Недавно сайт Правительства России опубликовал документ «О решениях по итогам первого заседания Правительственной комиссии по вопросам агропромышленного комплекса и устойчивого развития сельских территорий».
В тексте говорится о распоряжениях Дмитрия Медведева Минсельхозу, Минпромторгу и Минэнерго, направленных на подъем отечественной агросферы.
Николай Арефьев - заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству анализирует состояние сельского хозяйства и дает свою оценку его перспектив.
Правительство умудрилось растратить весь накопленный багаж
В последнее время в нашей стране очень много говорят и еще больше пишут об импортозамещении, продовольственной безопасности страны и в целом о необходимости развития сельского хозяйства. Дело, безусловно, важное и необходимое. Однако давайте сначала проанализируем реалии, а потом уже оценим, что следует делать.
В советское время Агропромышленный комплекс давал около 20% объема валового продукта, сегодня - 4,4%. До 30% прибыли промышленных предприятий и предприятий переработки опосредовано давало сельское хозяйство. Село практически полностью обеспечивало продовольственную безопасность державы.
В стране работало около 18 тыс. совхозов и 30 тыс. колхозов, которые являлись основными производителями сельскохозяйственной продукции. В этот период на селе было занято свыше 2,5 млн. квалифицированных механизаторов, около 600 тысяч специалистов с высшим и средним образованием. Удельный вес занятых в сельском хозяйстве в 2000 году составлял 13,9%, в 2005 – 11,1%. По итогам 2015 года статистика говорит лишь о 8% аграриев.
За последнюю пару десятилетий российское правительство умудрилось растратить весь накопленный багаж. Поля зарастали, поголовье скота стремительно сокращалось, научная деятельность пришла в упадок, а движимое и недвижимое имущество сельхозпредприятий либо растащили жители близлежащих деревень, либо оно просто развалилось.
СРАЗУ ВОЗНИКАЮТ СПЕКУЛЯЦИИ С ЗЕМЛЕЙ И НЕДВИЖИМОСТЬЮ
Да, сегодня на фоне контрасанкций мы заговорили о возрождении села. Но возможно ли это сделать буквально за пару лет? Ведь именно такой срок для тотального замещения импорта озвучил наш президент.
Мнения аграриев разделились: одни считают, что «победа» уже в кармане, другие смотрят на ситуацию крайне настороженно, предупреждая, что никакое импортозамещение невозможно, если государство не будет помогать сельхозпроизводителям. А помощь нужна не только финансовая. В первую очередь нужна помощь в усилении государственного и законодательного влияния на ситуацию.
Как известно, в России 41 миллион свободной пахотной земли, часто ее называют заброшенной или бесхозной. Но это не так! Стоит только ковырнуть землю лопатой, как хозяин находится сразу в виде владельца, собственника, арендатора, налоговой инспекции, земельного комитета и все начинают требовать денег.
Сразу возникают спекуляции с землей и недвижимостью, которыми занимаются не только профессионалы, и в результате земля взлетает в цене в три раза и более. Кстати, начинают требовать у нового владельца выплаты долгов бывшего колхоза.
Поиски возможности банковского проектного финансирования, занимают полтора года и не всегда приводят к успеху. Оборудование под реконструированный комплекс можно приобрести через «Росагролизинг». Однако заказы исполняются с большим опозданием, а технику поставляют ужасного качества. Вот почему вопрос импортозамещения буксует, и буксует по вине государственного управления и несовершенного законодательства.
СОЗДАНИЕ 3 ТЫСЯЧ ПТУ – ЕДИНСТВЕННОЕ РЕШЕНИЕ КАДРОВЫХ ПРОБЛЕМ НА СЕЛЕ
Когда принимали новый Земельный кодекс, КПРФ была против введефния продажи земли, да еще иностранцам и лицам без гражданства. Нас не послушали, а теперь, когда пришла пора пахать и сеять, оказалось, что отыскать этих лиц, не имеющих гражданства, не так-то просто.
Вот мы и предлагаем, все земли сельскохозяйственного назначения, не используемые более 3 лет, изымать в собственность государства и передавать в пользование юридическим и физическим лицам для использования в сельскохозяйственном производстве. Долговые обязательства бывших собственников списать, как безнадежную задолженность. Новые пользователи земель по обязательствам бывших собственников отвечать не должны.
Вторая проблема - это высокая ротация специалистов рабочего звена, механизаторов, доярок, которых катастрофически не хватает на селе. Профессионально-технические училища таких специалистов выпускают не везде, их перепрофилирование привело к потере преподавательского состава, который к тому же надо еще и переучивать.
В советское время более 4000 профессионально-технических училищ готовили специалистов всех рабочих профессий. Сейчас около 1000 ПТУ явно не смогут удовлетворить кадровый голод растущего сельского хозяйства. По нашему мнению, создание 3000 ПТУ – это единственное решение кадровых проблем на селе.
