31 августа состоялось очередное заседание Думы Астраханской области. В повестке дня было более 30 вопросов. Среди самых социально значимых стоит выделить проект закона о земельных отношениях и о порядке предоставления компенсаций расходов на оплату жилых помещений. Также, депутатам был представлен отчет об исполнении бюджета региона за первое полугодие 2017 года.
Отчет об исполнении бюджета
С докладом об исполнении бюджета в первом полугодии 2017 года выступил министр финансов Астраханской области Виталий Шведов. Отчет получился достаточно оптимистичным. Доходы бюджета составили 17 248,4 млн рублей, что на 30% выше уровня прошлого года. При этом расходная часть выросла всего на 6% и достигла 16 709,3 млн рублей. Таким образом, профицит регионального бюджета составил 539 млн рублей.
Во многом это связано с тем, что в первой половине года поступления налоговых и неналоговых платежей сложились на уровне 14 062,2 млн рублей, что на 20% выше уровня прошлого года. Среди налоговых поступлений значительна доля налога на прибыль организаций. Эти платежи более чем в 2 раза превысили прошлогодние показатели по первому полугодию.
Стоит сказать о еще одном факторе – снижении внутреннего государственного долга региона более чем на 2,5 млрд рублей. На 1 июля 2017 года он составил 26 856,9 млн рублей. Хотя при этом произошло увеличение в структуре долга доли коммерческих заимствований.
Также депутаты обратили внимание на низкий уровень собираемости других налогов, помимо налога на прибыль, недостаточную работу с федеральным центром по некоторым видам субсидий и бюджетных трансфертов.
Об инвестиционной политике
Министр экономического развития Астраханской области Элина Полянская представила депутатам законопроект, направленный на улучшение инвестиционного климата в регионе, а также повысить бюджетную эффективность инвестиционной деятельности. Документом систематизированы формы и виды поддержки инвестиционного бизнеса, определены критерии соответствия проектов для получения поддержки, закреплены гарантии стабильности на период реализации проекта. Предусмотрены и механизмы защиты интересов региона от недобросовестных инвесторов. И в случае невыполнения обязательств, инвестору придется возместить в бюджет суммы неуплаченных налогов.
Законопроект был одобрен Думой в первом чтении. При этом надо отметить, что при комитете Думы по бюджетно-финансовой, экономической и налоговой политике создана рабочая группа, которая представит свои предложения по совершенствованию законопроекта.
О порядке предоставления компенсаций расходов на капитальный ремонт
3 июля 2017 года вступил в силу закон, которым предусмотрено предоставление пожилым астраханцам компенсации по оплате взносов на капитальный ремонт. Автор закона – Председатель Думы Игорь Мартынов.
Это новая мера поддержки, поэтому необходимо определить порядок ее предоставления. К тому же Жилищным Кодексом России предусмотрен ряд дополнительных условий получения компенсационных выплат. Согласно им, претендовать на эту меру поддержки могут неработающие одинокие пенсионеры, либо семьи, состоящие из неработающих пенсионеров. При расчете суммы компенсации будут учитываться минимальный размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт за один квадратный метр и размер регионального стандарта нормативной площади жилого помещения. В этих пределах собственники квартир старше 80 лет будут получать 100-процентную компенсацию, а старше 70 лет – 50-процентную.
Законопроект, регламентирующий порядок предоставления этой меры социальной поддержки, одобрен Думой в двух чтениях.
Переходный период, необходимый для заявления о своих правах на льготы и компенсации, продлится до 1 ноября 2017 года. Предоставление документов до этого срока даст возможность использовать свое право на компенсацию с момента вступления закона в силу, то есть с 3 июля 2017 года. Тем же, кто обратится в центры соцподдержки позднее, начисление компенсации будет производиться со следующего месяца после подачи заявления.
О земельных отношениях
В первом чтении депутаты поддержали законопроект, которым предлагается внести изменения в закон «Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений». В Думу проект внес прокурор Астраханской области.
