Увеличение доходов, замещение коммерческих кредитов бюджетными - по большей части заслуга правительства Хакасии, а не федерального центра. Об этом в интервью 19rusinfo.ru сообщил депутат Государственной думы, первый заместитель председателя комитета по экономической политике Николай Арефьев.
Он дал оценку финансово-экономическим показателям республики.
- Николай Васильевич, за 5 лет Хакасия почти в 2,5 раза увеличила доходы бюджета. Многим ли регионам удается добиться такого результата?
- Далеко не всем. Тем более что у каждого разные возможности, экономика. Доходы увеличивать сегодня становится все труднее. Сами посудите, увеличить в 2,5 раза доходы, при том, что была пандемия и на всю страну наложили более 14 тысяч санкций.
Если экономика дает больше доходов чем было, значит она работает эффективно. Чтобы создать эту эффективность, необходим инвестиционный климат. Он создается региональными органами власти.
Я посетил в Хакасии несколько предприятий, где отметили: «Главное, что нам не мешают, а помогают». Часто встречаюсь на экономических форумах с представителями малого и среднего бизнеса, у которых запрос один - не мешать. Действительно, у нас правила игры меняются каждый день. Сегодня одни налоги, завтра другие, одни платежи, другие, штрафные санкции, лицензии, нельзя же так. Этого всего предусмотреть невозможно. Финансовый план формируется на год, в течение которого все меняется, план летит кувырком, предприятие банкротится.
В Хакасии действует другой порядок, здесь инвестиционный климат постоянный. Правительство Хакасии в 69 раз увеличило помощь малому бизнесу, который в свою очередь увеличил свое представительство в экономике. Это увеличение рабочих мест, и все иные показатели идут на подъем. Это все говорит о том, что необходимо создавать инвестиционный климат, который подразумевает возможность экономики работать стабильно. Эту стабильность в Хакасии сумели создать.
- Как оцените работу правительства Хакасии по сокращению расходов на обслуживание госдолга? Пять лет назад регион тратил на это по 2,5 миллиарда в год. Сейчас - в 6,5 раза меньше.
- Одно из другого вытекает. Экономика стала работать лучше, доходов стало больше, значит есть возможность сократить долговые обязательства и вкладывать деньги в развитие. Мы много раз ставили вопрос перед правительством о замещении коммерческих кредитов бюджетными. Многие губернаторы не пытаются сократить свои долговые обязательства или сделать их более выгодными, потому что есть коммерческий интерес. Когда коммерческий интерес подменяет государственный, доходы бюджета сокращаются. Правительство Хакасии трижды право, заместив коммерческие долги бюджетными. Это дает больше возможностей помогать поддерживать бизнес, вкладывать в социальную сферу. Освобождение от долгов - как освобождение от тюремного заключения, приносит только радость.
- Действительно, рост доходов позволил региону расширить меры социальной поддержки, усилить помощь муниципалитетам. Так, правительство Хакасии направило в районы почти 22 миллиарда рублей. Для сравнения, в 2017 году помощь составляла 9 миллиардов. Правильным ли курсом идет Хакасия?
- Слишком большая концентрация денежных средств сосредоточена на федеральном уровне. По Бюджетному кодексу деньги должны делиться пополам - 50% в регионы, 50% федеральному правительству. На самом деле федеральное правительство получает 70%, и только 30% достается регионам.
Я присутствовал на заседании Совета Федерации, когда выступал председатель Верховного Совета Хакасии Владимир Николаевич Штыгашев. Он доложил о том, что республика получает 140 миллиардов доходов, но ей достается всего 30. И тогда Валентина Ивановна Матвиенко выразила желание помочь республике, чтобы большая часть доходов доставалась ей.
И глава Хакасии, и председатель Верховного Совета прошли все министерства, сумели договориться, чтобы и заместить коммерческие кредиты бюджетными, и получить субсидии для сельского хозяйства, для малого бизнеса, для развития экономики. Они нашли общий язык, помощь была оказана. Республика идет на подъем, и это заметно. Успехи есть, расходование средств идет исключительно по назначению.
Я третий раз в республике, наблюдаю за ее развитием. Не скажу, что появился какой-то внешний лоск. Но я пообщался с работниками предприятий, они довольны.
- Как вы отметили, правительству Хакасии удалось найти общий язык с федеральным центром. Республика участвует в различных программах, реализует нацпроекты. Скажите, какие меры необходимо принять на федеральном уровне для усиления поддержки Хакасии?
- Самое главное - успешное претворение программ, в которых уже участвует республика. Если все они будут завершены в срок и успешно, откроется широкая дорога перед любыми программами в любом министерстве. Только успех определяет следующую помощь. Чем лучше будет развиваться Хакасия, тем больше помощи с федерального центра будет получать.
- Некоторые в ответ информацию об увеличении бюджета в два раза, сокращении расходов на обслуживание госдолга говорят: это не заслуга правительства Хакасии, а заслуга федерального центра.
- Нет, нет, это заслуга, безусловно, регионального правительства. Такое положение существует для всех. Почему-то в некоторых регионах коммерческие кредиты остаются висеть и не дают возможность развиваться, а в Хакасии они замещены. Не думаю, что это заслуга федерального правительства. Оно откликнулось на просьбу Хакасии и позволило это сделать. Инициатива за местным руководством.
{gallery}news/2023/08/30002{/gallery}Источник: kprf.ru