Перед человечеством стоит сложнейшая глобальная проблема – проблема народонаселения. На сегодня численность населения Земли составляет около 7 млрд. человек. К концу 21 века нас будет насчитываться примерно 12 млрд. человек.
Рост численности населения вызывает все остальные проблемы, с которыми сегодня сталкивается земная цивилизация. Прежде всего, это удовлетворение потребностей человека. Ведь каждый из нас нуждается в глотке чистого воздуха и воды, в одежде, в пропитании, в защите от холода или жары. В свою очередь все это вызывает необходимость роста выработки энергии и производства продуктов потребления с неизбежным нарастанием объемов отходов производства и потребления, на утилизацию которых также требуются энергетические затраты.
Напомню, что после Второй мировой войны западные страны запустили новую экономическую систему потребительства, суть которой заключается в следующем принципе: потребляй, выбрасывай, покупай новое. Капитализм по-другому просто не может развиваться. Фактически была включена машина по истреблению природных ресурсов. Она работает и сегодня. Антропогенное воздействие человека на природу стремительно возрастает, что приводит к деградации окружающей среды и условий проживания самого человека. Например, общее количество кислорода, которое было потреблено всей цивилизацией до нашего времени, составляет 200 млрд. тонн. Мы это же количество кислорода истребили за последние 50 лет. Сегодня это чувствуют все на Земле, природа пытается защитить себя путем, прежде всего изменения климата, порождая природные явления, угрожающие жизни человека. Не трудно спрогнозировать, что продолжение существования общества безудержного потребительства с одновременным ростом народонаселения, неизбежно закончится экономическим и энергетическим коллапсом, катастрофой – гибелью человеческой цивилизации.
В настоящее время так называемое «устойчивое развитие» мира связано с практически неограниченным потреблением энергии и ресурсов. Глобальное вовлечение в технологическое развитие всё новых стран и регионов в глобальном мире приводит к всё более интенсивному потреблению, а фактически к истреблению природных ресурсов. К «золотому миллиарду» на наших глазах примыкают Китай и Индия, половина населения земного шара пересела с велосипедов на автомобили. Фактически наступает ресурсный коллапс. Вопрос в том, он произойдет завтра или с некоей, так сказать, временной сдвижкой - это вопрос второй. Но борьба за истощающиеся ресурсы стала доминантой мировой политики. И это очень хорошо сегодня видно. Слабым утешением являются утверждения о решении энергетической проблемы за счет использования потенциалов возобновляемых источников энергии - ветровой и солнечной. Подключение этих источников может лишь продлить агонию, поскольку их потенциал ограничен: нельзя, например, получить больше солнечной энергии, чем его дает Солнце. Кроме того, использование ветровой и солнечной энергии также отрицательно сказывается на окружающей среде, поскольку ветер играет значительную роль в конвективном теплообмене воздуха, а фотосинтез солнечной энергии обеспечивает, в том числе, и пополнение атмосферы кислородом.
Удивительно, но чувство самосохранения пока так и не овладело человеком. Человек назвал себя разумным (гомо сапиенс), однако его поведение вызывает большие сомнения в справедливости такого самоопределения. Он так и не научился между собой договариваться по общим проблемам. Вместо этого непрерывные войны, вражда, огромные траты средств на уничтожение друг друга, что только приближает катастрофу. Нынешним миром движут, к сожалению, пороки человеческого существа, заложенные в его гены длительным историческим развитием – жажда наживы, жажда удовольствий, жажда роскоши и т.д. Не избавившись от этих пороков, его ждет неминуемая гибель.
В рамках капиталистического общества осуществить это невозможно, поскольку это общество, построенное именно на безудержном потребительстве, только усугубляет пороки человеческого существа. И фактически, если жить в этой парадигме, в которой мир находится сегодня, то через определенный период времени цивилизация должна, сохранив колесо, огонь, скотоводство, вернуться к первобытному существованию или погибнуть.
