В газетах «Правда» и «Советская Россия» опубликован материал Председателя ЦК КПРФ Г.А. Зюганова, посвящённый 25-летию драматичных событий августа 1991 года.
Четверть века отделяет нас от трагических событий 1991 года. Неудачная попытка Государственного комитета по чрезвычайному положению остановить развал страны стала финальным актом в уничтожении Советского Союза. Нерешительность одних и предательство других враги социализма использовали для расправы над нашей великой Родиной.
Преступление перед человечеством
Принято говорить, что большое видится на расстоянии, а важные события в полной мере можно оценить только по прошествии времени. Разрушение СССР оглушило и потрясло до глубины души свидетелей этого преступления. Трудно было поверить в то, что высшие руководители партии и страны, клявшиеся в верности социализму, оказались предателями. Они совершили то, что во все времена считалось самым страшным, гнусным и непростительным. Великий поэт Данте поместил предателей в девятый — самый глубокий круг ада. А поступок Иуды, предавшего своего учителя Христа за 30 сребреников, навечно стал символом самого низкого морального падения.
В отличие от Иуды, который не смог вынести груза своего преступления, предатели Советского Союза бессовестно кичатся своей изменой. В могилу они уходят, не покаявшись перед народом, который обрекли на огромные страдания. Перед нами же с каждым годом всё яснее вырисовывается масштаб трагедии — нет, не только национальной, а общечеловеческой — разрушения СССР.
Когда американские стервятники и их натовские приспешники бомбят очередную страну ради «победы демократии», истоки этой безнаказанности нужно искать в 1991 году. Когда религиозные фанатики рушат древние храмы и режут детей, нельзя забывать, что именно уничтожение Советского Союза открыло ящик Пандоры, выпустило на волю страшных демонов мракобесия и терроризма.
1991 год принёс многие беды человеческой цивилизации. Временное торжество капиталистической реакции — это шаг назад для всей планеты. Ход истории неумолим, и социализм обязательно победит, но теперь борьба за лучшее будущее человечества будет сопряжена с куда большими трудностями.
Для нашего народа утрата Советского Союза обернулась катастрофой. 70-летнее строительство справедливого общества было прервано. Устойчивое развитие страны принесли в жертву жадности, глупости и нечеловеческой злобе кучки «прорабов перестройки».
Уже в первые десятилетия своей истории Советский Союз вошёл в число ведущих государств мира по уровню промышленного производства. Патриархальная крестьянская Россия превратилась в лидера социального, научного и культурного развития. На нашу страну с надеждой смотрели миллионы и миллионы трудящихся по всему миру. И СССР их не подвёл. Благодаря социализму и Советской власти был разгромлен фашизм, рухнула мировая колониальная система. Даже хвалёные социальные стандарты стран Запада появились благодаря Советскому Союзу. Видя успехи нашей страны и боясь распространения социалистических идей, буржуазия пошла, скрепя сердце, на определённые уступки распределении доходов.
«Прорабы перестройки» — могильщики страны
Со смертью Сталина в социально-экономической системе СССР проявлялось всё больше «проблемных зон». Снижались темпы развития народного хозяйства. Тревожные тенденции возникали в сфере общественного сознания. Но причиной этого стали не объективные законы социализма, а, наоборот, волюнтаристские отступления от них. Происходило отдаление от народа многих представителей партийного руководства. Появились те, кто, желая «жить, как на Западе», хотели сбросить с себя «путы» социалистической законности и «груз» социальной ответственности.
Начало перестройки большинство граждан приняли с воодушевлением. В ней видели возможность избавления от отрицательных явлений. При этом основы социалистического строя сомнению не подвергались. Доказательство тому — мнение миллионов жителей СССР, высказанное на Всесоюзном референдуме в 1991 году.
Однако у руля страны оказались люди, стремившиеся не улучшить жизнь народа и исправить ошибки. Их целью стало разрушить страну и уничтожить социалистический строй. Пройдёт время, и в этом признаются и Горбачёв, и Яковлев. Они прямо скажут, что ещё до прихода в высшие эшелоны власти лелеяли мечту об уничтожении советской системы. Но чтобы приблизиться к этой цели, они скрывали её в привлекательных обёртках «ускорения», «гласности» и «социализма с человеческим лицом».
Придя к власти, М. Горбачёв начал целенаправленный демонтаж социалистической экономики и подрыв всех основ советского жизнеустройства. Народное хозяйство СССР к 1985 году отнюдь не находилось в глубоком кризисе, как до сих пор утверждают либералы. Оно демонстрировало поступательный рост, порой не снившийся развитым капиталистическим экономикам. Так, за время выполнения XI пятилетнего плана (1981—1985 гг.) основные производственные фонды всех отраслей народного хозяйства выросли на треть. Валовой национальный продукт увеличился почти на 20 процентов. Производство электроэнергии — на 15 процентов. И этот ряд цифр можно продолжить.
