There was a problem loading image 'images/people/arefiev.jpg'
There was a problem loading image 'images/people/arefiev.jpg'
Наш постоянный эксперт, депутат Госдумы Николай Арефьев принимал участие в Международном экономическом форуме в Петербурге. Сегодня он решил поделиться информацией о том, что происходило на этом важном мероприятии
На недавнем Санкт-Петербургском международном экономическом форуме была публично провозглашена идея Гайдаровского форума: государственное имущество продать, а расходы бюджета сократить. Только эта идея была спрятана в другое обличие : «главная беда российской экономики – инфляция, а победить ее можно только сбалансированным бюджетом».
Спрятано удачно и никто против этого возражать не осмелится. Только, что такое сбалансированный бюджет? А это бездефицитный бюджет, то есть сокращенный на 2,5 трлн рублей. Что будут сокращать? Конечно же, социальную сферу и пенсии. Судя по тому, что годовые бюджетные ассигнования на образование и здравоохранение чуть больше 500 миллиардов, то сокращать придется почти все и оставлять только региональное финансирование, где дефицит бюджета превысил 2 трлн рублей.
Надо представлять себе, что хотят сократить. По сравнению с советским периодом число дошкольных учреждений сократилось на 45 тысяч. Из 68 тысяч школ осталось 43 тысячи. За последние 3 года закрыто 600 вузов и филиалов. Из 12 тысяч больничных учреждений осталось 5900 штук! Более половины уже уничтожено, осталось уничтожить остатки!
При таком раскладе все разговоры о развитии страны не имеют смысла . Без образования и науки, без охраны здоровья Россия уходит в лапотный 19-й век, и место ее в мировом рейтинге будет не в «семерках» и «двадцатках», а в самом конце списка развивающихся стран. Именно это место для нашей страны определил Гайдаровский форум, именно этой политики придерживается Кудрин.
Допустим, уничтожили социальную сферу, но адекватна ли утрата снижению уровня инфляции? Да и вообще, насколько зависит инфляция от сокращения бюджетных расходов?
Расчет простой! Забираем из бюджетной сферы 2,5 трлн рублей и передаем в экономику. По мнению Кудрина, экономика станет наращивать производство . Но зачем, если потребительский спрос уменьшится на такую же сумму и эту увеличенную продукцию некому будет покупать. Ну, а если потребительский спрос уменьшается, то производство затухает. В этом случае мы не должны забывать, что на экспорт мы ничего не отправим, мы под санкциями, а рынок захватил Китай.
Здесь не лишне напомнить, что для подъема экономики необходимо не 2,5 трлн рублей, а 7,0 ! Два с половиной триллиона растекутся по стране, будут разворованы на всех этапах финансирования и никакого эффекта не дадут.
Сегодня в России сформированы довольно крупные накопления, которые могут сыграть решающую роль в выводе из кризиса экономики страны, если, конечно, их не проедать. 33 триллиона государственных накоплений, активы банков - 77 триллионов рублей, из них 18 триллионов депозиты физических лиц. На июнь месяц выдано кредитов на сумму 10,5 триллионов рублей, следовательно, остальные средства свободные. В общей сложности 51 триллион можно расходовать на кредитование экономики. Причем для вывода из кризиса необходимо всего 7 триллионов рублей.
Всем известно, что есть отрасли с быстрой отдачей, есть с длительным производственным циклом. Если во время кризиса в январе вложить в отрасли с быстрой отдачей 7 триллионов рублей, то в декабре можно получить 14 триллионов рублей. Вот об этом давно говорят коммунисты, но у гайдаровцев разговор только о «проедании» накоплений.
Свои предложения для вывода экономики из кризиса мы (КПРФ) дали на Орловском экономическом форуме. Наши рекомендации были разосланы всем министрам и губернаторам, и получены ответы, вполне отвечающие одобрению наших предложений. Но нас не слышат.
Что же будет с инфляцией? Цены снижаются тогда, когда производится много отечественных товаров и эти товары превышают спрос. Отчасти это будет теоретически достигнуто, спрос будет снижен, а рост производства товаров, возможно, и будет достигнут на краткий период. Однако мы должны помнить, что половину продовольствия и более половины промтоваров мы закупаем за границей.
