Обсуждаемый документ лишний раз подтверждает, что бюджет трещит по швам, необходимо принимать меры по повышению эффективности экономики, которая призвана наполнять бюджет, но, к сожалению все направления налоговой политики основаны на том, чтобы ничего не меняя, выгрести как можно больше денег из существующей экономики и народа. Эти меры носят сиюминутный характер, решения наполняемости бюджета любой ценой без увязки с развитием экономики, которая и призвана создавать доходную часть бюджета, всегда оставались бесперспективными. Разработанные направления налоговой политики вредны для страны, выполнять их значит пойти на преступление. А поэтому необходимо снять их с рассмотрения, как совершенно непригодные.
В этой связи я хотел бы эту проблему рассмотреть более подробно, разделив ее на 3 части: первая – это эффективность налогообложения, вторая – это совершенствование налогового законодательства и третья – изменение денежно-кредитной политики.
Первое. В России 7,7 миллионов организаций. Численность персонала налоговых инспекций 170 тысяч человек нагрузка на одного работника – 45 предприятий. При 7 миллионах предприятий в 2013 году проверке подвергалось всего 41 тысяча предприятий, при этом возбуждено 40 тысяч судебных дел. Практически каждое проверенное предприятие воровало государственные средства и наворовало 172 млрд. рублей. При этом число проверок сократилось на 29%, а поступления выросли на 19%. Надо полагать, что если бы проверили все организации абсолютно, то получили бы еще 2-3 бюджета. Эффективность бюджетной системы сложно определить. Но ясно одно. Надо либо изменить порядок регистрации бизнеса, чтобы сократить число предприятий хотя бы до полумиллиона, либо численность персонала ФНС увеличить до 7 миллионов человек. К слову сказать, около половины юридических лиц – это недействующие предприятия.
Число проверок сокращается, а база ФНС растет. В 2013 году в базу ФНС добавилось 348000 объектов по налогу на имущество, 1,7 млн. земельных участков, 1,6 млн. транспортных средств. А проконтролировать надо сбор 14 налогов и сборов. 9 – федеральных, 3 – региональных, 2 –местных. Система налогообложения громоздкая и сложна для контроля, необходимо ее упростить.
Масштаб уклонения от уплаты налогов и сборов по различным оценкам составляет около 10% ВВП. По этому показателю Россия на 4 месте в мире.
По данным опроса Фонда «Общественное мнение» 69% россиян относятся к неуплате налогов с пониманием, 28% - с одобрением, и только 5% с осуждением. И это мнение оправдано. С одной стороны в нашей стране налоговая нагрузка слишком велика, с другой стороны бюджетные средства расходуются не на народное благосостояние, а на никому не нужные олимпиады, чемпионаты, сколковы и сапсаны или просто разворовываются.
Уровень налоговой нагрузки в России равен 34, что соответствует среднему показателю развитых стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Однако по качеству налогообложения Россия занимает 112-е место, а по уровню простоты и удобства уплаты налогов — 64-ю позицию.
В Минфине объясняют отставание России от стран ОЭСР двумя причинами. Первая — это высокий уровень налогообложения фонда оплаты труда (30%). Вторая причина — высокая нагрузка в сегменте налогообложения имущества в России. В большинстве стран ОЭСР активная часть производственных фондов вовсе освобождена от этого вида налога.
Эксперты же полагают, что дело не только в налоговой системе как таковой. Проблема — в дополнительных обременениях, в первую очередь в «откатах». Сокращение коррупционного сектора в экономике является необходимым условием для финансового развития страны».
Но правительство России идет по другому пути, по пути увеличения налоговой нагрузки на, и без того, нищих граждан. Повысить налоги на землю, недвижимость, которые будет взиматься с кадастровой стоимости объекта, налога на автомобили, налог на садовый участок. Введение социальных ном потребления коммунальных услуг, повышение стоимости жилищных и коммунальных услуг. Однако категорически отвергается повышение налоговой нагрузки на высокообеспеченные слои населения.
Между тем введение кадастровой стоимости на недвижимость повышает налог в десятки раз, а при средней зарплате в 30 тыс. рублей и пенсии 11 000 рублей заплатить такую сумму сможет не каждый, а налоговая инспекция не сможет выявить неплательщиков. Следовательно, сбор по этому виду налога скорее уменьшится, чем увеличится. В экономике тоже за примером далеко ходить не надо. Почему в России недоступны санатории, и почему российский народ предпочитает ехать в Египет и Турцию. А потому что налог на недвижимость, на огромные земельные территории, да еще по кадастровой стоимости, 43% на зарплату, налог на прибыль делают путевки в санаторий недосягаемыми, а санатории полупустыми. Сделайте налоги вдвое меньше и санатории дадут доходы вдвое большие, чем сегодня.
Уплата земельного налога с кадастровой стоимости поселенческих земель это не только удавка для жителей городов и сел, это петля для сельского хозяйства. Известно, что в России 86% овощей и 92% картофеля выращивается в личных подворьях и на садовых участках граждан. В 12 и регионах, где проводился эксперимент по определению кадастровой стоимости земли она выросла от 6 до 62 раз. Чтобы не платить непосильный налог крестьяне бросают картофельные поля, отрезают огороды и перестают выращивать необходимые культуры. В условиях, когда России грозят экономические санкции и половину продовольствия Россия закупает за рубежом, можно ли назвать введение кадастровой оценки стоимости земли и недвижимости умной затеей?
