There was a problem loading image 'images/news/2014/12/03001.png'
There was a problem loading image 'images/news/2014/12/03001.png'
Люди старшего поколения наверняка помнят, как в дни вручения членских билетов КПСС каждый вступивший получал вкладыш в партийный документ с замечательными словами: «Партийный билет – это личное знамя большевика. И пронести его надо через всю жизнь незапятнанным, без потерь».
Эти слова принадлежат Сергею Мироновичу Кирову, видному государственному и партийному деятелю Советского Союза, пламенному революционному трибуну, верному ученику В.И. Ленина, ближайшему соратнику и другу И.В. Сталина¸ одному из руководителей обороны Астрахани от белогвардейцев.
1 декабря исполнилось 80 лет со дня убийства этого выдающегося партийца.
День памяти Кирова заставляет нас ещё раз обратиться к его удивительной биографии и идейно-политическому наследию. Вспомним лишь три эпизода, отвечающих на некоторые вопросы сегодняшнего дня.
ЭПИЗОД ПЕРВЫЙ. В 1918 году Киров стал главным организатором Второго съезда народов Терека в городе Моздоке. Съезд проходил в сложнейшей обстановке.
Северный Кавказ тогда был отрезан от Центральной России полчищами генерала Каледина. Кроме того, Октябрьская революция пробудила национальное самосознание горских народов, многие из которых были изгнаны царизмом со своих исконных земель и лишены права на самостоятельное культурное развитие.
Под шумок съезда контрреволюционные атаманы готовили новые карательные экспедиции против ингушей и чеченцев, которые якобы захватывают казачьи земли. Дело шло к масштабной межэтнической резне.
В этой обстановке Киров принимает единственно верное решение — создать блок партий социалистического и националистического толка, чтобы сообща отстаивать на съезде мир между народами.
Киров сделал важнейшую тактическую уступку меньшевикам и эсерам — дал обещание не форсировать провозглашение Советской власти на Северном Кавказе. Он испытывал колоссальное давление со стороны некоторых товарищей по партии. Если бы он только поддался левацкой фразе, всех партийцев завтра же постигла бы участь лидера дагестанских большевиков Уллубия Буйнакского, зверски убитого деникинцами. Но Киров выстоял. Г.К. Орджоникидзе докладывал Ленину: «Благодаря умелой политике Кирова удалось расстроить казацкую махинацию и не допустить объявления съездом войны горцам».
ЭПИЗОД ВТОРОЙ о тносится к 1921 году. Учредительный съезд Советов Горской ССР. Киров, член Кавказского бюро ЦК РКП (б), выступает с докладом о позиции Советского государства в отношении мусульманского права и суда. Вот что он говорит делегатам: «Если мы будем по одному шаблону строить наши суды, о чем говорили здесь, естественно, из этого решительно ничего не выйдет… Если вы желаете судиться по шариату, судитесь по шариату; это дело ваше — в том смысле, что, очевидно, только такая форма в данном случае понятна народу. Только на основании такого судопроизводства для известных групп национальностей, живущих здесь, Советская власть будет понятна, доступна и может быть ими воспринята».
Совет старейшин Назрановского округа отмечал, что «с восстановлением шариата среди ингушей ингушская беднота убедилась, что Советская власть действительно идет навстречу трудящимся».
ЭПИЗОД ТРЕТИЙ. Как это ни удивительно звучит, Киров имел самое прямое отношение к реформе исторического образования в СССР. Ведь долгое время в исторической науке господствовала так называемая «школа М.Покровского». Схематизм, присущий взглядам ученых этого направления, не оставлял места в истории для национального и культурного своеобразия народов России.
В начале 1934 года были опубликованы «Замечания по поводу конспекта учебника по истории СССР». Их соавторами были Сталин, Киров и Жданов. Они начинались со следующего абзаца: «Группа Ванага (авторы конспекта) не выполнила задания и даже не поняла самого задания. Она составила конспект русской истории, а не истории СССР, т.е. истории Руси, но без истории народов, которые вошли в состав СССР (не учтены данные по истории Украины, Белоруссии, Финляндии и других прибалтийских народов, северокавказских и закавказских народов, народов Средней Азии и Дальнего Востока, а также волжских и северных народов — татары, башкиры, мордва, чуваши и т.д.)».
Отдавая дань русскому вопросу, который на протяжении десятилетий после Сталина находился где-то на задворках партийной идеологии, мы не должны сегодня забывать и о той 26-миллионной части нерусского населения, которая проживает на территории России испокон веков. И бесценный опыт Кирова, умевшего находить общий язык с представителями самых разных национальностей, еще очень пригодится КПРФ.