Падает цена на нефть – растет курс доллара. Растет курс доллара – растут цены в России, причем не только на импортные товары, но на отечественные тоже, потому что наши производители приравнивают цены на свои товары к импортным и никто им этого не запретит. К тому же Кудрин обещал, что инфляция не сойдет на нет, а будет в пределах 4%. Это значит, на 6% вырастут коммунальные платежи, подрастут энерготарифы.
Ключевую ставку ЦБ уменьшать не собираются, а значит, ссудный процент в 15% годовых будет распределяться на все товары. Вступит в силу во всех регионах закон о налоге на недвижимость с кадастровой стоимости, а с ним поднимется арендная плата за помещения магазинов и кафе и ляжет на цену всех товаров.
Повысили размер минимальной оплаты труда, а это означает, что малый бизнес будет платить в социальные фонды на 400 рублей с человека больше, и это тоже ляжет на цену товаров и услуг. Сейчас поголовно истребляются магазины отечественной торговли, отдавая приоритет иностранным торговым сетям. А вот здесь таится самая большая опасность инфляции. Как только российская торговая сеть уменьшится до критической отметки, иностранные супермаркеты поднимут цены до небес.
Так что инфляция зависит в большей мере от других факторов, чем от бездефицитного бюджета. Поэтому вранье на самом высоком уровне , что с инфляцией можно расправиться путем снижения бюджетных расходов, не имеет под собой никаких оснований.
На экономическом форуме в Санкт-Петербурге обсуждался и вопрос: что первично - рост экономики или структурные реформы? Кудрин отстаивал точку зрения, что сначала надо провести структурные реформы, а затем наращивать объемы производства. Глазьев был сторонником обратного порядка: сначала вывести экономику на ускоренный рост, а затем проводить структурные реформы.
Ответ в разногласиях простой. Гайдаровцы настаивают на проведении структурных реформ только потому, что под этим мероприятием они понимают ускоренную приватизацию и упрощенную процедуру банкротства. Естественно, после таких мероприятий об ускоренном росте экономики говорить не придётся – ее уже не будет!
Как это ни печально, но принята ущербная формула «развития» России:
Кредитные ресурсы оставить недоступными. Государственные средства в экономику вкладывать в объемах, не влияющих на ее развитие. Сократить потребительский спрос, который остановит производство. Сократить отечественную сеть торговли как проводника отечественных товаров. Увеличить налоги и сборы, энерготарифы.
Только это способно остановить любую развитую экономику, но если к этому прибавить кудринские структурные реформы: ускоренную приватизацию и упрощенную процедуру банкротства, то гибель экономики неминуема!
Мы, коммунисты, предлагаем другую модель развития экономики: Установить валютный контроль, чтобы не было вывоза валюты. Понизить ключевую ставку на 4% и затем с учетом инфляции понижать ежегодно на 1%. Отвязаться от доллара. Ввести золотой эквивалент рубля. Приостановить банкротство. Национализировать базовые отрасли экономики и вкладывать в нее не менее 7 триллионов рублей государственных средств. Восстановить отраслевую науку. Строить заводы и фабрики по 1000 единиц в год до полного импортозамещения. Снизить налоговое бремя на экономику, оно у нас самое высокое в мире. Отказаться от зарубежных торговых сетей. Выстроить свою национальную торговую сеть. Это далеко не полный перечень мер, которые решат проблему возрождения экономики.
Фантасмагоричные рекомендации Гайдаровского форума под аккомпанемент США уже привели страну к полной разрухе. На Санкт-Петербургском форуме один американский (!) ученый призывал нас не слушать рекомендации США, ведь они все разрушительного свойства. США никогда не давали полезных советов другим странам, они заботятся только о себе. А японский экономист горячо доказывал, что в кризис не надо брать иностранные кредиты и иностранные инвестиции. Это кабала! Нужно обходиться своими средствами, так поступила Япония и победила кризис.
Международный экономический форум прошел, но здравые рекомендации разбились о непробиваемую стену кудринской разрушительной политики.