29 сентября на заседании Государственной Думы выступил депутат фракции КПРФ В.Ф. Рашкин. Публикуем текст его выступления.
- Уважаемый председатель, уважаемые депутаты Государственной Думы!
Сегодня я хотел бы выступить с непростой темой – вспомнить о событиях октября 1993 года, о той трагедии, которая произошла 24 года назад и до сих пор остается незаживающей раной в памяти нашего народа. Мы помним о людях – самых разных национальностей, – которые тогда погибли в центре Москвы. И не от пуль завоевателей, а от рук своих же соотечественников. Это была настоящая гражданская война: хорошо, что она длилась всего два дня, но плохо, что она вообще произошла. И еще хуже – что мы до сих пор не вышли из того порочного круга, в который ввело нас тогдашнее либеральное правительство, стрелявшее из танков по обнищавшему народу. Да, именно так, мы и сейчас живем в парадигме 1993 года – все с той же конституцией, теми же олигархами (к ним, правда, добавились некоторые новые лица), тем же либеральным грабительским курсом.
Давайте вспомним: почему страна дошла тогда до противостояния, закончившегося стрельбой по людям у Дома Советов?
Политический кризис, расколовший общество, возник не на пустом месте. Все началось в 1991 году, когда Ельцин заявил о проведении радикальных реформ и создал правительство либералов, назначив Гайдара ответственным за экономическую политику. Поспешные, необдуманные реформы 1991-1992 годов либерального правительства Ельцина-Гайдара привели к острому конфликту между ветвями власти и проложили дорогу к катастрофе.
Резкий и принципиальный отказ от советской системы оказался ударом для всего общества. Взяли и отсекли все то ценное, что выстраивалось десятилетиями. Все мы помним, как была проведена приватизация, как в одночасье отпустили цены, как «либерализовали» внешнюю торговлю, открыли наш рынок внешним агентам и подготовили все условия для вывода из страны награбленных капиталов.
Съезд народных депутатов уже в апреле 1992 года призвал прекратить этот беспредел, но Ельцин и его команда никого не слушали и предпочли пойти на конфликт, нежели поменять свой курс. В конце 1992 года, на VII съезде народных депутатов, возникло уже открытое противостояние между парламентом и исполнительной властью, вылившееся в настоящий конституционный кризис.
Ельцин не соглашался ни на какие уступки, ведь он занимался последовательным укреплением личной власти и обеспечением привилегий для своих приближенных. Приватизация и либеральные реформы идеально отвечали интересам стремительно обогащавшихся прозападных предпринимателей – будущих олигархов, занимавшихся тогда дележом богатств и активов нашей страны.
Ближний круг либерального правительства обижен не был, все условия для удовлетворения личных амбиций людей, входящих в этот круг, были созданы. Однако для подавляющего большинства россиян, для простого народа, не было предусмотрено никаких гарантий соблюдения прав, никакой защиты. Люди привыкли к заботе советского государства, которое было по-настоящему социальным, а их вытолкнули из привычной системы координат в «дикий» капитализм.
Естественно, было много несогласных с такой политикой, и ситуация была доведена до того, что люди вышли на массовый протест. Как мы знаем, конфликт осенью 1993 го был решен не путем поиска компромиссов и возможностей для учета интересов всех сторон, а жесткими силовыми методами. Этот выбор и предопределил трагедию и массовые жертвы, а также путь, по которому развивалась страна, на долгие годы вперед.
В октябре 1993 года группа либералов во главе с Ельциным заживо похоронила новорожденную демократию и взяла курс на восстановление еще досоветского, архаического феодализма, где народ не значит ничего, а всем заправляют помещики и капиталисты. Оглянитесь вокруг – разве не в такой стране мы живем? Ну, разве что по улицам ездят не извозчики, а современные автомобили. Но, по сути, страна оказалась отброшена на 100 лет назад, начался распад всего того, что с таким трудом было создано для модернизации России в советское время.
