24-26 мая состоялся Санкт-Петербургский международный экономический форум. Впечатлениями об его итогах поделился Председатель ЦК КПРФ, Руководитель фракции КПРФ в Государственной Думе Г.А. Зюганов.
- Прежде, чем оценивать итоги, надо понять, в какое время мы живем, и в какой ситуации собрался этот форум. А мы живем в переломную эпоху. Англосаксы, и, прежде всего, американцы и англичане, решили сломать тот миропорядок, который складывался после войны. Их не устраивает ни работа Совета Безопасности ООН, ни международные финансово-экономические институты. Они решили продиктовать свои условия. Это видно по их поведению не только внутри страны, но и на международной арене. На мой взгляд, это очень ярко почувствовали и их союзники.
Что касается России, то она осознала, что не вписывается в глобальный американский миропорядок, где нам отведена роль нефтегазовой трубы, лесоповала и карьера. Мы должны обслуживать их интересы своими сырьевыми и трудовыми ресурсами. В том числе не вписалась в этот глобальный рынок и российская олигархия. Даже те, кто перетащил в Америку и вложил в ее экономику сумасшедшие деньги. Например, Михаил Фридман вложил 450 млрд рублей в медицинскую промышленность США и Англии, но, тем не менее, попал в санкционные списки.
Санкт-Петербургский форум собрался для того, чтобы попытаться ответить на эти вызовы и найти место Российской Федерации в новой системе отношений. На мой взгляд, он был довольно представительным. В нем участвовала каждая третья страна из тех, которые есть на планете. Были представлены деловые круги и крупнейшие фирмы. Имелось и довольно широкое представительство на высшем уровне. Так, в работе форума приняли участие президент Франции Макрон, премьер-министр Японии Абэ, вице-премьер КНР Ван Цишань, глава Международного валютного фонда Кристин Лагард.
Я внимательно прослушал все выступления. Они имели одну общую составляющую, связанную с большим беспокойством по поводу слома сложившейся системы. При этом контуры новой многим пока еще не ясны. Об этом свидетельствовал и визит госпожи Меркель, которая за пару недель до начала форума приезжала на встречу с Путиным в Сочи, и выступление Макрона, сетовавшего на то, что господин Трамп не прислушался ни к одной просьбе своих европейских партнеров. Это просматривалось и в выступлениях многих других участников форума.
Отличительной особенностью этого форума было то, что он состоялся сразу после назначения обновленного правительства Российской Федерации. Если в выступлении Путина, а также в его Послании и в указе, который он подписал после вступления в должность, звучали призывы более энергично развивать свою экономику, оказывать помощь и поддержку деловым людям, максимально способствовать снижению бедности и нищеты, развивать современные технологии, образование и науку, то в дискуссиях, прошедших на разных площадках форума, эти идеи, особенно касающиеся финансово-экономического блока, не получили соответствующего развития.
Я, выступая в Госдуме при утверждении Медведева на пост Председателя Правительства РФ, сказал: для того, чтобы выполнить Послание Президента и его указы, завтра надо дополнительно иметь в кармане 10 трлн рублей. Потому что невозможно развивать экономику, не вкладывая в нее средства. Это, прежде всего, касается современных технологий а, следовательно, науки и образования. Там надо удваивать финансирование. Это касается и агропромышленного комплекса, куда вкладывается менее 1,5% от расходной части бюджета. Хотя все знают, что надо минимум 10%. Это касается и поддержки регионов, которые сидят в долгах, как в шелках.
Но выступления Силуанова, Орешкина, Грефа, Кудрина свидетельствуют о том, что они остаются в плену старых либеральных заблуждений: как будто можно совершить чудо, не вкладывая в реальный сектор производства. По-прежнему все крутится вокруг спекулятивного капитала и возможности привлечь иностранные инвестиции. Хотя у нас гигантские средства заморожены и не реализуются в должной мере. Например, в банках свободных оборотных средств почти 26 трлн рублей. Но там сумасшедшие проценты, поэтому производственники, малый и средний бизнес не могут ими воспользоваться. У нас 6 трлн рублей заморожены в иностранных ценных бумагах. Почему они не пущены в оборот?