Попытка решить цивилизационную проблему была предпринятая в нашей стране после Великой Октябрьской социалистической революции, 100-летний юбилей которой мы будем отмечать в текущем году. Уничтожив эксплуатацию человека человеком, приступив к строительству социализма, в СССР родилось новое общество – общество равных возможностей и удовлетворения разумных потребностей. Большое внимание уделялось воспитанию человека новой формации, лишенного наследственных пороков прошлого. К сожалению, попытка, несмотря на огромные достижения и завоевания, закончилась неудачей. И причина неудачи во многом кроется именно в том, что так и не удалось искоренить из глубины сознания советского человека тех самых пороков. Лживые обещания рыночного благоденствия взяли верх, бросив народ в лапы тех, для кого и наступило время истинного благоденствия, а для основной массы - нищету и прозябание. Все вернулось на круги своя – снова безудержная эксплуатация человека и природных ресурсов и уничтожение самой природы.
Понятно, что будущее цивилизации может быть связано только с социализмом. Только такое общество может воспитать нового человека с измененным сознанием, и только такое общество может поставить достижения цивилизации, прежде всего науки, на сохранение и развитие человека, а не на его гибель.
Современная наука может творить чудеса. Причем, как для блага человека, так и во вред ему. Сегодня есть возможность к переходу к так называемым природоподобным технологиям, т.е. к технологиям, которые не наносят урон окружающему миру, а существуют с ним в полной гармонии и позволяют восстановить нарушенный человеком баланс между биосферой и техносферой. Такие технологии включаются в цепочку замкнутого ресурсооборота. Они сегодня на слуху, когда детали создаются природным путем, фактически их выращивая. Выращиваются даже биологические вещи, например, протезы, кости, т.е. выращиваются даже детали человеческого организма.
Но эти достижения могут представлять и серьезную угрозу для человека. Приведу простой пример. Допустим, создается искусственная клетка. Эта искусственная клетка, с одной стороны, медицински важна. Она может быть диагностом, она может быть целевым доставщиком лекарств и т.д. Но, с другой стороны, она может быть и вредоносной. И тогда фактически одна клетка, которая имеет генетический код и может саморазвиваться, является оружием массового поражения. При этом благодаря достижениям современной генетики можно создать клетку, ориентированную на конкретный этнос. Это может быть безопасно для одного этноса и вредоносно, смертельно для другого. Т.е. возможен очевидный тип опасности при появлении принципиально нового оружия массового поражения. Возникает опасность одностороннего владения этими технологиями, одной стороной, и их использования.
В принципе весьма реально такое зловещее будущим, но надо понимать, что, к сожалению, это и современная реальность. Более того, сегодня наука обеспечила технологическую возможность создать принципиально новый подвид гомо сапиенс - так называемого «служебного» человека. Свойство популяции «служебных» людей очень простое - ограниченное регулируемое самосознание, а также управление размножением. И третья вещь - дешевый корм, это генно-модифицированные продукты. Все это тоже уже готово.
Фактически сегодня возникла реальная технологическая возможность выведения «служебного» подвида людей, и этому помешать уже не может никто, это развитие науки. И мы с вами должны понимать, какое место в этой цивилизации мы можем занять, если будем плестись в ее хвосте.
Что мы сегодня наблюдаем? Слом системы базовых моральных принципов и создание альтернативных ценностей, которые не вписываются в настоящую жизнь, т.е. абсолютизация свободы личности. Со всех сторон сегодня говорят, что ребенок важнее родителей. Это происходит на всех уровнях. Абсолютизация свободы личности: личность выше государства суверенного, дети выше родителей и так далее. А к чему это приводит? Это фактически лозунг к слому суверенного государства, суверенитета государства, который является единственным инструментом защиты общества и ценностей и соблюдения баланса между правами и свободами человека. Абсолютизация лозунга свободы личности приводит к уничтожению суверенных государств. А дальше - у нас нет защиты, у нас появляются толпы людей, которые борются друг с другом и легко управляются извне. И это есть мощнейший инструмент. Идет фактически замена организованного сообщества взаимодействующих и защищенных государством людей совокупностью, популяцией управляемых отдельных индивидуумов.
Фактически сегодня мы имеем это в гуманитарной сфере, и базируется оно на технологической базе создания «служебного» человека. Капитализм подключает все средства для продления своего существования.
Но это гибельный путь для земной цивилизации. Ее спасение только на пути развития общества на принципах социализма – гуманного общества, исповедующего уважение к человеку, бережное отношение к природе, где наука выполняет свои обязанности исключительно в интересах будущего земной цивилизации.
Только при социализме возможно разрешение всех стоящих перед земной цивилизацией проблем, а самоопределение человека как гомо сапиенс может стать настоящей реальностью.