К чему это в итоге привело страну и народ? К затянувшемуся экономическому кризису, гиперинфляции, катастрофическому обнищанию основной массы населения и огромному социальному расслоению, деградации социальной инфраструктуры. По ряду показателей – по обеспеченности инфраструктурой в сфере образования, здравоохранения, по состоянию дел на селе – мы сегодня отстаем от статистики предреформенных лет.
Многие ошибки тех реформ, казалось бы, признаны, а на 90-е годы давно поставлено клеймо «лихих» лет. Однако нам пора посмотреть правде в глаза и перестать ограничиваться критикой исключительно той эпохи, Ельцина и его команды. Ведь и сегодня, через двадцать с лишним лет, правительство по-прежнему придерживается все той же либеральной политики в интересах крупной олигархии. Мы никуда не уходили от курса, выбранного когда-то прозападными экономистами.
Да, в начале 2000-х годов были сделаны определенные шаги по восстановлению социальных функций государства – на тот момент это уже было вопросом выживания всего нашего общества, настолько все было развалено, – однако впоследствии государство вновь продемонстрировало нам свою приверженность неолиберальному пути. В противном случае не было бы пресловутой «оптимизации» в социальной сфере, не отменялись бы индексации итак недопустимо низких пенсий и социальных выплат, а учителям не предлагали бы зарабатывать деньги «в бизнесе».
Например, уже с 2000 года число больниц сократилось в 2 раза (в сельской местности в 4 раза), массово ликвидировались амбулатории и поликлиники; число школ уменьшилось на 37% (в селах на 45%). Качественное образование и здравоохранение становится для обычных россиян все менее доступным. Эти сферы постепенно уходят в коммерческий сектор. Параллельно государство с каждым годом, с каждым новым бюджетом, пытается сократить свои социальные расходы. Что это, как не последовательное продолжение либеральных реформ 1990-х годов?
За прошедшие годы не были сделаны и шаги по созданию реально действующего разделения властей и системы сдержек и противовесов, которые ограничивали бы исполнительную власть. После расстрела парламента в 1993 году законодательная власть так и осталась в подчиненном положении, и все мы живем по Конституции, которая стала закономерным итогом тех печальных событий. Из-за сосредоточения власти в одном центре и неработающей системы сдержек и противовесов в конечном итоге страдает вся страна. Нужно исправлять и политические ошибки прошлого – Конституция должна быть откорректирована таким образом, чтобы устранить эти дисбалансы.
Пора, наконец, сбросить тяготеющее над страной наследие конфликта 1993 года. Тогда победители выбрали социально-экономический курс, но почему мы должны жить по нему и сейчас, если он не раз успел доказать свою несостоятельность? Есть альтернативные, гораздо более эффективные социально-экономические модели, предусматривающие активную роль государства, сдерживание негативных явлений «свободного» рынка.
Кризис последних лет показал необходимость системных реформ в этом направлении, кардинального пересмотра курса. Причем ударил этот кризис, как и в 1990-е годы, в первую очередь по простым людям. Сокращаются реальные доходы населения: в 2014 году они сократились, по официальным данным, на 0,7%, в 2015 году – на 3,2%, в 2016 году – уже на 5,9%. Растет численность россиян с доходами ниже прожиточного минимума, который, не будем лукавить, сегодня итак крайне занижен. В I полугодии 2017 года число таких россиян, по данным официальной статистики, составило 21,1 млн человек. При этом вице-премьер Ольга Голодец открыто признает: российская бедность – это уникальное явление, потому что это бедность работающего населения. К тому же, по всей стране люди сталкиваются с задержками и невыплатами зарплат, подчас целые коллективы годами не могут добиться своих денег.
В таких условиях недовольных социально-экономической ситуацией все больше. По подсчетам экспертов, только за I полугодие 2017 года в стране зафиксировано более 650 протестных выступлений, причем больше 60% составляют протесты по социально-экономическим поводам: из-за невыплат зарплат, высоких тарифов ЖКХ и т.д. И, как показывает практика, такие протесты часто политизируются.
