Проблемы озера Баскунчак и продукция предприятия «Руссоль» стали темой серьезного разговора с участием депутатов регионального и муниципального уровней. Речь идет об озере Баскунчак, но не как местной достопримечательности и аналога Мёртвого моря, а главного поставщика на российский рынок соли, считавшейся лучшей в мире. Так вот, первое упоминание об озере Баскунчак можно найти в 1627 году в «Книге Большому чертежу», дающей представление о месте, «где ломают соль чистую, как лёд». Звучит это сегодня, как укор, некое назидание потомкам, допустившим пренебрежение к законам природы и рискующим нарушить экологический баланс озера.
О проблемах «общероссийской солонки» первыми начали сигнализировать жители самого поселка Нижний Баскунчак, обратив внимание на изменившийся цвет минерального сырья, складированного вблизи фабрики, и уже далеко не белую, а покрытую коричневым налетом гладь самого озера. Свои упреки к продукции предприятия высказывают хозяйки, недоумевая, почему теперь, покупая пачку соли, они вынуждены её промывать от примеси.
После многочисленных обращений депутат Думы Астраханской области Алексей Фурик (фракция «КПРФ») предложил активу поселка и районным депутатам с участием представителя предприятия обсудить проблему на месте, чтобы дать объективную оценку происходящим на озере процессам. Буквально за несколько дней до этого Алексей Фурик побывал на озере, побеседовал с людьми и смог убедиться в факторах, указывающих на неблагоприятную экологическую ситуацию.
Совещание прошло в кабинете главы поселка Нижний Баскунчак Ерлана Кушаналиева. К сожалению, главный инженер представительства ООО «Руссоль» и районный депутат Ахат Аксанов участвовать в нем не смог, сославшись на определенные причины. Разговор носил характер деловой дискуссии со свободным обменом мнениями и размышлениями о дальнейшей судьбе озера, которому, по мнению многих людей, живущих в поселке Нижний Баскунчак, грозит опасность.
Алексей Фурик, сославшись на свой опыт руководителя, долгое время взаимодействовавшего с прежним директором предприятия «Бассоль», проинформировал депутатов об экологических и технологических требованиях, предъявляемых прежде к локомотивам, работающим на предприятии. Наличие сооружений по очистке, накопителей, разного рода дренажных систем не допускало загрязнения озера и даже машинисты, работающие на тепловозах, подбирались из числа некурящих. То, что сегодня дорожное покрытие на озере засыпано щебенкой с песком и соль по нему доставляется карьерными тягачами с прицепом, возможно и относится к числу ноу-хау, но остается под большим вопросом, насколько нулевым является воздействие на окружающую среду производственных загрязнений в результате такой технологии.
Подъезжая сегодня к поселку, не трудно заметить, что вместо прежних белых бугров соли, возвышаются темно-коричневые.
«Я не специалист в этой части, - отметил депутат, - но у меня складывается впечатление, что через несколько лет эта соль едва ли может использоваться для пищевых нужд, а только как техническая».
Еще одна проблема, на которую обратил внимание областной депутат, касалась родниковой балки, места удивительного и хорошо знакомого туристам. Но главное, что воды родников постоянно подпитывают озеро Баскунчак. Хозяйственная деятельность предприятия уже привела к тому, что родники почти иссякли.
Точку зрения депутата Думы Астраханской области на неблагоприятную экологическую ситуацию, складывающуюся вокруг озера Баскунчак, вместе с председателем поселкового совета Самигуллой Гатауовым разделили депутаты Виктор Зайцев и Павел Харин. Каждый из них выразил сожаление, что ряд неблагоприятных факторов, отход от зарекомендовавших себя прежде технологий добычи соли и научного подхода в соблюдении природного баланса приносят вред озеру. Не способствует чистоте озера и возросший поток туристов, по некоторым подсчетам их количество в год превышает пятьдесят тысяч человек. Переоборудованные под «кабриолеты» УАЗы, разъезжающие по гладкой соляной поверхности, вся хаотично созданная инфраструктура отдыха и оставляемый неорганизованными посетителями мусор дополнительной нагрузкой ложатся на экологию уникального месторождения.
Своим мнением о том, как он понимает все происходящее, поделился депутат Совета МО «Город Ахтубинск» и директор Баскунчакского санатория Сергей Букин. Оно несколько отличалось от прозвучавших ранее и сводилось к аргументам, объясняющим преимущество современного тонкослойного процесса добычи соли. Не всё из сказанного коллегами, считает Сергей Букин, исходит из официальных источников, которыми едва ли кто-то из присутствующих располагает, и поэтому обвинения в адрес «Руссоли» не обоснованы. Более того, руководство предприятия всегда открыто к диалогу на различных уровнях.
Но качество важнейшего пищевого продукта, идущего на прилавки к потребителю, упало, и этот факт также неоспорим, - сошлись во мнении все участники совещания.
Разговор все больше затрагивал производственную сферу. Не стал отмалчиваться и глава поселка Нижний Баскунчак Ерлан Кушаналиев, объяснив, что прежняя, как ее сейчас называют, «варварская», технология глубокой добычи, была губительна для экологии уникального озера. Современный, «мексиканский», способ позволяет добывать соль более эффективно и восстанавливать поверхностный слой в более сжатые сроки. Обсуждение темы продолжила обширная дискуссия, в которой приняли участие депутаты Совета МО «Ахтубинский район» Владимир Якушев, Владимир Гилин и Сергей Новак. Проблем, согласились они, действительно предостаточно. Одной из них, уже затронутой Алексеем Фуриком, которая может перекрыть все остальные по своим последствиям, является то, что случилось с природным комплексом Родниковая балка. Место это давно было облюбовано туристами. Летом здесь красиво, а главное - сюда едут, чтобы оздоровиться лечебной грязью. К сожалению, все поменялось не в лучшую сторону. Отвечая на поставленный вопрос, заместитель директора ГБУ АО «Дирекция для обеспечения функционирования северных особо охраняемых природных территорий» Сергей Новак дал развернутое пояснение тому, что сегодня там происходит. В свое время предприятие «Руссоль» прокопало траншею от родников и вывело её к себе на фабрику, где для накопления воды использовало небольшой колодец. Эта вода, соленостью примерно 150 гр. на 1 л., предназначалась для промывки добытого минерального сырья. И пока родники функционировали, никто не собирался бить тревогу. Но в текущем году они исчезли совсем и вместе с ними пропал весь природный комплекс. Учитывая это, на месте ручейков был вырыт котлован, из которого воду откачивали на фабрику, опять-таки для промывки соли, и эта, уже грязная вода стекала обратно в озеро. Сергей Новак продемонстрировал аэрофотоснимки, на которых видны темные подтеки в озеро. Делать вывод о том, повлиял ли вырытый котлован на исчезновение родников, должны специалисты. Как и то, насколько технологично использовать загрязненную воду для очистки соли. Но есть еще один важный вопрос, на который нужно ответить. Пока существует только мнение спелеологов, хорошо знакомых с особенностями карстового рельефа окрестностей озера Баскунчак. Если котлован достаточно глубокий, то вся вода из водотоков пойдет туда, а если воду откачивают, то образуются подземные пустоты, которые, учитывая местный рельеф, могут обрушиться в любом месте. И никто не скажет, где это может быть, - в степи, вблизи поселка или самой солефабрики. Учитывая сложность и важность решения поднятых проблем, участники совещания пришли к мнению, что необходим диалог всех заинтересованных сторон с участием губернатора Астраханской области.