Минфин предлагает дать ничтожные льготы малым предприятиям, которых в прошлом году уничтожили 600 тысяч штук. И в этом Минфин видит решение всех проблем в экономике. Большому бизнесу Минфин предлагает увеличить акцизы и стоимость ГСМ, особенно дизельного топлива аж на 29%. Надо полагать, что это, по их мнению, будет большой помощью загибающемуся сельскому хозяйству.
Хочется сказать только одно, что предложения Минфина принимать категорически нельзя, а разработчиков обсуждаемого документа надо отдавать под суд за преднамеренное разрушение экономики страны.
В этой связи хотел бы предложить несколько вопросов для обсуждения:
- Страна попала в трудное положение, и выводить ее из кризиса необходимо всем, в том числе и олигархам, которые долгое время паразитировали на советской собственности. В этой связи просто необходимо установить прогрессивный налог на сверхдоходы в размере 70%. От этого введения бюджет получит не много, но в экономике останется порядка 260 млрд. рублей.
- Нужно, наконец, ввести, обсуждаемый много раз налог на роскошь, который является хорошим примером адресного увеличения налоговой нагрузки.
- Отмена «золотых парашютов», не адекватной зарплаты чиновникам и топ-менеджерам госкорпораций, установление моратория на выплату дивидендов на 3 года - все это позволит сократить бюджетные расходы на 140 млрд. рублей и оставить в экономике 420 млрд. рублей.
- Отказаться от проведения чемпионата мира по футболу и универсиады.
- Чтоб дать возможность вздохнуть экономике, мы не раз предлагали отменить налог на добавленную стоимость, который приводит к удорожанию отечественной продукции от 10 до 18%. Этого налога не было в СССР, его нет в США. При изменении денежно-кредитной политики это можно сделать без ущерба для бюджета, к тому же эти потери окупятся в первый же год, но главное сделают российскую продукцию конкурентоспособной. Для этой цели нам никто не запрещает консолидировать в бюджет Резервный фонд и ФНБ.
- Налог на фонд оплаты труда установить не выше 22% как средний показатель развитых стран.
- Упразднить земельный налог и на недвижимость. Эти средства пойдут на развитие производства и облегчат налоговую нагрузку на предприятия.
- Сколько раз мы предлагали установить монополию на производство и реализацию вино-водочной продукции и табачных изделий это даст в бюджет дополнительно 2 триллиона рублей в год. Вот эти средства и заменят выпадающие доходы от упразднения налога на добавленную стоимость.
- Сегодня, когда из-за рубежа нам грозят экономическим санкциями, а Россия закупает половину продовольствия за рубежом необходимо освободить сельскохозяйственные предприятия от уплаты налогов. Кредиты сельскохозяйственным товаропроизводителям предоставлять под процент не выше уровня инфляции;
- списать сложившуюся на 01 января 2008 года задолженность сельхозпредприятий бюджетам всех уровней;
- отменить дорожный акциз на дизельное топливо для сельхозтехники;
- отвязать НДПИ от мировых цен на нефть с целью стабилизации цен на нефтепродукты внутри страны.
И третий аспект: Денежно-кредитная политика должна способствовать развитию России, а не США и Евросоюза. Наши валютные накопления отправлены именно туда и работают на чужую экономику , а не на Россию.
- в России не хватает кредитных ресурсов. Коэффициент монетизации в России составляет около 47, в то время как в развитых странах он 80-120, в Китае 200. Именно этим в Китае обеспечивается экономический рост более 10%, а в России экономика в стагнации. Чтобы повысить уровень монетизации экономики хотя бы до 80% нужно вернуть в страну 27 трлн. рублей, которые легально и нелегально вывезены за границу. Есть еще резерв – это возврат в страну зарубежных вкладов топ-менеджеров, депутатов и чиновников. Это тоже сумма не малая.
- Прекратить поддержку доллара. Курс доллара должен быть адекватным реальной инфляции. Этим прекратится переток капитала из экономики в банковский сектор. За последние 13 лет этот переток составил 200 трлн. рублей.
- ужесточить меры по вывозу капитала, в том числе трансграничных переводов (в 2014 году ожидается отток 100 млрд. дол.)
- Прекратить вывоз капитала за рубеж, как государством, так и бизнесом. Разница между доходами от размещения российских денежных средств за рубежом и убытков от использования заемных средств составляет 40-50 млрд. долларов в год. В результате этой преступной схемы Россия за 13 последних лет потеряла 322,6 млрд. долларов.
К тому же в этом случае России не надо будет платить проценты, которые сегодня по средней ставке составляют сумму 30,8 млрд. дол. в год. Все это останется в экономике России.
- С целью сохранения прибыли предприятий и повышения уровня инвестиций в экономику, запретить российским предприятиям реализацию продукции через дочерние предприятия в офшорных зонах.
Эти меры мы не раз предлагали правительству. Мы их не придумали. Эти меры работают во всех порядочных государствах. Только у нас считают единственной рациональной мерой ограбить простой народ, а все несовершенство законодательства пусть продолжает работать на разграбление страны.
Заместитель председателя Комитета ГД
по экономической политике
Н.В. АРЕФЬЕВ