«Умом Россию не понять, в Россию можно только верить!» - примерно так изрёк в своём стихотворении именитый русский поэт 19 века. Позволю себе не согласиться с этим, ставшим крылатым, выражением поэта, ведь есть мнение и другого, не менее знаменитого поэта того времени: «Прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ и Вы, мундиры голубые, и Ты, послушный им народ». Есть и у поэта С. Есенина: «Полевая Россия, довольно волочиться сохой по полям, нищету твою видеть больно и берёзам и тополям». Возникает вопрос: почему в огромной стране, богатой природными ресурсами, традиционно полунищее население? Думается, ответ очень прост – оно нищее прежде всего своим духом.
Триста лет татаро-монгольского ига; крепостное право, по сути рабство; всегда и поныне поощряемое властями холуйство и угодничество – всё это не могло не наложить на психологию людей отпечаток рабства, передающийся из поколения в поколение в течение сотен лет. В коммунистической идеологии было заложено понимание этого: первыми словами учившихся писать крестьян во времена ликбеза были: «Мы не рабы – рабы не мы!» А по уставу КПСС у коммунистов не должно было быть никаких привилегий, кроме обязанности быть примером честности, принципиальности и порядочности во всём. Увы! Поэт и бард советского времени В. Высоцкий, именем которого спекулирует нынешняя власть, пел в своей песне:
Средь суеты и кутерьмы, ах, как давно мы не прямы.
То гнёмся бить поклоны впрок, а то завязывать шнурок.
Коммунисты, надо полагать, были лишь при Ленине и Сталине, потому и экономика двигалась удивительными для всего мира темпами. Вот так работает народ, поверивший в возможность построения светлого будущего! В нашем районе, да наверное во всей области, единственным коммунистом был член Союза Писателей СССР, почётный гражданин села Енотаевка Борис Иванович Жилин, но и он ушёл из жизни, оплёванный за свою принципиальность высокопоставленными и пониже «товарищами» по партии. Те, кто жил в советское время, глядя на жизнь дальше своих личных интересов, должны помнить, как подобных людей вытесняли из КПСС, заполняя её серыми, беспринципными людьми, как проворовавшихся чиновников пересаживали из одного руководящего кресла в другое. Когда-то эти людишки, вступая в КПСС, клялись быть верными и полезными делу построения справедливого и гуманного общества в нашей стране, ныне, занимая должности в буржуазном государстве, не забывают время от времени поплёвывать в социалистическое прошлое.
Отчётливей всего отпечаток рабства, «дарованный» нам предыдущими поколениями, проявляется у тех, кто стремится наверх и плавает по поверхности жизни.
Достаточно вспомнить съезды КПСС, где не было ни одного острого, принципиального выступления, были лишь аплодисменты и овации, можно вспомнить и о том, как «лучшие люди» страны в Госдуме голосовали за импичмент президенту страны Ельцину, утратившему народное доверие. Некоторые депутаты, чтобы скрыть трусость перед своими избирателями, просто-напросто испортили бюллетени для голосования. Наши тогдашние «лучшие люди» области Гужвин и Анисимов поспешили заявить о своём верноподданичестве разрушителю страны. Такие «двойки» были от каждого региона, и после этого они ещё что-то говорили о преданности своим избирателям, о борьбе с бедностью. Довелось мне с 1978 по 1983 год поработать в колхозе, как по иронии именуемом «Строитель коммунизма». Я проклял себя за то, что уехал от городского шума и суеты, за свой патриотизм, за то, что обрёк семью на серую унизительную жизнь. Все эти годы были цепью конфликтов и поисков справедливости. Глава колхоза, чванливый, умеющий «расстилаться ковром» перед вышестоящим начальством, очень любил, чтобы и подчинённые не стеснялись перед ним расстилаться. Во мне он сразу увидел опасность для своего благополучия. Колхозная касса была для него как собственный кошелёк, куда он время от времени запускал руку, чтобы гульнуть или «подмазать» кого-нибудь из начальства. Затраты пытался компенсировать урезанием и без того низкой зарплаты колхозоников, и никто не мог ему и слова сказать, несмотря на массу возможностей: правление колхоза, партийная организация, народный контроль, всякого рода собрания, где любой колхозник мог излить свою душу, благо к этому даже призывали сидящие в президиуме.
Колхоз при этом руководителе к 1986 году задолжал государству 12 млн. рублей – деньги в то время астрономического размера.
Начавшаяся перестройка подтвердила казавшуюся нелепой мысль о типичности происходящего по всей стране, а не только в колхозах. Но перестройку, а затем и реформы затеяли люди с такой же отметиной рабов в психологии, поэтому всё пошло вкривь и вкось и оказалось с ног на голову поставленным. Им, охаивающим коммунистическое прошлое, можно уверенно сказать – нечего пенять на зеркало, если у самих рожа крива».
Президент РФ Медведев в одном из своих выступлений по телевидению признал, что масштаб коррупции в стране достиг размера, угрожающего существованию государства, что возникла необходимость принятия экстренных мер, и как всегда заговорил о создании каких-то служб, общественных палат, где будут подвизаться такие, как Сванидзе, комитетов по контролю. Если у людей, представляющих власть, в крови предавать дело, которому служишь, то и способ борьбы с этим должен быть нестандартным. Предложение таково: взамен крайне неэффективно действующих ОБЭП необходимо создать службы с названием, скажем так: «Отдел милиции по принуждению чиновников к добросовестному исполнению своих служебных обязанностей», по простонародному это будет звучать коротко: «отдел милиции по порке чиновников» (ОПЧ), который рассматривал бы жалобы граждан и в соответствии с тяжестью и циничностью содеянного назначал количество плетей и публично бы исполнял наказание. Уверен: насколько ныне власть привлекательна для бесчестных людей, настолько она при таком виде наказания будет для них отталкивающей. Подобный вопрос с предложением был направлен Путину В.В. при его последнем президентском общении по телевидению с гражданами РФ, но ему предпочтительней вопрос о том, какой масти у него собака.
И, наконец, в подтверждение своего мнения о духовной нищете нашего народа, считаю нужным ознакомить читателя газеты с некоторыми доводами.
Мог ли граждански активный народ устраниться от управления государством, хотя бы через собрания и сходы, отдав это дело только бюрократам и формалистам, мог ли неравнодушный народ допустить, чтобы партия, основанная Лениным и поистине народная когда-то, засорилась и загадилась карьеристами, жульём, подхалимами и угодниками?
Мог ли уважающий себя народ позволить, чтобы его безнаказанно одурачили референдумом Ельцин и его команда, результатом которого стало предательство дела, за которое проливали кровь и терпели лишения наши деды и прадеды? Ответ один – нет. А наш народ смог.
В. Стародубов ,
с. Енотаевка