«Кадры решают все», - говорил И.В. Сталин. Кадры создают систему, а система порождает кадры. В современной России все чаще поднимается вопрос о нехватке кадров. Их не хватает везде: в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте. В Астрахани бьют тревогу строители и судоремонтники. А откуда же, например, взяться судоремонтникам?
Хотелось бы напомнить, что в нашем городе было мореходное училище ММФ СССР, которое готовило специалистов многих профилей, в т.ч. и техников-механиков по ремонту судов. Между прочим, судоремонтное отделение было только в Астрахани. Специалистов готовили прежде всего для астраханских предприятий ММФ, но были заявки на них и из всех концов Союза. Спрос на наших выпускников был высок, из года в год увеличивалось число принимаемых на судоремонтное отделение. Для прохождения практики заключались договоры не только с астраханскими заводами, но и с Одесским, Новочеркасским, Рижским, Туапсинским, Канонерским (Ленинград). Затем пошли дальше. Заключали договоры с заводами и принимали на учебу их направленцев, которые после учебы возвращались на родные заводы.
Училище имело хороших преподавателей, мастеров и лаборантов. Материально-техническая база позволяла проводить качественное обучение. В слесарном, токарном, сварочном цехах, кузне для каждого курсанта были индивидуальные рабочие места со всеми необходимыми инструментами, приборами, приспособлениями. В училище поступали новейшие станки. На старших курсах, проходя производственную практику, ребята приобретали прочные навыки будущих специалистов. Об этом говорит тот факт, что многие выпускники нашего училища становились бригадирами, мастерами, технологами, начальниками цехов, главными инженерами, директорами заводов, ведущими специалистами в портах и пароходствах, работали на многих других ответственных постах. Отрицательных отзывов о наших специалистах не было.
Выпускники распределялись на работу дважды: первый раз предварительно перед последним курсом, а окончательно государственной комиссией перед защитой дипломного проекта. В состав комиссии входили представители заводов, где курсанты проходили практику и куда планировались на работу. Все учились на бюджетной основе. Связь училища с заводами была деловой. Совместно заботились о прочных знаниях и навыках будущего работника, о его воспитании. После обучения специалист обязан был отработать по направлению 5 лет. Но и завод должен был выполнить свои обязательства перед ним: предоставить место работы строго по специальности, гарантировать должность и оклад, предоставить жилье.
Училище имело информацию о всех прибывавших на работу, периодически запрашивало данные о своих выпускниках. Система подготовки кадров была планируемой, управляемой, открытой. Она была настолько отлаженной, что восхищала иностранцев из самых передовых государств. Чем быстрее вернемся к этой системе, тем лучше будет для всех: для предприятий, для будущих специалистов.
В.Д. Усов,
заслуженный работник транспорта