Врио губернатора Астраханской области (АО) Сергей Морозов 16 ноября на совещании с руководителями госмедучреждений объявил о решении сделать 2019 г. Годом здоровья.
Что изменится от того, что региональному правительству дано поручение «разработать перечень мероприятий по повышению качества здравоохранения? Здоровье – это не только и даже не столько лечение, сколько здоровый образ жизни и профилактика. Можно ли вести здоровый образ жизни, если пьёшь техническую воду, если на полноценное питание у большинства жителей нищей АО средств не хватает, если отопление в квартирах появляется в середине зимы. О решении этих проблем, даже о том, что на это выделены средства, мы слышим не один год. В какой степени они будут решены в 2019 г.?
В СССР за профосмотр с руководителей строго спрашивали. Он проводился регулярно и тщательно. Здоровый трудовой коллектив – стабильно работающее предприятие.
Что сегодня? Частник – работодатель озабочен выколачиванием прибыли сейчас (что завтра будет, неизвестно: конкуренты на пятки наступают, да и родное государство, гляди, придумывает такой налог – обанкротишься). Он крайне не заинтересован отвлекать средства на «непрофильные» расходы: оплату работы медкомиссий, проводящих медосмотр, оплату больничных. Если профосмотр и проводится, то теми, кто берёт минимальную цену и отвлекает работников на минимальное время – не профосмотр, а его профанация.
Лидируют по профзаболеваниям водители. Некоторые теряют сознание, а то и умирают прямо за рулём. Что изменит год здоровья в этом плане?
Кадры решают всё. Господин Морозов сетует: «Молодым специалистам, едущим на село, вручаем два ключа (от ФАПа и от новой квартиры) и ещё миллион на обзаведение. А вот не приживается молодёжь».
И не приживётся, пока сёла будут умирающими поселениями, где нет ни одной производственной единицы, нет ни почты, ни банка, сюда не ходит общественный транспорт, часто не работает паром. Селяне – старики и старушки – люди добрые, отзывчивые, словоохотливые, да ведь и с ровесниками общаться хочется. Только где они? Где-то в нашей огромной стране в качестве вахтовиков. Многие там и оседают. И никакие миллионы юную фельдшерицу или докторицу в таком селе не удержат. Ей замуж хочется, своих детей лечить – воспитывать не в последнюю очередь.
Можно решить эту проблему в 2019 г.? О необходимости её решения президент говорил неоднократно: «Жизнь должна быть сопоставима с городской и по доступности медпомощи, и по образованию, и по качеству инфраструктуры». Но от этих слов десятки лет в лучшую сторону ничего не меняется. Никакой «комплекс мероприятий» не поможет, кроме подъёма производства на селе. А этого пока не видно. А жаль. Может быть, тогда не понадобились бы миллионы из госбюджета на строительство и содержание сельских медучреждений.
Помнится, колхозы и совхозы не жалели на них средств. Горожане завидовали бахтемирцам. Колхоз «Большевик» на свои средства построил и содержал больницу, оснащённую по самым передовым требованиям того времени, даже с водолечебницей.
Подобных примеров было немало. Промышленные предприятия не отставали. При многих были не только поликлиники, но и профилактории. Например, профилакторий при заводе им. III Интернационала бесплатно оздоравливал своих работников и за очень умеренную плату всех желающих. Сама после работы ездила туда в бассейн. Автобусы ходили до 24 часов – стоимость проезда 5 коп.
К слову, завод построил и содержал прекрасный Дом культуры и стадион. Здесь работали десятки кружков, секций, студий, где бесплатно занимались сотни юношей и девушек. Сейчас ничего этого нет, а Трусовский район г. Астрахани по выращиванию наркосодержащих растений занимает первое место.
«На особом контроле повышение заработной платы, - говорит исполняющий обязанности губернатора. - Такую задачу поставил президент».
Умеет ставить задачи Путин. Если бы они ещё и решались. Где уж там реальное повышение оплаты труда! Наведите элементарный порядок! В РФ, как ни в какой другой стране, вопреки элементарному праву и даже логике, за равный труд госслужащим – учителям и медикам начисляют разную оплату в зависимости от того, в каком регионе трудятся. Медсестра в Астрахани получает в пять раз меньше, чем в Москве. И это одобрено президентом: «Довести оплату труда в образовании и медицине до уровня, превышающего… среднюю по региону». А средние по регионам бывают разные.
В 2019 году планируется направить «на обеспечение деятельности больниц», поликлиник, ФАПов и амбулаторий 500 млн. рублей дополнительно.
Подсчитаем, сколько «съедят» инфляция, повышенный НДС, увеличившиеся расходы на оплату коммунальных услуг и проч., и проч. В результате окажется, что здравоохранение получит не более того, что получало до сих пор. Многое планируется сделать не в 2019, а к 2024 г. Ну, это мы проходили неоднократно: или ишак сдохнет, или…
Не решив вопросов общих, не решить вопросы частные. Очень бы не хотелось, чтобы Год здоровья превратился в спектакли одноразовой помощи:
- Я принял решение дополнительно выделить из областного бюджета 260 миллионов рублей. Ставлю задачу: в течение трёх ближайших лет завершить капитальный ремонт больницы (областной инфекционной). Начинайте взаимодействовать с областным минстроем.
- Пришлите в Знаменск специалистов. Капремонт здесь должен быть сделан в 2019 г. Это станет одним из главных мероприятий в ЗАТО Знаменск в Год здоровья.
А что в Год здоровья будет в селе Капустин Яр? Там лучше медобслуживание, чем в ЗАТО?
Российские медики, по крайней мере последние 200 лет, поражали и поражают мир своими гуманизмом, ответственностью, профессионализмом, самоотверженностью. Во время природных и техногенных катастроф, при ликвидации эпидемий самых опасных болезней, на полях сражений они до конца выполняли свой долг. А вот сегодня многие уходят из государственной медицины в частную. И далеко не все за длинным рублём.
- Не могла больше, - сказала мне знакомая, очень опытный терапевт. – На приём больного пятнадцать минут. Как минимум семь из них уходит на заполнение бумаги. За восемь минут – выслушать больного, вчитаться в результаты предоставленных анализов, определить диагноз, назначить лечение. Разве это работа?! В частной клинике могу заниматься больным столько, сколько мне требуется.
Я этого доктора понимаю. Но понимаю и возмущение одной пожилой бывшей колхозницы:
- Нет у нас теперь ни амбулатории, ни ФАПа, есть медицинское подворье, что ли. Раньше к бабкам ходили боль заговаривать, выходит, к тому и вернулись.
Будут ли реальные изменения к лучшему в здравоохранении Астраханской области в 2019 году? Поделитесь своими впечатлениями, читатели.