Я не согласен с мнением читателя «Астраханской правды» Р. Зельбухарова о статье А. Токарева «Мой Союз Советских» («АП», № 52, 2008 г.). Читатель Р. Зельбухаров в своей статье «В ночь под Новый год» («АП», № 5, 2009 г.) выражает свое недовольство тем, что А. Токарев в своей статье не сказал прямым текстом коротко и просто, что 30 декабря 1922 г. Первый съезд Советов провозгласил образование первого в мире социалистического государства – Союза ССР и о великих достижениях нашего государства в дальнейшем. В качестве образца статьи на эту тему Р. Зельбухаров предложил два последних абзаца своей статьи, назвав это своим «личным видением оценки дня создания союзного государства». На мой взгляд, в этих образцовых абазцах нет никакого «личного видения», а есть только общие дежурные фразы стандартного канцелярского стиля, констатирующие общеизвестные исторические факты, но не говорящие ничего нового ни уму, ни сердцу читателя.
Критическая же часть статьи состоит из комментариев-возражений по поводу 2-3 фраз в статье А. Токарева. Р. Зельбухаров возражает против его утверждения о том, что СССР создавался «мечтателями», которые свято верили в правоту своего дела. Одухотворенные этой верой, они отдавали свои жизни за свою страну и народ. Они были непримиримы к врагам. «Жестокие и наивные мечтатели не жалели ни себя, ни других». На это следует саркастический риторический вопрос Р. Зельбухарова: «Вот ведь как?! А где народ, где революционеры?» Так ведь это, уважаемый Р. Зельбухаров., именно о них и сказано! Как же этого не понять?! Токарев называет это «новой красной религиозной философией» и развивает широкую яркую метафору: новая вера, новые верующие, новые герои – святые и великомученики, новый мессия – Ленин. «Россия – единственная страна, где сухие марксистские догмы были наполнены большевиками новым мессианским содержанием». Р. Зельбухаров ничего этого не разглядел, не расслышал, не понял почему-то и спрашивает: «Куда спрятали диалектический материализм? Какая еще новая философия, да еще и религиозная?!» Вопрошающего делается жалко. Но ярче и глубже, чем это сделал А.Токарев, сказать трудно. Может быть, цитаты из Маяковского помогут Р. Зельбухарову лучше понять, что такое революционная философия одержимых новой святой верой мечтателей и борцов за новый мир:
Мы диалектику учили не по Гегелю.
Бряцанием боев она врывалась в стих,
Когда под пулями от нас буржуи бегали,
Как мы когда-то бегали от них.
О самих этих страстных революционных философах и борцах за идею Маяковский написал ярче, чем А. Токарев. Сравните. У А. Токарева: «Руки этих мечтателей, лишенные белых перчаток, бывали измазаны кровью. На их телах видны ссадины и ушибы. Лица перепачканы сажей». У Маяковского:
Пятиконечные звезды выжигали на наших телах панские воеводы.
Живьем, по голову в землю закапывали нас банды Мамонтова.
В паровозных топках сжигали нас японцы,
Рот заливали свинцом и оловом.
- Отрекитесь! – ревели, но из Горящих глоток лишь три слова:
- Да здравствует коммунизм!
Конечно, это звучит мощнее, чем у А. Токарева, но это же Маяковский! Так вот именно это имел ввиду А. Токарев в вышеупомянутой газетной статье. Что касается ее литературной формы в целом, нельзя не признать ее высокого художественного уровня. Голос, мысли и чувства автора, несомненно, доходят и до ума, и до сердца читателя. Избранная автором художественная форма «потока сознания» дает ему возможность через яркие детали, запечатлевшиеся в памяти и в сердце, погрузить читателя в воспоминания прошлого, и перед нами вновь предстает целый мир образов, ассоциаций, событий, радостей и горестей, гордости и стыда, ностальгической тоски по прошлому в той, прежней жизни, в другом мире – при социализме. Но это не просто сон. Это поток мыслей и чувств, в котором чередуются мягкий лиризм и пафос человека, истинно верующего в светлую мечту человечества о рае на земле, чистые эмоции и оценочные суждения, лирические отступления и напряжение мысли, логический анализ. Это как неровный пульс взволнованного сердца и импульсы-толчки при рождении мысли.
Мудрые, взвешенные выводы автора в конце статьи отражают мировоззрение истинного патриота и коммуниста. И при этом еще и талантливого художника слова. Уважаемый Р. Зельбухаров, очень советую Вам почитать и другие статьи А. Токарева, и Вы сами убедитесь в этом и, уверен, согласитесь со мной.
В. Филиппов