кварталам города, лично убедилась в том, что на всех без исключения площадках для сбора мусора отсутствуют контейнеры для раздельного сбора ТКО, а в общие кучи свалены и автомобильные покрышки, и неисправная теле-радиоаппаратура, и пластиковые канистры с неизвестными жидкостями.
Открыв таблицу «Классов опасности отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду», можно узнать, что к отходам 4 класса относятся обломки мебели, осколки стекла, строительный мусор и опилки. Все эти отходы жизнедеятельности человека являются малоопасными для окружающей среды, и имеют восстановительный период в среднем 3 года.
Следовательно, наш городской мусор никак не может быть отнесен к отходам 4 класса. А это лишний раз свидетельствует о том, что в нашем городе не работает Федеральный закон №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», так как местные власти, имея на то соответствующие полномочия, игнорируют свои обязанности, не соблюдая законодательство РФ.
Опять остались в стороне
но как же быть с остальными горами мусора из автопокрышек, пластиковых контейнеров с непонятными жидкостями, ламп и лампочек, телевизоров и прочей неисправной бытовой техникой, серьезно нарушающими экологический баланс и кардинально изменяющими состояние окружающей среды без возможности ее восстановления?
Именно для регулирования этих вопросов существуют законодательные акты, в том числе Постановление правительства Астраханской области от 21.06.2019 №202-П «О региональной программе «Обращение с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Астраханской области», исполнителями которой являются органы местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области.
Странно, что администрация нашего города осталась, как всегда, в стороне от участия в этой Программе, такой важной для жителей нашего города. А принято было это Постановление правительства Астраханской области основе Постановления правительства Российской Федерации «Об обращении с твердыми коммунальными отходами».
Вызывает лишь недоумение
упорно игнорирует наша администрация и п. 24 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 No131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в котором на нее возложено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Глава ЗАТО Знаменск «сбросил» с себя всю ответственность за исполнение вышеуказанных законодательных актов на МБУ «Коммунальное хозяйство», зарегистрированное 9 марта 2021 года. Ведь гораздо удобней пассивно взирать со стороны на нарушения, которые происходят вокруг полигона ТКО? Хотя, кто знает – пассивно ли…
Похоже, что главу ЗАТО совершенно не беспокоит тот факт, что согласно законодательству наше Муниципальное бюджетное учреждение «Коммунальное хозяйство» создано в интересах МО ЗАТО Знаменск, а вовсе не всего Ахтубинского района. И тот факт, что в 2021 году был заключен договор между нашим МБУ «Коммунальное хозяйство» и ООО «ЭкоЦентр», являющимся региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами Ахтубинского района, вызывает не только недоумение, но и возмущение.
Когда загорится вторая свалка?
а ведь именно эти отходы, включая не только 4-й класс опасности, привозят на полигон мусоровозы. Лично убедилась в этом, когда обошла обе свалки, как старую, на которую в настоящее время сваливают отходы со всего Ахтубинского района, так и переполненную до краев новую, дымящуюся и местами горящую.
При том, что наш полигон ТКО рассчитан исключительно на количество жителей ЗАТО Знаменск, а вовсе не на весь Ахтубинский район, численность населения которого превышает число жителей ЗАТО почти в три раза. А если прибавить сюда и отсутствие тяжелой техники, которая требуется, но не имеется, для исполнения «Технологического регламента по захоронению отходов на полигоне твердых коммунальных отходов», утвержденного в сентябре 2021 года, то идея с заключением договора с ООО «ЭкоЦентр» представляется и вовсе абсурдной.
Какой уж там технологический регламент, когда на полигоне ТКО отсутствует необходимая техника? Площадь старой свалки, расположенной на расстоянии около 30 метров от западной части полигона ТКО, составляет 16 гектаров. Не удивлюсь, если в скором времени она тоже загорится, уж больно вызывающе смотрятся горы неуплотненного и неизолированного грунтом мусора, беспорядочно сваленного, где попало.
