120 лет исполнилось судостроительному заводу «Красные Баррикады». Это местная достопримечательность, других производств с такой длительной историей у нас в губернии просто не существует. Это социально-экономический феномен. Другой феномен - 31 год во главе предприятия стоит один и тот же человек - А.С. Ильичёв, госнаграды: ордена Дружбы и Почёта. Третий феномен заключен в том, что это предприятие объявлено банкротом!
В 1898 году бакинцы братья Буниятовы купили у Альфонса Зевеке пристань Бертюль с целью размещения здесь емкостей для хранения нефти, зимнего отстоя нефтеналивного флота и ремонта нефтяного тоннажа. У А. Зевеке пристань оказалась практически случайно. После того, как предыдущий владелец В. Рогозин разорился, а этот самый Альфонс, человек в промышленных кругах весьма авторитетный, иначе кто бы ему дал во временное управление предприятие, стал, как бы сейчас сказали, «конкурсным управляющим». Но именно с этого года мы и ведём время существования завода «Красные Баррикады», хотя, как видим, предприятие на этом месте существовало и раньше. Но решили считать именно так.
Как говаривали классики, «человечество должно, смеясь, расставаться со своим прошлым». Не получается вот так, «смеясь». Потом пристань «Бертюль» оказывалась в руках Я. Вишау, агента иностранного капитала, перебежчика то из англиканства в православие, то обратно, потом в руках общества «БАКАСТ», пока не была национализирована. И перед каждым этим превращением пристань и её сотрудники испытывали не самые лучшие чувства - явно не смеялись!
В 1918 году, через двадцать лет, пристань была национализирована, и рабочие стали сами управляться с хозяйством. Для начала прогнали инженера Гурешидзе с формулировкой: предприятие слишком мало, чтобы здесь работал инженер, инженеру здесь делать нечего. Обратите внимание, что по причине практичности, а не из-за какой-то классовой зловредности. Но всё равно, какой уж тут смех!
Если считать, что «летоисчисление» предприятия именно такое, то на 25-м году оно по инициативе ещё дореволюционного мастера Николаева прибрело современное название. Оно нередко упоминалось в астраханской печати, пока не началась бурная индустриализация и, как грибы после дождя, стали появляться новые предприятия и для нашего на страницах газет уже редко находилось место.
После удаления с предприятия инженера Гурешидзе (дался же он мне) прошло 100 лет! А ведь то, что происходит на предприятии сейчас, очень напоминает времена столетней давности. Как говорят, «история повторяется: первый раз в виде трагедии, а второй раз в виде фарса». Фиг в сумку! Повторяется всё опять в виде трагедии! Правда, тогда кроме того самого инженера никого с предприятия больше не прогнали, наоборот, в «верхах» решили, что ни к чему весь этот анархо-синдикализм и вернули прежнего управляющего Бабаева, а через некоторое время назначили постоянного начальника мастерских, практически из рабочих, Блинова, руководившего мастерскими «Красные Баррикады» долгих 13 лет, пока его не сняли.
Это тогда, 100 лет назад, управлению мастерскими было некуда бежать, зато сейчас «менеджменту» бежать есть куда! Вот менеджмент и сбежал. И везде представителей заводоуправления на работу берут! Себе на погибель? Здесь наворотили делов, так и на новом месте наворотят!
И чего это менеджмент разбежался по городам и весям Российской Федерации? А как ему не разбежаться, если предприятие с более чем 120-летней историей объявлено банкротом! Не хочется этому верить, но это так. Акционерное общество «Судостроительный завод «Красные Баррикады» бесперебойно работало примерно до 2015 года. Пока были заказы на продукцию, а заказы вполне исправно поставляло ПАО «ЛУКОЙЛ», третья в России после «Роснефти» и «Газпромнефти» сырьевая компания.
Сотрудничество этих двух «монстров» началось в конце 90-х годов. Первым зримым итогом этого сотрудничества стала реконструкция «трёхногой» плавучей буровой установки «Маравах», она же «Астра», отплывшей в плавание по бурному Каспию 9 мая 1999 года. Эта буровая работает до сих пор, сверлит и сверлит морское дно.
Что случилось пару-тройку лет назад, почему вдруг, а может, и никак не «вдруг», глава «ЛУКОЙЛа» В. Алекперов решил похерить дружбу с генеральным директором «Красных Баррикад» А. Ильичёвым, мы точно не знаем. И узнаем вряд ли! Почему рассорились два известных руководителя - Вагит Юсифович и Александр Сергеевич - кто там кого первым обозвал птицей, а может, и млекопитающим - не суть важно. Но что, как в том анекдоте, «говорят бабы»?
Денег нет, но вы держитесь!
