1944год. Март. За окном дома в Васильсурске, куда приехал после лечения в госпитале фронтовик Константин Михайлович Ведерников, еще сыпал белый, пушистый снег. Но дыхание весны уже ощущалось. Лед стал менять свой цвет с белого на серый. В есна в пути. И потянула Волга к себе речника первого советского поколения (во флотские люди его, 14-летнего паренька, вывел в годы гражданской войны экипаж судна «Товарищ»), бывшего 3-го помощника механика, председателя судового профкома, коммуниста.
Однако костыли не позволяли подняться на палубу судна. Начал он тренировать раненую непослушную ногу. Шло время. И вот наступил момент, когда костыли были отправлены «в запас». Он стал передвигаться с помощью клюшки, после чего добился в медицинской комиссии пересмотра группы инвалидности со второй на третью.
Это позволило просить руководство Верхневолжского речного пароходства, возглавляемого в т о в ремя А .Н. В ахтуровым, работы на пароходах. Начальник пароходства предложил Константину Михайловичу переехать из Васильсурска в затон имени Молотова, где для его семьи выделили небольшую комнату и пообещали должность помощника механика.
Апрель. Расплескалась весна по акватории затона, вскрывшегося от зимнего льда. Потянуло специфическим запахом смолы, мазута, зашипели первые султаны пара, вырвавшегося из преисподней машинных отделений пароходов, в которых заревели топки паровых котлов. Потянулись от цехов к судам цепочки работников плавсостава, готовых приступить к подъему паров, проведению покрасочных работ, к очистке и покрытию лаком панелей, дверей, изготовленных из мореного дуба, граба, ореха и других ценных пород древесины.
Еще шла война. Не хватало квалифицированных кадров плавсостава. Дорог был каждый работник. 12 апреля 1944г. с трепетом в душе, опираясь на клюшку, прихрамывая (раненая нога стала на 7 сантиметров короче) поднялся на главную палубу парохода «Первое мая» недавний фронтовик.
Душа пела! Я снова на судне. Я снова на Волге, я снова работаю, я снова нужен людям, я смогу поддержать свою семью!
Началась нормальная пароходная жизнь. Трудно сказать, сумел бы Константин Михайлович вернуться в строй волгарей, если бы не жена Мария Сергеевна.
Она родилась в крестьянской семье в старинном селе Капустин Яр (родина советской космонавтики). С детства впитала в себя трудолюбие, чистоплотность, бережливость, чувство ответственности за семью. Сколько их, российских женщин , как и Мария Сергеевна красавиц, терпя в военные годы голод и холод, хранили верность своими мужьям, самоотверженно трудились, растили и воспитывали детей, своим терпением, добротой, умением понять и простить невольную раздражительность израненных, порой контуженых своих суженых помогли им вернуться к полноценной мирной жизни!
С началом навигации Марии Сергеевне была предложена работа проводником первого класса на том же пароходе «Первое мая». С этой работой она отлично справлялась.
Пароход «Первое мая» - один из передовых судов в Верхневолжском речном пароходстве под командованием капитана Дружинина Александра Васильевича бороздил волжские воды от города Горького до Астрахани, перевозя пассажиров, почту, различные грузы. Судно было построено в Нижнем Новгороде на заводе «Сормово» в 1904году, паровая машина тройного расширения мощностью 460 лошадиных сил позволяла развивать скорость до 18 километров в час, неся на своем борту до 370 человек и 100 тонн грузов. Паровой котел с поверхностью нагрева 180 квадратных метров, машина высотой три метра, пародинамо, десятки насосов и механизмов и километры трубопроводов. Такое количество техники навалилось на вновь прибывшего на судно помощника механика. Но русский человек - человек выносливый и самоотверженный. Ковыляя по трапам машинного отделения с клюшкой в одной руке и с инструментами в другой, уверенно, со знанием своего дела обеспечивал от вахты к вахте бесперебойную работу судовой техники. Мария Сергеевна несла свою вахту. Обеспечивала чистоту и порядок в каютах пассажиров. Добросовестно и качественно выполняла все указания боцмана Королева Григория Ивановича. Ватага ребятишек - детей работников экипажа - была занята своими, крайне необходимыми делами. Играми и посильной помощью своим родителям, работающим в машинной и палубной команде.
Так пролетела навигация 1944 года. Дни становились все короче, ночи все темнее и длиннее, волжская вода приняла свинцовый оттенок и стала как бы тяжелее. Наступила осень. Издав традиционный прощальный гудок, пароход «Первое мая», или как его ласково называли члены экипажа «Маек», зашел в затон имени Молотова, ошвартовался у причальной стенки, стравил пар и замер в ожидании ремонта и подготовки к новой навигации 1945 года.
Работа в машинном отделении во время навигации отрицательно сказалась на состоянии раненой и не вполне еще окрепшей ноги. Во время навигации боль в ноге как-то забывалась. Тепло летнего солнышка, шелест волн за бортом, монотонная музыка пошлепывания плиц гребных колес о воду успокаивали Константина Михайловича. Все это давало возможность отдохнуть, набраться сил, подготовиться к очередной вахте по обслуживанию сложной судовой техники.
К осени боль в раненой ноге резко обострилась и после постановки парохода в затон на зимний отстой ему пришлось вновь лечь в госпиталь.
Г.К. ВЕДЕРНИКОВ