1944год. Март. За окном дома в Василь­сурске, куда приехал после лечения в госпи­тале фронтовик Константин Михайлович Ве­дерников, еще сыпал белый, пушистый снег. Но дыхание весны уже ощущалось. Лед стал менять свой цвет с белого на серый. В ес­на в пути. И потянула Волга к себе речника первого советского поколения (во флотские люди его, 14-летнего паренька, вывел в годы гражданской войны экипаж судна «Това­рищ»), бывшего 3-го помощника механика, председателя судового профкома, комму­ниста.

Однако костыли не позволяли поднять­ся на палубу судна. Начал он тренировать раненую непослушную ногу. Шло время. И вот наступил момент, когда костыли были отправлены «в запас». Он стал передвигать­ся с помощью клюшки, после чего добился в медицинской комиссии пересмотра группы инвалидности со второй на третью.

Это позволило просить руководство Верхневолжского речного пароходства, воз­главляемого в т о в ремя А .Н. В ахтуровым, работы на пароходах. Начальник пароход­ства предложил Константину Михайловичу переехать из Васильсурска в затон имени Молотова, где для его семьи выделили не­большую комнату и пообещали должность помощника механика.

Апрель. Расплескалась весна по аквато­рии затона, вскрывшегося от зимнего льда. Потянуло специфическим запахом смолы, мазута, зашипели первые султаны пара, вырвавшегося из преисподней машинных отделений пароходов, в которых заревели топки паровых котлов. Потянулись от цехов к судам цепочки работников плавсостава, готовых приступить к подъему паров, про­ведению покрасочных работ, к очистке и по­крытию лаком панелей, дверей, изготовлен­ных из мореного дуба, граба, ореха и других ценных пород древесины.

Еще шла война. Не хватало квалифициро­ванных кадров плавсостава. Дорог был каж­дый работник. 12 апреля 1944г. с трепетом в душе, опираясь на клюшку, прихрамывая (раненая нога стала на 7 сантиметров коро­че) поднялся на главную палубу парохода «Первое мая» недавний фронтовик.

Душа пела! Я снова на судне. Я снова на Волге, я снова работаю, я снова нужен лю­дям, я смогу поддержать свою семью!

Началась нормальная пароходная жизнь. Трудно сказать, сумел бы Константин Михайлович вернуться в строй волгарей, если бы не жена Мария Сергеевна.

Она родилась в крестьянской семье в старинном селе Капустин Яр (родина со­ветской космонавтики). С детства впитала в себя трудолюбие, чистоплотность, береж­ливость, чувство ответственности за семью. Сколько их, российских женщин , как и Мария Сергеевна красавиц, терпя в воен­ные годы голод и холод, хранили верность своими мужьям, самоотверженно труди­лись, растили и воспитывали детей, своим терпением, добротой, умением понять и простить невольную раздражительность израненных, порой контуженых своих су­женых помогли им вернуться к полноцен­ной мирной жизни!

С началом навигации Марии Сергеев­не была предложена работа проводником первого класса на том же пароходе «Первое мая». С этой работой она отлично справля­лась.

Пароход «Первое мая» - один из передо­вых судов в Верхневолжском речном паро­ходстве под командованием капитана Дру­жинина Александра Васильевича бороздил волжские воды от города Горького до Астра­хани, перевозя пассажиров, почту, различ­ные грузы. Судно было построено в Нижнем Новгороде на заводе «Сормово» в 1904году, паровая машина тройного расширения мощ­ностью 460 лошадиных сил позволяла разви­вать скорость до 18 километров в час, неся на своем борту до 370 человек и 100 тонн гру­зов. Паровой котел с поверхностью нагрева 180 квадратных метров, машина высотой три метра, пародинамо, десятки насосов и меха­низмов и километры трубопроводов. Такое количество техники навалилось на вновь прибывшего на судно помощника механика. Но русский человек - человек выносливый и самоотверженный. Ковыляя по трапам ма­шинного отделения с клюшкой в одной руке и с инструментами в другой, уверенно, со знанием своего дела обеспечивал от вахты к вахте бесперебойную работу судовой тех­ники. Мария Сергеевна несла свою вахту. Обеспечивала чистоту и порядок в каютах пассажиров. Добросовестно и качественно выполняла все указания боцмана Королева Григория Ивановича. Ватага ребятишек - де­тей работников экипажа - была занята свои­ми, крайне необходимыми делами. Играми и посильной помощью своим родителям, ра­ботающим в машинной и палубной команде.

Так пролетела навигация 1944 года. Дни становились все короче, ночи все темнее и длиннее, волжская вода приняла свинцовый оттенок и стала как бы тяжелее. Наступила осень. Издав традиционный прощальный гудок, пароход «Первое мая», или как его ла­сково называли члены экипажа «Маек», за­шел в затон имени Молотова, ошвартовался у причальной стенки, стравил пар и замер в ожидании ремонта и подготовки к новой навигации 1945 года.

Работа в машинном отделении во вре­мя навигации отрицательно сказалась на состоянии раненой и не вполне еще окреп­шей ноги. Во время навигации боль в ноге как-то забывалась. Тепло летнего солнышка, шелест волн за бортом, монотонная музыка пошлепывания плиц гребных колес о воду успокаивали Константина Михайловича. Все это давало возможность отдохнуть, набрать­ся сил, подготовиться к очередной вахте по обслуживанию сложной судовой техники.

К осени боль в раненой ноге резко обо­стрилась и после постановки парохода в за­тон на зимний отстой ему пришлось вновь лечь в госпиталь.

Г.К. ВЕДЕРНИКОВ