По мнению автора и депутатов, внесение изменений позволит защитить права участников долевого строительства, которые пострадали в результате банкротства застройщика. Документом предложено предоставить муниципалитетам право передавать земельные участки в аренду под строительство многоквартирных домов без торгов. При этом предполагается, что застройщик, получивший такой участок, примет на себя обязательство предоставить безвозмездно часть квартир для передачи их обманутым дольщикам.
Сейчас в Думе идет подготовка законопроекта ко второму чтению. В частности, предстоит определить порядок предоставления участков, очередность получения квартир дольщиками, количество квартир, которые застройщик будет предоставлять взамен льготного участка. В этой работе принимают участие депутаты, представители администрации города Астрахани, руководители предприятий строительной индустрии, дольщики.
Преобразования в муниципалитетах
Также на заседании Думы были приняты законопроекты, которыми закреплены изменения в структуре муниципальных образований двух районов: Камызякском и Наримановском.
В первом случае речь идет об объединении муниципальных образований «Лебяжинский сельсовет», «Образцово-Травинский сельсовет» и «Полдневский сельсовет» Камызякского района. Инициатива направлена на улучшение финансовой ситуации в селах. Предполагается сократить расходы за счет уменьшения численности управленческого аппарата, а объединение бюджетов даст возможность эффективнее решать проблемы муниципалитетов.
Административный центр нового МО расположится в селе Образцово-Травино, а население составит 5299 человек. В представительный орган войдут 10 депутатов. Руководить местной администрацией будет глава, избираемый сроком на 5 лет. В селах Лебяжье и Полдневое будет организована работа специалистов администрации, обладающих полномочиями решать хозяйственные вопросы.
Депутаты поддержали преобразования и в Наримановском районе. Здесь произойдет изменение границ: часть территорий Барановского и Волжского сельсоветов присоединятся к городу Нариманову.
На территории всех трех муниципалитетов расположена Особая экономическая зона «Лотос». И принятие такого решения существенно снизит административные барьеры для резидентов, что даст возможность более эффективного взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления в сфере земельных отношений и градостроительной деятельности.
Во всех муниципалитетах, подлежащих преобразованию, прошли публичные слушания, где были даны ответы на вопросы граждан. А в Камызякском районе состоялось выездное заседание комитета по госустройству и местному самоуправлению. Это дало депутатам уверенность в правильности решения и позволило принять оба законопроекта в двух чтениях.
Обращения в федеральный центр
Было рассмотрено и принято два обращения. Одно адресовано Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. В нем говорится о необходимости четкого определения понятия личного подсобного хозяйства и введения законодательного ограничения численности поголовья сельскохозяйственных животных в личных подсобных хозяйствах. По мнению астраханских парламентариев, это позволит исключить случаи, когда под видом ЛПХ ведется предпринимательская деятельность: содержится большое поголовье скота, налажена переработка и сбыт продукции.
ЛПХ в регионе более 105 тысяч. Во многих из них численность голов крупного рогатого скота – более 50, овец – более 1000, лошадей – более 40 голов. Исходя из таких цифр, можно говорить о том, что владелец такого подсобного хозяйства ведет предпринимательскую деятельность. В конечном счете, это приводит к появлению на рынке нелегальных товаров, а также недополучению налоговых платежей. И чтобы повлиять на сложившуюся ситуацию, необходимо изменение федерального законодательства в части установления нормирования количества скота в личных подсобных хозяйствах.
Второе обращение адресовано Правительству Российской Федерации и связано с изменением методики расчета размера субвенций, предоставляемых Астраханской области, для реализации полномочий Российской Федерации в области водных отношений.
Объем средств, выделяемых из федерального бюджета на расчистку водных объектов, а также на определение и закрепление специальными знаками границ водоохранных зон, недостаточен, - так считают депутаты Думы Астраханской области. Это связано с тем, что при расчете субсидий на эти цели учитывается протяженность не всей береговой линии, а только в границах населенных пунктов. Но ведь остальные участки также требуют внимания. В результате из-за недостатка финансирования реализация программы расчистки водных объектов может затянуться на несколько десятков лет. Поэтому Дума Астраханской области поддержала проект обращения об изменении методики расчета и распределения между регионами России субвенций из федерального бюджета.