14 декабря Председатель ЦК КПРФ Г.А. Зюганов прокомментировал состоявшуюся в этот день большую пресс-конференцию Президента РФ В.В. Путина. Предлагаем вашему вниманию его выступление.
- Завершилась очередная, по-моему, 13-я по счету, большая пресс-конференция президента нашей страны. Я отложил все свои дела, прекрасно понимая значимость этого события.
Во-первых, она проходит на фоне тяжелого системного финансово-экономического кризиса, из которого Россия так и не вылезла. Поэтому важны точные и честные оценки, данные президентом, не только международной ситуации, но и положения внутри страны.
Во-вторых, у нас впереди маячат новые санкции, связанные с финансами, ибо Конгресс США ждет доклад спецслужб, которые должны ко 2 февраля раскопать все источники уворованных из России средств (а это почти 61 трлн рублей или более 1 трлн долларов). На мой взгляд, за этим могут последовать жесткие финансовые санкции, которые больно ударят по нашей, и без того обескровленной, экономике.
Было очень важно понять, как президент оценивает исполнение своих основных указов, принятых в мае 2012 года. Тогда было принято 11 указов, и президент дал обещания перед всеми отраслями, будь то экономика, социальная или военно-политическая сфера.
В целом, президент держался довольно уверенно. Но я бы разделил происходящее на две части. Что касается международной сферы, будь то Ближний Восток, отношения с Китаем или проблемы на Украине, то здесь даны полные, ясные и довольно четкие ответы с видением того, что следует делать завтра и послезавтра. Но если брать его оценку исполнения основных указов, то ответ меня не удовлетворил.
Я внимательно изучил те результаты, которые дал Росстат. В основном выполнены указы, которые связаны с безопасностью и обороной. Выполнено также несколько указов по социальным проблемам. Но если взять экономику, то все указы провалены полностью.
Президент в своих указах давал установку, чтобы инвестиции, без которых невозможно обновлять технику и развивать страну, достигли примерно 30% от валового производства. В нынешнем году они должны составить минимум 25%. Но фактически они сложились в пределах всего 10%. Инвестиции сокращаются, и ситуация на этом фоне только усугубляется.
Мне казалось, что, прежде всего, будут приняты меры по поддержке тех, кто попал в цейтнот, будь то дольщики или граждане, проживающие в ветхом и аварийном жилье. Да, президент возмущался, что обстановка плохая и здесь многое не решено, но я не услышал откровенных ответов. Ведь объем ветхого и аварийного жилья продолжает нарастать как ком, а решения проблемы нет.
Через два года после того, как были опубликованы указы, Голикова, подводя итоги, официально заявила, что в рамках того бюджета, который предлагает правительство Медведева, их выполнение невозможно. Я тогда полностью с этим согласился. Мы подготовили целый пакет законов по наполнению бюджета развития, доведению его с 15 трлн примерно до 25 трлн. Все наши предложения «Единая Россия» забаллотировала. Я их обсуждал с президентом и представлял на госсовете, тем не менее, реальных подвижек не было.
Можно было бы развивать производство и повышать производительность труда. Президент в своих указах правильно обозначил, что надо добиться создания 25 млн высокотехнологичных рабочих мест. Это прекрасная идея, но для ее реализации надо строить новые производства, осваивать новые станки, внедрять робототехнику, готовить талантливых специалистов. Необходимо также вернуть тех, кто убежал из страны (а сейчас почти 1,5 млн наших специалистов работают в чужих лабораториях и на чужих заводах). Тем не менее, ни одного решения принято не было. Наоборот, в прошлом году количество таких рабочих мест сократилось на 1,5 млн, не достигнув даже 16 млн. То есть с треском провален и этот показатель.
Производительность труда, действительно, нужно и можно было поднимать. Президент поставил задачу увеличить ее за эти годы в 1,5 раза. Но она росла максимум на 1-2%, и даже близко не приблизилась к тому показателю, который был указан.
Очень важные задачи связаны с демографией. У нас при нынешней политике в ближайшие 10 лет из производства выбудет почти 10 млн человек. Но можно было решить и эту задачу. Обольстились тем, что несколько подрос средний возраст, однако в этом году снова началось вымирание страны. В катастрофическом положении находятся русские классические области, такие как Тверская, Ивановская, Орловская. Мне думалось, что к ним будет особое внимание, и хоть как-то подчеркнут эту проблему.
Хочу вам напомнить, что за последние 25 лет количество русских в нашей стране сократилось на 6%. У нас русские составляли 81% населения, они являются государствообразующим народом. Исчезновение государствообразующего народа непременно приведет к катастрофе. Как только русские защитники Отечества ушли с Кавказа, там начались беспорядки и проблемы. В свое время Патимат Гамзатова, министр культуры Дагестана, обращаясь к нам, сказала: «Русские, очнитесь! У вас страну из-под ног выдергивают. Мы без вас все пропадем!»
Так вот, эта очень острая проблема, когда в коренных русских областях смертность в 1,5 раза выше рождаемости, не находит никакого отражения, кроме как в болтовне Жириновского «Я за русских, я за бедных!». Но за этим не следует никаких мер. Мы предлагали программу поддержки, инвестирования, развития, и, тем не менее, наткнулись в правительстве на полное непонимание.