Говорят, из-за того, что изготовленная бертюльцами продукция стала слишком высока по себестоимости, кто говорит, что завод давал много брака, в общем, кто что говорит. Так оно или совсем наоборот, но заказы от «ЛУКОЙЛа» на завод поступать перестали. Специалисты, не получая зарплату, потихоньку перебирались на другие предприятия. Сейчас бертюльцев можно встретить и на Дальнем Севере, например, на Ямале, и на не менее Дальнем Востоке, и на Балтике, и на Кольском полуострове - до чего мобильный народ! В старое время это называлось «расплыв рабочей силы» и ничего хорошего в данном факте не видели.
По инерции продолжалось выполнение прежних обязательств, появилось несколько некрупных, не относящихся к судостроению. Например, как-то поучаствовали в сооружении Крымского моста. Особых лавров там не снискали, но тем не менее. А нет объёмных и долгосрочных заказов - нет ничего. Нет таких заказов, о которых говорят, что они «с высокой добавленной стоимостью». Зато появилась дикая задолженность по зарплате рабочим, служащим и представителям иных категорий промышленно-производственного персонала. Как это в цифрах? Точно не скажу, но примерно половина годовой зарплаты российского футболиста Смолова. Порадуемся за известного бомбардира - он живёт не от зарплаты до зарплаты, он живёт при капитализме, а при капитализме так.
Имеются долги по зарплате, есть долги перед банками-кредиторами, перед разными внебюджетными организациями и, наконец, и перед их величествами бюджетами: федеральным, областным, районным. Кстати, я помню те времена, когда завод «Красные Баррикады» по взносам в бюджет региона был вторым после астраханского «Газпрома» - сам об этом писал и никто меня не поправил. Это потом у нас появился «ЛУКОЙЛ», развернулись другие судостроительные производства.
Кто поможет заводу «Красные Баррикады»? Пофантазируем малую толику. Говорят, есть только один выход: процедура банкротства. Она идёт. Но это дело очень долгое. Один конкурсный управляющий был - исчез, появился другой… А время идёт… А как, самое главное, быть с зарплатой? Говорят, что надо продать «непрофильные активы» и из выручки расплатиться с работниками, однако, какие эти «активы» конкретно - не объясняют. Вроде бы имеются в собственности завода некие «элитные» квартиры. Об этом писали областные СМИ. Но писали относительно давно, а квартиры до сих пор не проданы… Уж не мифические ли они?
Раньше говорили, что пролетариату нечего терять, кроме своих цепей. К настоящему времени социально-классовая структура сильно изменилась, тогда не знали ипотеки, а потому сейчас и говорят по-другому, что, мол, нечего терять, кроме своих долгов. Остроумно, но от этого долги не сгинут бесследно. Остаётся ждать.
А чего ждать-то? В конце марта оставшихся на предприятии работников, согласно действующему законодательству и в рамках процедуры банкротства, необходимо уволить. Локаут-с. Массовое увольнение. И числить стоящими на учёте в службе занятости района. Есть ли сила, способная остановить процесс, который законодательно пошёл? На этот вопрос очень многие хотели бы получить ответ, а ответа нет.
Нужна национализация! Через сто лет!
Кому продать завод, чтобы новый покупатель-инвестор взял на себя чужие долги и расплатился с работниками? Покупатели, которые интересуются, появляются. Но увидев, какие у производства задолженности, интерес теряют. Всё говорили, что завод должен перейти в некий консорциум в числе АО «Калашников» и ОСК – Объединённая судостроительная корпорация. Теперь ищут способ, как это осуществить, не нарушая существующего законодательства. А время идёт. А время - деньги. Иногда время и дороже денег.
Государство может помочь? А на каком законном основании? Государство не обязано помогать частникам-акционерам, которые сами довели собственное предприятие до такого состояния. Иначе это может быть названо «нецелевое использование средств». За это статья.
Однако, подключение к заводским проблемам ОСК - госкорпорации и концерна «Калашников», тоже госкорпорация, о чём я сказал выше, это не что иное, как…своеобразная национализация. Этот процесс можно только приветствовать. Не получилось у «местных» стать полноценными капиталистами, не получилось стать «эффективными менеджерами». Акул капитализма из них не вышло, а вот крысы крысятничающие они и есть! Долой капитализм на отдельно взятом предприятии - наглотались уже! Даёшь капитализму карачун, взять его за цугундер! Сто лет назад тоже была национализация и завод поэтому просуществовал 100 лет. Будет национализация сейчас - просуществует ещё 100 лет.
Спросить бы с акционеров, тем более, что чуть ли не все акционеры - заводские руководители? И спросить, откуда у них дорогостоящая недвижимость…. И не менее дорогостоящая «движимость», но кто спросит? Вот бы отобрать и поделить, что нажито «непосильным трудом». И раздать в виде зарплаты особо нуждающимся… Например, в областной администрации считают, что районному прокурору пора бы половину пересажать! Что это за «половина» такая? А-а, знают, не говорят!
Между тем, менеджмент, как мы упоминали выше, по большей части разбежался… Кто первый бежит с тонущего корабля, мы знаем. А вот генеральный директор с 1987 года А. Ильичёв никуда со своего «корабля» не бежал…