Наша страна – единственная, где богачи не платят прогрессивный подоходный налог. И эти колоссальные ресурсы и резервы также не задействованы. Это касается и госмонополии на спиртоводочную промышленность, и 40 млн гектаров брошенных земель, и многого другого.
То есть обсуждение важнейших проблем свелось к общим вздохам на предмет того, что нужны инвестиции, их надо поддерживать, но не удалось конкретно определиться, каким образом это делать, в какие сроки и за счет чего.
Наша партия предложила программу «10 шагов к достойной жизни», которая четко прописывает привлечение реальных ресурсов в развитие экономики. Эти идеи были развиты в программе кандидата в Президенты РФ «20 шагов Грудинина». Мы прямо сказали, что бюджет развития начинается не с 15-16 трлн, как сегодня, а с 25 трлн. И внесли 12 законов, которые позволяют уже завтра наполнить казну и дать реальный старт прорыву в развитии экономики.
Меня поражает, что, обсуждая возможные варианты, тем не менее, не хотят оттолкнуться от уникального опыта, который имела наша страна. Советская страна первые двадцать лет развивалась темпами около 15%, Китай почти 30 лет темпами более 10%. При правительстве Примакова, Маслюкова и Геращенко мы за год дали в промышленности рост на 24%. Но и сегодня можно было реально иметь не только мировые темпы.
Президент ставит задачу выйти на мировые темпы развития, которые сейчас составляют более 3,5%. А если выполнить еще одну задачу, поставленную президентом, – в полтора раза увеличить выработку ВВП на душу населения – надо выходить на темпы роста в 7-8%. Это вполне реально! У нас хватает мощностей. У нас многие мощности, особенно в высокотехнологичном секторе, в обрабатывающей промышленности задействованы на 50%, а то и меньше. Если их задействовать должным образом, уже завтра можно иметь очень солидную прибавку. У нас хватает трудовых ресурсов. Мы их растранжириваем налево и направо. За последние три года отток талантливых, способных кадров за рубеж увеличился вдвое: с 20 до почти 40 тысяч. У нас полтора миллиона специалистов высшей квалификации работают за границей. Можно было бы принять программу их достойного возвращения, и многие с удовольствием вернулись, чтобы работать на отечественном производстве.
У нас есть целый букет прекрасных решений, связанных с развитием агропромышленного комплекса. Мы могли бы 500-600 млн человек кормить великолепными экологически чистыми продуктами. Но наши предложения в должной мере не реализуются. Это касается и программы переработки леса, программы «Чистая вода» и целого ряда других. Это касается и развития транспортных магистралей. Короче говоря, можно было бы все это осмыслить и принять исчерпывающие решения.
Президент поручил новому составу правительства в ближайшие три месяца дать ему предложения, как реализовывать его указ. Но финансово-экономический блок кабинета министров у меня не вызывает никакого энтузиазма. Он продолжает ту же костяную яичницу, что и гайдары, чубайсы, улюкаевы, шуваловы.
Сама площадка Санкт-Петербургского экономического форума является привлекательной. Там высказывалось много довольно интересных идей. Были представлены все регионы, и у них есть, что показать. Но нужна общенациональная государственная программа развития и поддержки, прежде всего, тех отраслей, которые бы нам позволяли быть на передовых позициях. Это касается атомной, авиационной, ракетно-космической промышленности. У нас было великолепное станкостроение, робототехника, успешно развивалась электроника. Сюда надо вкладывать средства, и в срочном порядке выходить на передовые рубежи. Но я не вижу у нынешнего правительства энтузиазма и желания энергично развивать эти отрасли.
Короче говоря, нужен серьезный поворот, реальная модернизация, инновации и освоение суперсовременных технологий. Но это требует больших ассигнований на науку и новых кадров. Что, в свою очередь, предполагает более эффективную систему государственного управления.
Посмотрим, что будет впереди. Толчок на форуме дан, но мы обязаны выйти на темпы развития выше мировых. Почти 100 лет мы имели такие темпы развития. Но последние 10 лет мы плетемся в хвосте и теряем свои позиции. Если мы в ближайшие год-два не выйдем на мировые темпы, можем отстать навсегда. Поэтому стоит очень жесткая задача. Она требует энергичных действий и слаженной работы всей команды, будь то исполнительная, законодательная власть или региональные кадры.