Если взять среднюю зарплату, допустим, в Тюменской области, богатой нефтью и газом, то она составляет 50 тысяч рублей. В Ивановской области – 21 тысяча. В Тверской области – 20 тысяч. В моей родной Орловской области – меньше 17 тысяч. Ну, чем они хуже? Они все делали для того, чтобы страна развивалась, чтобы мы осваивали газовые и нефтяные месторождения. Они работали, платили налоги. А сегодня не получают поддержки, и зарплата там в 3-4 раза ниже. Такое недопустимо в единой стране!
Мне казалось, что, все-таки, ситуация в здравоохранении будет лучше. Да, высокотехнологичные медицинские центры – это хорошо. Но если посмотреть, что случилось со здравоохранением в результате оптимизации, то, куда вы сейчас ни приедете, услышите вой и крик. Даже роженицу до роддома довезти невозможно! Поэтому надо принимать решения и в данной сфере.
Я написал президенту несколько записок на эту тему. В частности, чтобы развивалась социалка, надо вкладывать в здравоохранение, образование и науку минимум по 7% расходной части бюджета. Всего в пределах 20-25%. Но у нас все как топталось вокруг 3 – 3,5%, так и продолжает топтаться. На ближайшие три года никакой подвижки нет. Поэтому можно обещать что угодно, но если вы не хотите поддерживать эту сферу, у вас ничего не получится!
Больше всего меня удручает, что нет ответа на главный вопрос внутренней безопасности. Самолеты, танки, ракеты – это всегда нужно для того, чтобы защитить себя, помочь друзьям, в данном случае, Сирии. Такую политику мы поддерживали и будем поддерживать. Но все, чем власть гордится и что демонстрирует – это, в основном, изделия советской эпохи. Из новых изделий пока толком не поставлены на крыло ни Т-50, ни МС-21, ни хваленый «Суперджет». Значит, 20 лет наука, технологии, главные отрасли должным образом не развиваются. При этом объем иностранного капитала в ключевых базовых отраслях достиг того уровня, который для всех нас абсолютно опасен.
У нас большая, холодная страна. Без электростанций, без теплоэнергетики мы не можем развиваться. При этом объем иностранного капитала в данной сфере составляет 95%. Завтра вам что угодно остановят. Примут очередные санкции, не поставят две детали, и у вас все рухнет.
У нас огромная железнодорожная держава. Но объем иностранных инвестиций в железнодорожном машиностроении составляет почти 80%. В цветной и черной металлургии – 70-75%. Но меня больше всего поразило, что ликеро-водочную промышленность и табак тоже отдали в чужие руки – на 53%. Я долго не понимал, почему никак не хотят ввести госмонополию на то, что приносит сумасшедшие деньги. В царское время монополия на водку из 100 живых рублей приносила 30-35, в советское – 20-25. А сейчас меньше рубля.
Если взять оптовую торговлю и торговые сети, то они на 95% в чужих руках. Вы все, вообще-то говоря, абсолютно зависимы. Можно кичиться безопасностью, можно кичиться чем угодно. Но если ключ от вашей кассы, от железной дороги, от энергетической станции и от продовольствия находится в чужих руках, у вас нет безопасности. Я в свое время готовил большой доклад о 21 пределе безопасности, который мы проехали на красный свет. Так давайте делать хоть что-то, что позволит выбраться из этой ситуации.
Идет разговор о многих частных вещах, в том числе и в политической жизни. Я не согласен с мнением президента о том, что в стране нет альтернативной программы. Она реально есть. Но зато те, у кого ничего нет, за неделю получают 40 с лишним сюжетов на главных телеканалах.
У нас есть программа, которая была рассмотрена на Орловском международном экономическом форуме. Она была рассмотрена на Совете трудовых коллективов, который прошел у Грудинина в совхозе имени Ленина. Она была рассмотрена на Московском экономическом форуме, состоявшемся в МГУ. Эта программа подготовлена по 21 отрасли. Но ее не хотят выслушать, представить и посмотреть. Более того, даже не хотят показать десяток фильмов об опыте народных предприятий, который в нынешних условиях оказался самым эффективным. Мы также сняли фильм об опыте Белоруссии, которая удвоила объем производства по сравнению с 90-м годом. Чтобы вам ни говорили о процентах роста, это в основном денежки. Но если взять валовое производство: машины, станки, технику, вы увидите, что ни по одному показателю наша страна не вышла на уровень 90-го года.
У президента сейчас сложная задача. С одной стороны, сохранить свой рейтинг, с другой стороны, ответить на назревшие вопросы. И надо на эти вопросы отвечать содержательно, конкретно, с перспективой на будущее. Пока образа этого будущего у него нет. Программы и ответа на вопрос, с кем идти дальше, тоже нет. То правительство, которое, по мнению президента, работает хорошо и удовлетворительно, за исключением, может быть, ЖКХ, на мой взгляд, практически полностью провалило исполнение всех его указов. Поэтому я бы на его месте принял совершенно другие решения.