Третья проблема – это беспрепятственный доступ к кредитным ресурсам. Если нет денег в бюджете, тогда надо предоставить банковский кредит. Без вменяемого доступа к кредитным средствам и субсидиям сельское хозяйство не поднимешь. Нет денег – нет импортозамещения! И это аксиома.
ГОСУДАРСТВО В ЛИЦЕ «ГАЙДАРОВЦЕВ» ПУСТИЛО ПОД НОЖ ПОГОЛОВЬЕ КРС
Следует отметить, что, не смотря, на все трудности, энтузиастам сельского хозяйства все-таки удается добиваться успехов. Объемы производства мяса кур уже достигли полного насыщения рынка, от «ножек Буша» Россия уже отказалась. Отчётливо видна тенденция на снижение импорта свинины, начиная с 2005 года. В 2016 году с введением новых мощностей Россия полностью отказывается от импорта свиного мяса.
Вопрос разведения крупного рогатого скота – это обязанность государства. Именно государство в лице «гайдаровцев» пустило под нож поголовье КРС в 90-е годы. При наличии в 1990 году 57 миллионов голов крупнорогатого скота было утрачено почти две трети и сегодня страна располагает только 19,3 миллиона голов КРС, в том числе 8,5 миллиона коров.
Процесс восстановления, начавшийся в 2005 г., идёт очень медленно в силу низкой привлекательности этого сегмента. В результате Россия импортирует говядины до 50%, и в ближайшие год–два положение принципиально не изменится. То же самое можно сказать и о производстве молока и молочной продукции.
Производство говядины и молочной продукции тесно напрямую определяется поголовьем КРС, поэтому причины отставания в обеих отраслях имеют много общего. Ситуация в молочном животноводстве сложная и «запущенная», исправить ее возможно лишь при наличии «серьезных вложений и дотаций». И даже в этом случае на то, чтобы отечественное молоко полностью покрыло потребности страны, потребуется от семи до десяти лет.
МОЛОКО - СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ, ЕГО НЕЛЬЗЯ СДЕЛАТЬ СЛИШКОМ ДОРОГИМ
Производственные показатели в российской молочной отрасли неоднозначные. С одной стороны, объем производства молока по итогам 2014 года составил 30,8 млн тонн, что незначительно выше показателя за 2013 год.
С другой стороны, по данным Росстата, «жидкого обработанного» молока промышленность России произвела только 5,3 млн тонн, и это на 1% меньше, чем в 2013 году. Причем по итогам первого квартала текущего года цена выросла на 30–40% по сравнению с тем же периодом прошлого года.
Для поддержки молочной отрасли мы считаем необходимо решить и вопрос с импортом пальмового масла, которым некоторые производители заменяют молочные жиры и тем самым снижают издержки производства. Завоз этого продукта вырос на 37% только в первом квартале этого года. Для того чтобы справиться с этой проблемой, властям следует подумать над «квотированием поставок пальмового масла» в Россию и страны Таможенного союза.
Но главными проблемами, мешающими осуществить импортозамещение молока в более быстрые сроки, являются длительность самого производства и его низкая инвестиционная привлекательность. Молоко по своей сути социальный продукт, его нельзя сделать слишком дорогим в отличие от того же мяса, а, следовательно, и окупаемость не будет быстрой. Вот и получается, что чисто рыночный подход делает производство молока малопривлекательным.
ИНВЕСТИРОВАТЬ В МИКРОСКОПИЧЕСКИЕ ДОМАШНИЕ ХОЗЯЙСТВА СЛОЖНО
Значит нужно дать дополнительные преференции занимающимся молоком предприятиям. А для этого нужна реальная помощь со стороны государства, которая в том числе предусматривает и финансовую поддержку.
Теперь вопрос, кому оказать эту поддержку? Если в растениеводстве преобладают крупные хозяйства, то в животноводстве доминируют домашние хозяйства, которые выращивают 45% КРС, 17% свиней и 46% овец и коз. Инвестировать в микроскопические домашние хозяйства и сложно и неэффективно, а также проконтролировать эффективность вложенных инвестиций невозможно.
Все это привело к тому, что производство мяса по сравнению с 1990 годом в 2015-м снизилось в 6 раз, молока – в 4 раза. Душевое потребление этих продуктов снизилось на 14% и 37% соответственно. При всем этом стране приходится закупать эти продукты за рубежом. Только за 4 месяца текущего года было закуплено мяса – 238 тысяч тонн, молочной продукции - 221 тыс. тонн.
В личных подворьях эту проблему не решить. Нужны крупные животноводческие комплексы, которые сегодня не получают развития. На их долю приходится 50,8% производства продуктов, остальное производят личные подворья и крестьянские хозяйства.
Крупные предприятия обладают крупными денежными средствами и крупным имуществом. Им дают кредиты, и они сами на многое способны в отличие от мелких. Именно по этому пути должно развиваться животноводство.