2000 лет назад благодаря Великому шелковому пути был создан мост между азиатскими и европейскими странами. В прошлом на Великом шелковом пути Астрахань была его ядром на территории России.
И сейчас, при создании Шелкового пути нового стиля, этот регион по сути играет ту же роль узловой станции в транзите по евроазиатскому континенту. В интервью с российскими чиновниками и простыми людьми наши корреспонденты ощутили их интерес к участию в масштабном проекте Экономического пояса Шелкового пути.
По мнению несведущих людей, Великий шелковый путь не имеет никакого отношения к России, поскольку она находится в северной части континента, но это не соответствует действительности. На самом деле, из-за кочевых племен, преграждавших пути караванам товаров, с раннего средневековья уже появился северный маршрут Великого шелкового пути через Дельту Волги и Кавказ.
Мы, журналисты газеты, прибыли в те места, где когда-то располагалась столица Золотой Орды - важный город на Шелковом пути – Сарай-Бату, чтобы чувствовать дух того времени. Сейчас на этом месте в Харабалинском районе это всего лишь историческая реконструкция, но мы смогли представить, каким роскошным был город, какая торговля в нем шла. Астрахань продолжила торговые традиции этого древнего города и тоже торгует с Китаем. В областном музее мы увидели китайские аксесуары, подтверждающие это.
В настоящее время экономическое сотрудничество между Китаем и Россией идет не менее активно, чем раньше. Астраханская область представляет собой своего рода аграрную базу Российской Федерации, астраханские овощи и фрукты продаются по всей стране. Сейчас наши соотечественники из Китая тоже инвестируют в ваш регион. В пригороде мы побывали на китайском предприятии, которое было создано в конце прошлого года и уже стало одним из ведущих в регионе. Первоначальный объем инвестиций – более 20 миллионов рублей - позволит производить 1000 тонн высококачественных огурцов и томатов. Сейчас около 100 местных крестьян работает на этом предприятии и вполне довольны своей зарплатой. Граждане Китая, создавшие это предприятие, и местные жители очень дружат.
Примечательная тенденция последнего времени - сотрудничество китайских и российских предприятий для предоставления услуг третьим странам. Так, ведущая астраханская верфь - судостроительный завод «Красные Баррикады» совместно с китайской компанией «Яньтай Симс Рафлз» (Yantai CIMC Raffles) в 2012 году по заказу Туркмении построил самоподъемную установку «Каспийский бурильщик», которая является первой подобной китайской платформой, сделанной за рубежом. Гендиректор «Красных Баррикад» Александр Ильичев в нашем интервью о работе с китайскими партнерами отметил, что «скорость товарных поставок и качество работ произвели большое впечатление».
Эти факты – лишь штрихи к общей картине динамичного развития экономического сотрудничества между нашими странами. Китай уже 4 года подряд является крупнейшим торговым партнером России. Учитывая финансовый кризис на мировой арене, это выдающийся результат работы. Цель, поставленная главами наших государств, – увеличить объем товарооборота до 200 миллиардов долларов в 2020 году, выглядит весьма реальной.
Российские политики тоже предложили хорошие советы для экономики. Первый секретарь Астраханского обкома КПРФ Александр Кочков в нашей беседе отметил, что стоит укреплять сотрудничество между Астраханской областью и Китаем в целях развития промышленного потенциала, привлекать китайские инвестиции в строительство новых заводов, развитие сельского хозяйства, а конечная цель - создание в регионе новых реальных рабочих мест.
Особую роль в укреплении добрых отношений между нашими народами играют культура и образование. Наиболее тесные связи сложились у Астрахани с китайской провинцией Хэнань. Министр образования и науки Астраханской области Виталий Гутман сказал нам, что преподавание китайского языка давно налажено в школах и в Астраханском государственном университете. Причем вузы Астрахани и Хэнань уже подписали соглашения, в которых предусмотрено содействие в подготовке преподавателей и студентов. Гутман надеется на расширение сотрудничества с китайскими коллегами, в том числе для подготовки кадров для «Экономического пояса Шелкового пути».
Располагаясь на пересечении евроазиатских транспортных путей, Россия играет важную роль в соединении двух третей населения Земли, а Астрахань, учитывая ее стратегическое положение на карте, является ключевым приграничным регионом России. На основе развитого сельского хозяйства и промышленности Астрахань обращает взор на сотрудничество не только с прикаспийскими государствами, но и с миром. Мы тоже уверены, что Астрахань внесет свой вклад в создание Экономического пояса Шелкового пути, и мы вправе считать этот российский город символом добрососедских отношений.