Разрушение советской экономики было искусственно спровоцированным направляемым процессом. Его вызвали вполне конкретные решения. Среди них — отмена государственной монополии внешней торговли и принятие таких законов, как «О государственном предприятии» и «О кооперации». Финансовая система и потребительский рынок были сознательно разрушены. В итоге к 1991 году страна оказалась в кризисе. Экономика не только перестала расти, а ушла в минус. Образовался огромный дефицит бюджета. Внешний долг вырос в четыре раза, а золотой запас сократился вдесятеро. Возникла угроза голода. В ряде мест были введены талоны на отдельные продукты питания.
Смертельные удары наносились по мировоззрению советских граждан. Эпоха «перестройки» и «гласности» стала временем активного внедрения в умы и сердца людей зловредного семени национализма, антисоветизма и русофобии. Изо дня в день все ведущие издания печатали «разоблачительные» материалы. Они смешивали с грязью нашу историю, дискредитировали армию и органы госбезопасности. Растравливались давно зажившие раны межнациональных конфликтов. Начали полыхать кровавые столкновения в Карабахе, Сумгаите, Южной Осетии, Ферганской долине… Перестройка, по меткому замечанию выдающегося мыслителя Александра Зиновьева, превратилась в «катастройку».
Всё это, подчеркну, стимулировалось из верхних эшелонов власти. Советские люди долго не допускали мысли, что у руля государства могут оказаться предатели. Прозрение начинает наступать в 1989—1990-х годах. Однако массового и хорошо организованного сопротивления губительным реформам своевременно так и не возникло. Массы были дезориентированы.
«Слово к народу»
И всё же шанс остановить падение в пропасть был. 23 июля 1991 года «Советская Россия» благодаря мужеству своего редактора Валентина Чикина опубликовала наше обращение «Слово к народу». Обнародовать его было непросто. Гласность и демократия по-горбачёвски существовали только для антикоммунистов. Но молчать было недопустимо. В то время, как и в Великую Отечественную, патриотами или предателями люди становились быстро и навсегда.
Обращение подписали двенадцать человек. Среди них — писатели Юрий Бондарев, Валентин Распутин, Александр Проханов, генералы Валентин Варенников и Борис Громов, народная певица Людмила Зыкина. «Случилось огромное небывалое горе. Родина, страна наша, государство великое, данное нам в сбережение историей, природой, славными предками, гибнет, ломается, погружается во тьму и небытие» — так начиналось наше письмо. Мы обратились ко всем жителям СССР — к рабочим и крестьянам, к учёным, к армии с призывом остановить беду: «Очнёмся, опомнимся, встанем и стар и мал за страну. Скажем «Нет!» губителям и захватчикам. Положим предел нашему отступлению на последнем рубеже сопротивления».
Сложно передать словами, какую злобу вызвало «Слово к народу» у лидеров «демократического движения». Ельцин и Руцкой грозили мне тюрьмой, а Александр Яковлев обозвал наше обращение «набором злобных пассажей» и «пошлым сочинением».
Но нас всё-таки услышали. Меньше месяца спустя, 18 августа, был образован Государственный комитет по чрезвычайному положению СССР. В первый же день он выпустил Обращение к советскому народу, которое повторило основные положения «Слова к народу». «Над нашей великой Родиной нависла смертельная опасность! Начатая по инициативе М.С. Горбачёва политика реформ, задуманная как средство обеспечения динамичного развития страны и демократизации общественной жизни, в силу ряда причин зашла в тупик… Насаждается злобное глумление над всеми институтами государства. Страна по существу стала неуправляемой», — подчёркивалось в этом документе.
В нашей истории не много событий, столь же оболганных, как краткосрочная деятельность ГКЧП 18—21 августа 1991 года. В её отношении до сих пор безосновательно используется термин «путч». Грешат этим и официальные лица. Причина понятна: участников ГКЧП нужно было представить в максимально невыгодном свете, выставить их злобными авантюристами и крайними реакционерами.
В действительности всё было с точностью до наоборот. Члены Государственного комитета по чрезвычайному положению действовали полностью в рамках закона или, как сейчас модно говорить, в правовом поле. А вот их противники во главе с Ельциным грубо нарушили действовавшую Советскую Конституцию. Именно их и нужно называть путчистами.
Образование ГКЧП вызвали две главные причины. Первая как раз и была связана с преступными действиями президента РСФСР Ельцина. Он прямо отказывался признавать союзные законы. Вот почему в обнародованном 19 августа заявлении ГКЧП указывалось: «Установить, что на всей территории СССР безусловное верховенство имеют Конституция СССР и Законы Союза ССР».
Второй причиной явилось намеченное на 20 августа подписание «нового союзного договора». Существовала опасность конфедерализации СССР, что грубейшим образом нарушало бы волеизъявление граждан, выраженное в марте 1991 года за сохранение Союза.
Таким образом, восстановление законности и сбережение Советского Союза являлись основными целями ГКЧП. Использовать слова «путч» или «попытка переворота» — значит грубо манипулировать сознанием граждан.