Результаты проверок
игнорируют
Еще 8 апреля обратилась к прокурору ЗАТО Знаменск за принятием мер прокурорского реагирования в отношении руководителей города в лице главы ЗАТО Олега Глотова и его заместителя по ЖКХ Алексея Лускатова, так как уже на тот период в городе сложилась катастрофическая ситуация с задымлением из-за постоянного горения и тления на полигоне ТКО. Прокурор «рассматривал» мое обращение месяц, но так и не смог дать внятный ответ, пообещав, что «информация о результатах рассмотрения» будет направлена мне дополнительно.
При этом, Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Астраханской области в Ахтубинском, Харабалинском районах и ЗАТО Знаменск регулярно проводит проверки на полигоне ТКО и составляет предписания, которые игнорируются главой города. Так, в связи с появлением в социальных сетях информации о наличии факта очередного возгорания полигона ТКО, 9 апреля на место возгорания по заданию Управления Роспотребнадзора по Астраханской области выезжала комиссия для обследования места происшествия. Был составлен Акт.
Результаты обследования полигона 16 апреля 2024 года обсуждены на заседании Комиссии по ЧС. Согласно её решению, при ухудшении ситуации было предписано прекращение деятельности полигона, разработка плана мероприятий, необходимых для локализации огня и устранения тления ТКО, недопущение на территорию полигона регионального оператора из Ахтубинска ООО «ЭкоЦентр», везущего отходы со всего Ахтубинского района.
Вышло из-под контроля
несмотря на принятые в ходе заседания Комиссии по ЧС решения, отходы из Ахтубинского района продолжали поступать, и 28 апреля вновь возник очаг возгорания в северно-западной части полигона. Открытый огонь с высотой пламени около 10 метров, сильное задымление. Теперь все решало направление ветра!
В течение двух суток огонь охватил всю поверхность полигона. Сотрудники МЧС тушили огонь, как могли, но силы оказались неравны. Ситуация полностью вышла из-под контроля. Однако на всех страницах главы ЗАТО в социальных сетях продолжали регулярно писать, будто он контролирует ситуацию на полигоне ТКО.
На этот момент МБУ «Коммунальное хозяйство» осталось без директора и его заместителя. Оба написали заявления на увольнение по собственному желанию. Их обязанности легли на плечи главного инженера Николая Ивашиненко, которому осталось доработать до выхода на пенсию чуть меньше двух лет. Как человек советской закалки, он не побежал с «тонущего корабля» и принял на себя командование горящим полигоном, на котором не осталось никого из руководителей.
Для меня остается загадкой, как этот немногословный и уже немолодой человек решился взвалить на себя такую ответственность - и за людей, работающих с риском для жизни на этом опасном объекте, и за всех жителей ЗАТО Знаменск, а также села Капустин Яр, включая прилегающие хутора, вынужденных дышать отравляющими продуктами горения отходов, далеко не 4 класса опасности.
Все пущено на самотек?
как следует из ответа, данного мне начальником территориального отдела, с 2017 года нет ни одного акта, свидетельствующего о проведении выездных контрольных мероприятий региональных операторов, предусмотренных п. 7 Договоров на оказание услуг по захоронению твердых коммунальных отходов. Выходит, что все пущено на самотек, а вернее сказать, на самоввоз.
Сложившаяся ситуация стала возможна ввиду необоснованного решения, принятого в 2021 году органами местного самоуправления, на балансе которого находится полигон, о приеме на размещение ТКО от регионального оператора ООО «ЭкоЦентр», обеспечивающего сбор и транспортировку отходов с территории всего Ахтубинского района. Проектная мощность полигона на сегодняшний день превышена в 8 раз.
Полигон, не имеющий своей спецтехники и свободных рабочих карт для выполнения «Технического регламента по захоронению твердых коммунальных отходов», обречен на скорую и мучительную смерть в агонии, то бишь в огне. Надеюсь, что прокурор все же сможет разобраться - только ли отсутствие помощи и надлежащего контроля со стороны балансодержателя в лице администрации ЗАТО Знаменск привело к таким последствиям. Или это намеренная ликвидации ТКО и всех следов её бездействия путем сожжения?