С каждым днем возрастает риск нового гражданского конфликта. И если мы не хотим, чтобы население вновь массово выходило на улицы, если мы не хотим очередного раскола в обществе, нужно действовать упреждающе: менять курс, проводить реформы, уходить от либеральной модели. В противном случае, мы можем столкнуться с повторением трагической истории и новыми жертвами.
Настало время восстановить справедливость и расследовать то, что произошло в 1993 году. Хочу обратить внимание Госдумы на некоторые правовые аспекты, которые придётся учитывать при расследовании событий сентября – октября 1993 года.
Первое. До сих пор остаётся неисполненным постановление Госдумы от 23 февраля 1994 года об объявлении амнистии. Как известно, решение о прекращении этого дела было принято сразу же после опубликования постановления. Остаются невыясненными многие обстоятельства тех событий. Виновные и невиновные лица не определены, не отделены друг от друга. Тот акт об амнистии не должен был применяться огулом, как фактически произошло в 94-м году, а лишь в отношении тех лиц, вина которых в совершении преступлений доказана. Если же вина не установлена, то дело подлежит прекращению в связи с отсутствием состава преступления. Определение оснований для освобождения от уголовной ответственности имеет важное значение. При прекращении дела за отсутствием состава преступления лицо имеет право на полную реабилитацию, а при прекращении дела по амнистии у него такого права нет.
Второе. Некоторые юристы полагают, в том числе юристы правового управления Госдумы, что расследовать обстоятельства дела нельзя, так как нет поводов, оснований для возбуждения уголовного дела. Между тем никакого основания для возбуждения дела в данном случае не требуется. Генеральному прокурору либо председателю Следственного комитета необходимо лишь отменить решение о прекращении уголовного дела. Соответствующее обращение в их адрес, как мы полагаем, должно последовать от президента РФ.
Третье. Должна быть осуществлена реабилитация невиновных! Подозреваемым и обвиняемым, в отношении которых прекращено уголовное дело за отсутствием в их действиях состава преступления, государство должно возместить имущественный и моральный вред в соответствии с правилами, установленными в главе 18 Уголовно-процессуального кодекса. Вред должен быть возмещён также тем лицам либо их родственникам, которые пострадали от неправомерных действий участников событий сентября – октября 1993 года с обеих сторон. Если будут установлены лица, причинившие такой вред жизни или здоровью пострадавшего, иск предъявляется этому обвиняемому. Если виновные не будут установлены, возмещение вреда должно взять на себя государство точно так же, как оно возмещает вред пострадавшим от терактов, стихийных бедствий, аварий и катастроф.
Четвёртое. Давая правовую оценку тех событий, необходимо учитывать заключение Конституционного суда от 21 сентября 1993 года. В нём президентский указ №1400 признан не соответствующим Конституции, а действия президента, как следует из заключения Конституционного суда, служат основанием для его отстранения от должности. Защитники Дома Советов, противодействуя исполнению указа №1400, действовали согласно выводам Конституционного суда. Их деяния не могут квалифицироваться как преступления. Исключением могут быть лишь эксцессы, когда деяния выходили за рамки крайней необходимости.
Уверен, все эти решения когда-то будут приняты. Современное российское государство покаялось в гибели царя Николая II, в репрессиях прошлого века. Признание невиновными тех, кто в 1993 году защищал Верховный Совет, будет акцией естественной и необходимой.
Уважаемые коллеги! Призываю всех задуматься о пересмотре системы, которую мы создали после октября 1993 года и в которой до сих пор живем. От того, будем ли держаться за прошлое или будем, наконец, действовать в интересах страны и общества, зависит наше будущее. Пора преодолеть пороки системы, навязанной нам 24 года назад под дулами танков.
Пресс-служба депутата Государственной Думы
В.Ф. Рашкина