ГКЧП — утраченный шанс
Не буду излагать ход событий августа 91-го. Остановлюсь на причинах поражения ГКЧП. Главными из них стали, по моему убеждению, плохая подготовка и нерешительность членов Комитета. Вместо того чтобы обратиться за помощью к народу и призвать советских граждан выйти на улицы для защиты Родины, они спасовали перед кучкой сторонников Ельцина, собравшихся у здания Верховного Совета в Москве. Никакого общенародного выступления против действий ГКЧП не было. Министр обороны и член Комитета Дмитрий Язов позднее писал, что максимальная численность «защитников демократии» не превышала 70 тысяч человек. А это — менее 1 процента населения Москвы. Ни в одном другом населённом пункте страны акций протеста зафиксировано не было.
Грубой ошибкой ГКЧП явилось то, что не был созван Съезд народных депутатов СССР. На нём следовало принять решение об отставке Горбачёва и разработать курс развития страны в сложившихся условиях. Все эти шаги были бы полностью легитимными. Наконец, фатальным просчётом стало решение не арестовывать Ельцина. Драгоценное время было упущено, и инициатива перешла к противникам.
Ещё одна проблема состояла в том, что государственные служащие на местах не проявили должной активности в исполнении решений ГКЧП. На это повлияли и кадровые чистки периода перестройки, и общая дезориентация населения. Коснулось это и силовых структур. В течение стольких лет они подвергались настоящему информационному террору, клеймились как «каратели тоталитарного режима». Это создавало тяжёлую моральную атмосферу в органах безопасности, милиции и армии, ослабляло их способность к действию.
Наконец, особую роль сыграло предательское поведение Горбачёва. План создания ГКЧП впервые обсуждался на совещании у него ещё в марте 1991 года. Тогда же был определён состав Комитета. Накануне августовских событий Горбачёв заявил участникам ГКЧП: «Действуйте!», но сам остался за кулисами. Другими словами, умыл руки и обеспечил себе возможность «всплыть» при любом исходе дела. В полной мере подлость этого деятеля проявилась после неудачи ГКЧП, когда Горбачёв на весь мир заявил о своём «заточении» в Форосе. Увы, этот лживый миф до настоящего времени не исключён из учебников истории.
Сочетание ряда причин обусловило провал столь необходимой, но столь неуверенной попытки остановить развал великой Советской державы. Страна оказалась погружена в пучину хаоса и вакханалии тёмных сил. Дальше были погромы в помещениях ЦК КПСС и снос памятника Дзержинскому, избиение омоновцами ветеранов Великой Отечественной 23 февраля 1992 года, расстрел Верховного Совета осенью 1993-го и гибель тысяч и тысяч людей из-за нищеты, голода и бандитских разборок. Страна пережила один из худших периодов в своей истории. Это была эпоха тотальной сдачи национальных интересов и невиданного ограбления трудящихся. Те годы сейчас называют «лихими девяностыми». Исконное значение слова «лихо» — зло. Точнее и не придумаешь.
Одни тогда говорили, что «Россия одурела». Другие были максимально точны: «Целились в коммунизм, а попали в Россию!» Но когда Отчизна в беде, одних, даже очень точных, оценок мало. Нужно действовать. И коммунисты не отсиживались за чужими спинами. Мы возродили свою партию — КПРФ. Мы вернули стране Знамя Победы. Мы сохранили ленинскую «Правду» и создали свой телеканал «Красная линия». Мы возродили пионерию и комсомол. Сегодня мы ощущаем уверенную поддержку наших идей многими миллионами своих соотечественников.
Позади четверть века. В результате поражения ГКЧП Советский Союз был разрушен. Личный список потерь от этой трагедии может предъявить большинство российских семей. И список этот далеко не исчерпан.
Противники России обкладывают нас враждебным кольцом военных баз. Внутри страны они пытаются вырастить колонны новых «прорабов перестройки». Теперь это называется технологией «оранжевых революций». После 1991 года мы много раз видели её в действии: в Грузии и на Украине, в Киргизии и Армении. Предпринималась попытка свалить и народного лидера Белоруссии. Однако опора Александра Лукашенко на широкую народную поддержку сломала планы заокеанских политтехнологов и спецслужб.
От объективной оценки событий августа 1991 года российское руководство отказывается до сих пор. Это значит, что в исторической битве, начавшейся четверть века назад, оно находится на стороне Горбачёва и Ельцина. Данный факт и подтвердило открытие Ельцин-центра. Эта позиция крайне опасна для настоящего и будущего России. Не дав справедливую оценку прошлому, не отыскать правильной дороги вперёд. Вот и трагедия братской Украины уходит корнями в 1991 год.
Оставаясь на позициях антисоветизма и русофобии, невозможно обеспечить возрождение страны. Как нельзя и бороться с «оранжевой проказой» на словах, а на деле отдавать экономику в руки отъявленных либералов. Для выхода из тупика КПРФ подготовила программу из десяти конкретных шагов к достойному будущему. Вместе мы должны направить своё Отечество на путь добра и справедливости, на путь социализма XXI века.
Геннадий ЗЮГАНОВ,
Председатель ЦК КПРФ
Источник: kprf.ru